Разделение властей в РФ как основа властных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро-дискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а значит, служит его интересам.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность и социальное назначение государства 3
1.1. Понятие и характерные черты государственной власти 4
1.2. Понятие государственной власти 5
2. Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. 7
2.1. Типология партий и партийных систем. 10
3. Разделение властей в РФ как основа властных отношений 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Властные институты....doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Временной её охват напрямую связан с легитимностью, которая подразумевает признание законного характера государственной власти - внутри государства (гражданами, независимо от места их пребывания) и вне его пределов (государственной властью других государств). Правовой основой легитимности государственной власти является её легальность, то есть правомерность её возникновения (установления), организации и деятельности.  

 

      2. Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. 

     Термин "партия" происходит от латинского слова и означает часть. Задолго до формирования в 19в. современных политических движений и партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть. В понимании сущности политической партии можно выделить три основных подхода:

  1. идущее от либеральной традиции истолкование партии как, прежде всего, группы людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Б.Констан);
  2. трактовка политической партии как выразителя интересов определённого класса (марксизм).

     Политические партии являются относительно молодым институтом политической власти, если иметь ввиду массовые партии, т.к. объединение людей в борьбе за власть, либо за влияние на неё, не есть атрибут только современности. Такого рода объединения имеют давнюю традицию и всегда соответствовали социальным конфликтам и связанными с ними политическими структурами и механизмами. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 в. В этом плане политические партии могут рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по другим культурным регионам современного мира.

     В политологии общепринята предложенная М.Вебером классификация этапов в истории политических партий: а) аристократические котерии (кружки); б) политические клубы; в) массовые партии3. В действительности же все три названных этапа прошли в своём развитии только две партии Великобритании: либеральная (виги) и консервативная (тори). История других политических партий значительно короче и большинство из них сразу формировались как массовые партии.

     Какова  классификация партии? Существует несколько  критериев классификации партии4. Это зависит от теоретической установки, т.е. принятия определённой иерархии значимости элементов практики политической партии:

  • сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием;
  • для либеральной традиции основным считается характер идеологической связи;
  • марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию. С точки зрения критерия, определяющего роль партии в политической системе, различают партии ориентированные на:
  1. легальную борьбу за власть, её осуществление и укрепление;

               б.   участие в выборах - так  называемые "обслуживающие" или  избирательные партии (например, в США), которые фактически ограничивают свою деятельность периодом предвыборной компании и выборов;

               в.   изменение либо деструкцию  существующей политической системы  (например, коммунистические партии  в Европе накануне второй мировой войны);

               г.      осуществление власти  и реализацию стратегических  программ общественного развития (компартии Кубы, Северной Кореи,  Китая);

               д.        в поддержку  существующей элиты власти в  государстве - в этом случае  партия выступает в роли движения, организующего массовую поддержку центральным структурам государственной власти (например, Арабский социалистический союз, созданный в своё время Г.А.Насером);

               е.    тотальное участие в  жизни общества и, прежде всего, той социально большой группы людей, интересы которой партия выражает - так называемые общественные партии, для которых функции, связанные с осуществлением власти, являются лишь одними из многих (например, социал-демократические партии на рубеже 19-20вв., которые были не только инструментом борьбы за власть, но и просветительскими организациями).

     По  критерию организационной структуры  различаются партии:

  • централизованные - иерархически организованные, с сильным руководящим центром, формирующим и проводящим в жизнь единую программную линию и осуществляющим формализованную дисциплину в партии;
  • децентрализованные - партии, действующие в политической системе, в рамках которой партийная система играет второстепенную роль и не претендует на целостную организацию политической жизни;
  • кадровые - немногочисленные партии, содержащие в своих рядах менее 10% своего электората;
  • массовые - имеющие в своих рядах свыше 10% граждан систематически голосующих за данную партию (критерий 10% связан с тем, что обычно в современных цивилизованных странах невысокая избирательная активность граждан - ниже 50%);
  • партии с точными и формально определёнными принципами членства (Устав, формы и условия принятия в партию, способы парламентского поведения, награды и порицания по отношению к членам партии);
  • партии со свободным членством, принадлежность к которым выражается, например, посредством голосования за её кандидатов (США).

     По  критерию партийного руководства, на основе которого обычно выделяют следующие  типы партий:

  • партии коллективного руководства;
  • партии харизматического руководства, при котором полнота власти сосредоточивается в руках лидера в силу его авторитета в партии, либо в обществе в целом, его заслуг, придающих ему характер символа (Ф.Кастро);
  • партии консенсуального руководства, имеющие место тогда, когда партия является каналом представительства интересов различных социальных групп (например, либерально-демократическая партия в Японии).

     Ещё одним критерием классификации  партии является характер их доктрин, их основная идеологическая направленность:

  • революционные - стремящиеся к качественной реструктуролизации общественной жизни;
  • реформистские, ориентированные на существенные качественные преобразования общества, но с сохранением его основных структур;
  • консервативные - стремящиеся к стабильному сохранению основных черт современной им социальной действительности;
  • реакционные - целью которых является частичный либо полный возврат к структурам предшествующих этапов развития общества.

     С точки зрения критерия среды деятельности различают следующие типы партий:

  • моносредные - ограничивающие свою деятельность одной социальной средой, интересы которой они представляют в сфере политики;
  • всеобщие - ориентированные на общесоциальную либо на общенародную среду и не ограничивают своё стремление обрести влияние только в какой-либо одной социальной группе, слое и т.д.;
  • промежуточные - концентрирующие деятельность, прежде всего, в одной среде, но ориентированные на поиски влияния и поддержку и в других социальных общностях.

     Какие же функции выполняет политическая партия в политической системе общества?

     Отметим, что партии и партийные системы  в большинстве современных государств европейского ареала культуры являются основными элементами их политических систем5. При описании и интерпретации функций мы будем исходить из того, что партия есть организация, которая выражает и представляет в политической системе интересы больших социальных групп (слоёв, общностей, классов). И из того, что само существование партии обусловлено наличием конфликтной ситуации между этими группами и необходимостью их разрешения. Теоретическая и практическая политология считает, что в современных обществах политические партии выполняют следующие функции:

  • выявление, формулирование интересов больших социальных групп, обоснование этих интересов (функция политической артикуляции);
  • активизация и интеграция больших социальных групп;
  • создание политической идеологии и политических доктрин;
  • участие в формировании политических систем, их общих принципов, элементов, структур и т.д.;
  • участие в борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности государства;
  • участие в осуществлении государственной власти; - формирование общественного мнения;
  • политическое воспитание общества в целом, либо его определённой части; - подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, общественных организаций, общественных движений.

     Часть функций, присущих политическим партиям, выполняют связанные с ними политические движения и группы давления.

     Таким образом политические партии прежде всего отражают интересы различных социальных групп, и поэтому политическая борьба между ними находит наиболее цельное выражение в борьбе партий. О серьёзности такого соперничества свидетельствует, например, те сотни миллионов долларов, которые каждый из двух партий США - демократическая и республиканская - расходуют на избирательные кампании и организационную работу. Ставки в ведущейся борьбе достаточно реальны и значимы. Победа на выборах создаёт возможность использовать полученные государственные посты для утверждения своей линии в решении экономических и социально- политических вопросов, обеспечивает новое пополнение рядов партии.  

     2.1. Типология партий и партийных систем. 

       Будучи взаимосвязаны в своей  деятельности, политические партии образуют партийные системы, а в их рамках - партийные коалиции. Границы партийной системы определяются политической системой, в механизме которой, как нам известно, кроме партий, действует органы государства и общественные организации и движения.

     Партийная система - это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей.

     При этом в партийную систему входят те партии, которые действительно  приняли и придерживаются в своей  деятельности общих принципов, правил игры и сотрудничества, обязательных в рамках данной партийной системы6. Внутри партийных систем могут существовать различные типы партийных коалиций (блоков), как своеобразного союза между партиями, которые способны самостоятельно либо коалиционно осуществлять власть в государстве. В новейшей политической истории различают обычно четыре типа партийных систем:

  1. Буржуазно-демократический. Формировался в Европе и Северной Америке одновременно с возрастанием роли парламентских выборов как источника получения государственной власти. Эта система в своей деятельности руководствуется следующими принципами:
  • в обществе постоянно идёт легальная борьба за власть;
  • источником власти являются всеобщие выборы;
  • власть осуществляет партия либо группа партий, обеспечивающих себе поддержку парламентского большинства;
  • постоянно существует легальная оппозиция по отношению к правящей партии (партиям);
  • между всеми партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих принципов.

     В Буржуазно-демократической парламентской системе сформировалось множество видов партийных коалиций:

  • многопартийная коалиция, когда ни одна из партий, выступающих в парламенте, не в состоянии управлять самостоятельно (Италия). В таком случае создаются правящие коалиции, либо однопартийное правительство (внепартийное и т.д.), не располагающее большинством в парламенте и вынужденное искать его на пути компромисса с другими партиями;
  • двухпартийная коалиция - при наличии двух сильных партий, каждая из которых способна взять власть и самостоятельно осуществлять её, имея другую партию в качестве своей оппозиции. Для двухпартийной коалиции характерно стабильное распределение политического влияния: основная часть избирательных округов "предопределена", т.е., с высокой степенью вероятности можно предвидеть в них победу одной из партий, а в действительности борьба идёт лишь в "маргинальных" округах. Своеобразная двухпартийность имеет место в США, где борьбу за власть на всех уровнях ведут республиканцы и демократы;
  • модифицированная двухпартийная коалиция - когда ни одна из двух основных партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте и должна, чтобы сформировать правительство войти в коалицию с какой-то третьей меньшей партией, постоянно представленной в парламенте (например, в Германии, где роль "регулятора" играет партия свободных демократов);
  • двухблоковая коалиция - когда власть оказывается предметом борьбы двух партийных союзов, а партии, выступающие вне блоков, не играют существенной политической роли и обречены на маргинальность. Наиболее характерна двухблоковость для Франции, где перед президентскими, парламентскими и кантональными выборами формируется два блока - "левый" (социалисты, коммунисты, левые радикалы) и "правые" (галлисты, жискордисты и т.п.);
  • коалиция доминирования - ситуация, когда одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода. В большинстве случаев доминирующая партия соблюдает условия "общенародности", деятельности во всех социальных группах (например, до недавнего времени, в Швеции социал-демократы осуществляли власть, начиная с 1932 года, а в Японии либерально-демократическая партия - с момента своего образования в 1955 году).

Информация о работе Разделение властей в РФ как основа властных отношений