Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:20, курсовая работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро-дискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а значит, служит его интересам.
Введение 2
1. Сущность и социальное назначение государства 3
1.1. Понятие и характерные черты государственной власти 4
1.2. Понятие государственной власти 5
2. Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. 7
2.1. Типология партий и партийных систем. 10
3. Разделение властей в РФ как основа властных отношений 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Сущность и социальное назначение государства 3
1.2. Понятие государственной власти 5
2. Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. 7
2.1. Типология партий и партийных систем. 10
3. Разделение властей в РФ как основа властных отношений 13
Заключение 16
Список
использованной литературы 17
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро-дискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а значит, служит его интересам.
История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, по существу, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство развивается и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Во властных институтах государства, помимо самого государства, можно выделить также исполнительную власть и политические партии и движения.
Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
1. Сторонники теории элит, получившей распространение в ХХ веке, считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, поэтому государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
2. Технократическая теория. По мнению ее сторонников, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
3. Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
4. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим классом, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К.Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех государств неверно1.
Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Это не означает, что современное государство полностью утратило классовость, просто она отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Все изложенное позволяет утверждать, что самое глубинное, устойчивое и в то же время постепенно изменяющееся в государстве обусловлено его историческим предназначением служить формой организации внутренне противоречивого общества, обеспечивать его единство, целостность, нормальное развитие, защищать от посягательств извне. Иначе говоря, второй, но более значимой, чем первая, является общесоциальная сторона государства.
Вывод по вопросу: сегодня государство не утратило свои классовые черты, они просто отошли на второй план, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует изучения как классового, так и общесоциального начал. Игнорирование хотя бы одного из них приведет к однобокости понимания.
Повторим еще раз: сущность государства - это вопрос о том, в чьих руках находится и в чьих интересах осуществляется государственная власть.
Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизни людей. Проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Государственная власть - это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем.
1.
При родовом строе
2. Родовая власть доклассового общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять.
Иначе обстоит дело с политической публичной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые заняты только тем, чтобы управлять другими.
3. Для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги, которые не были известны родовому устройству общества.
4. При родовом строе не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.
Еще одна особенность государственной власти - возможность применения государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается2.
Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.
Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставить его в такое положение, когда у него нет другого выбора, кроме варианта, предложенного или навязанного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антиобщественного поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Неправовое принуждение может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Важнейшим элементом государства является государственная власть, ибо государство как организация людей на конкретном геополитическом пространстве без властно-распорядительной деятельности немыслимо. Государственная власть выделяется из власти как родового понятия публичностью, несовпадением с обществом или какой-либо из его групп, суверенностью, легальностью и легитимностью, единством и разделением этого вида власти.
Государственная власть представляет общество в целом, она формируется на законом установленных основаниях из его представителей и в своей деятельности руководствуется целями и задачами всего общества. Она не должна совпадать с обществом или отдельными его группами, поскольку обязана в возможно равной мере выражать универсальные цели и задачи всего населения в целом, находясь на определенной ступени над процессами, происходящими в обществе, с целью их уравновешивания и балансирования. Надстроечное существование государственной власти требует наличия такой черты, как суверенность, подразумевающей самостоятельность и независимость государственной власти в осуществлении своих функций по отношению к государственной территории и населению. Эта характеристика, в совокупности с пространственным верховенством, формирует государственный суверенитет, то есть распространение и верховенство независимой государственной власти на всю государственную территорию в целом и на каждый ее элемент в отдельности, а также на граждан государства, независимо от места их нахождения.
Информация о работе Разделение властей в РФ как основа властных отношений