Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада. В свое время Ф.Энгельс назвал главных деятелей эпохи Возрождения титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Таким титаном можно считать и Монтескье, родившегося за сто лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.
Главный труд его жизни – это три книги: «Персидские мысли», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «О духе законов». Монтескье также обладал огромной эрудицией в вопросах философии и социологии, всеобщей истории и юриспруденции. В своих работах, таких как «О тяжести», «О морском приливе и отливе», «Об относительном движении» и др. Шарль Монтескье не делает открытий в области физики, механики или математики. Но при этом он с очевидностью демонстрирует основательное знание естественнонаучных проблем своего времени, а главное, решительное несогласие с трактовками природы как совокупности человеческих учений или как продукта божественной воли. Для французского просветителя материя – реальность, существующая вне и независимо от сознания, ей свойственны внутренние закономерности, постигаемые человеком при помощи чувства и разума.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь Ш. Монтескье……………………………………………………….4
2. Учение о государстве…………………………………………………………………...7
3. Концепция разделения властей………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

 

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Заочное отделение

Специальность: "Менеджмент организации"

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Политология"

 

 

 

 

на  тему: " Теория разделения властей Ш. Л. Монтескье"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

     1. Жизненный путь Ш. Монтескье……………………………………………………….4

     2. Учение о государстве…………………………………………………………………...7

     3. Концепция разделения властей………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………………..20

 

 

Введение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада. В свое время Ф.Энгельс  назвал главных деятелей эпохи Возрождения  титанами по силе мысли, страсти и  характеру, по многосторонности и учености. Таким титаном можно считать  и Монтескье, родившегося за сто  лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.

Главный труд его жизни – это  три книги: «Персидские мысли», «Размышления о причинах величия и падения  римлян» и «О духе законов». Монтескье  также обладал огромной эрудицией  в вопросах философии и социологии, всеобщей истории и юриспруденции. В своих работах, таких как  «О тяжести», «О морском приливе  и отливе», «Об относительном  движении» и др. Шарль Монтескье  не делает открытий в области  физики, механики или математики. Но при  этом он с очевидностью демонстрирует  основательное знание естественнонаучных проблем своего времени, а главное, решительное несогласие с трактовками  природы как совокупности человеческих учений или как продукта божественной воли. Для французского просветителя материя – реальность, существующая вне и независимо от сознания, ей свойственны внутренние закономерности, постигаемые человеком при помощи чувства и разума.

В целом и как философ, и как  социолог, и как писатель Монтескье  оставил глубокий след в истории прогрессивной мысли.

Цель данной работы: исследование теории разделения властей, предложенной Ш. Монтескье.

Задачи:

1. Рассмотреть процесс возникновения  теории о разделении властей;

2. Проанализировать теорию разделения  властей Шарля Монтескье.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Жизненный путь Ш. Монтескье

Шарль Луи  Монтескье родился 18 января 1689 г. в Бреде, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду. В уединенном средневековом замке провел будущий философ первые годы своей жизни. Мать Шарля Монтескье, фанатично религиозная женщина, умерла, когда сыну не было еще и восьми лет. Монтескье воспитывался в духе преданности католической церкви; с 1700 по 1711 г. Он учился в монастырской школе в Жюльи.

Несмотря  на принадлежность к привилегированному сословию, Монтескье рано стал выказывать неудовлетворенности королевской  властью. Здесь, между прочим, сказалась  традиционная борьба провинциального  дворянства против централизованной абсолютистской монархии. Семья Монтескье издавна  находилась в оппозиции к царствующей  династии. Однако Шарль Монтескье  понял, что борьба должна вестись  не с позиций знати, а под знаменем более передовых слоев французского народа, т.е. третьего сословия, по сути дела молодой французской буржуазии, игравшей в то время революционную  роль.

Знатное положение  Монтескье способствовало его быстрой  административной карьере. Его дядя, богатый аристократ, занимал наследственный пост президента парламента в Бордо. Будучи единственным наследником, Монтескье  в 1716 г. получил эту должность, по преимуществу связанную с судейскими функциями. Одновременно он уделял большое внимание научной деятельности и был избран в члены Бордоской академии. Как академик, Монтескье усиленно занимается физико-математическими науками. Он составляет план исследования по геологии.

В 1726 г. Монтескье  покидает должность президента парламента и целиком отдается научной и  литературной работе, причем его интересы к естествознанию несколько падают, его больше начинают занимать философия, социология, юридические науки, искусство  и литература. Ряд лет Монтескье  посвящает путешествиям по Западной Европе. Во время путешествия по Италии он знакомится не только с памятниками  искусства, но и с финансовым законодательством. В Риме он ведет беседы на различные  темы с «самим» папой Бенедиктом XII.

С 1728 по 1731 Монтескье  живет в Англии и приходит в  восторг от ее конституции. По возвращению  на родину Монтескье уединяется в  своем родовом замке и обобщает результаты своих заграничных впечатлений, то посещает Париж, где непосредственно  общается с выдающимися деятелями  своей родины.

10 февраля  1755 г. Монтескье в Париже окончил  свой жизненный путь. Написанные  им труды навсегда вошли в  сокровищницу прогрессивной культуры. Назовем главные из них: «Персидские  письма» (1721 г.), «Размышления о  причинах величия падения римлян»  (1734 г.) и «О духе законов» (1748г.).

«Персидские письма» - замечательная сатира, написанная образно, занимательно, остроумно, - подлинный  художественный шедевр. Они как бы рассчитаны на то, чтобы читатель сам  мог сделать из них теоретические  и практические обобщения. В «Персидских  письмах» Монтескье выступает от лица перса путешествующего по Европе и критикующего французскую жизнь  с позиции человека, который привык жить в условиях восточной деспотии, но который видит во Франции еще  более деспотические порядки.

«Персидские письма» читали в буржуазно-аристократических  салонах, в книжных лавках, даже на улицах Парижа. Для представителей третьего сословия эта книга являлась замечательным идейным оружием  в борьбе за новый порядок, против феодальных нравов и традиций, против монархии и короля, хотя сам Монтескье  старался выглядеть в своем сочинении  не революционным борцом, а умеренным  республиканцем. В «Персидских письмах» Монтескье беспощадно критикует  абсолютистскую Францию, прежде всего  за то, что в ней плохо живется  крестьянам и ремесленникам, а за их счет благоденствуют господствующие классы.

Большое прогрессивное  значение имела философско-историческая работа Монтескье «Размышления о  причинах величия и падения римлян»  В ней автор пытался доказать на примере римской истории, что  только там, где граждане свободны и  независимы, где господствуют республиканские  нравы, общество в состоянии успешно  развиваться. В странах, где граждане отказываются от свободомыслия и  становятся на пути рабства, государство  теряет свое величие и в конечном итоге терпит поражение от внутренних и внешних врагов. Из книги Монтескье  о Риме следовал прямой политический вывод: если французский народ преисполнен  любви к своей отчизне, он должен навсегда покончить с королевским  деспотизмом и феодально-сословными отношениями. Хотя таких выводов  Монтескье прямо не делал, но именно так рассуждали революционно настроенные  читатели его труда. Книга Монтескье  «Размышления о причинах величия  и падения римлян» явилась  одним из идейных источников французской  буржуазной революции.

Венцом всей научной и литературной деятельности Монтескье было произведение «О духе законов», над которым он работал 20 лет. В нем он полностью изложил  свои философские, социологические, правовые, экономические и исторические взгляды. В этом произведении Монтескье в духе раннего буржуазного просветительства критикует феодально-религиозный подход к обществу и его закономерностям, разоблачает феодально-сословную монархию, выступает протии реакционных династических войн.

Труд «О духе законов» представляет собой своеобразную энциклопедию, весьма сложную по своей  структуре. На первый взгляд может показаться, что автор весьма хаотично переходит  от одного предмета к другому, от одних  событий к другим. Эта своеобразная манера изложения несколько затрудняет чтение и лишает возможности излагать его мысли, строго следуя за текстом  произведения.

Переходя  от объективных законов истории  к исследованию законов, создаваемых  людьми, Монтескье считал, что они  должны соответствовать характеру  политического строя, физическим свойствам страны (климату, почве, размерам территории), особенностям народа, а также и некоторым другим конкретным обстоятельствам. Таким образом, французский просветитель анализирует законы общества в соответствии с целым рядом предметов, проблем, условий. Именно поэтому Монтескье отмечает, что его интересуют отношения законов к различным предметам.

В своем труде  Монтескье останавливается на таких  решающих вопросах, как отношение  бытия к мышлению, о причинной  связи явлений и др. Он стремится  показать, что все явления природы  и общества между собой связаны, причем эта связь вопреки утверждениям теологов носит естественный характер. Особые разделы посвящены происхождению  государства, характеристике различных  форм государственного устройства. В  отличие от многих философов своего времени Монтескье был в курсе  экономических вопросов; он пишет  о внутренней и международной  торговле, о деньгах, налогах, земледелии и ремесле.

А сколько  в этом труде исторических сведения! Монтескье показал себя блестящим  знатоком древнего общества, средневековья, основных этапов русской истории. Своим  исследованием «О духе законов» Монтескье  внес неоценимый вклад в просветительскую философию XVIII.1

 

 

 

2.Учение  о государстве

Проблема  происхождения и сущности государства была одной из центральных идейно-политической борьбе во Франции первой половины XVIII века.

Идеологи  французской абсолютной монархии связывали  происхождения государства с  божественной волей. Установление государственной  власти они истолковывали как  проявление первоначального разума в естественных законах общежития  всех людей. Тем самым адепты абсолютизма  пытались авторитетом бога оправдать  и укрепить несправедливые феодально-абсолютистские отношения, осуждали критику и протест  против существующих порядков: раз  власть от бога, значит, всякий против нее есть богохульство, преступление, грех; раз этот мир устроен богом, значит, и существующие в нем неравенства  и несвобода – тоже от бога, и  надо с этим мириться.

Прогрессивные политико-правовые учения того времени  отрицали феодально-абсолютистские теории и обосновывали генезис государства  естественными, земными причинами. Они были идейно связаны с широко распространенной в ранних буржуазных учениях XVII-XVIII вв. концепцией общественного договора, ведущими теоретиками которой были Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс, Б.Спиноза. Общей чертой общественного договора была ее антитеологическая направленность. Она выводила политико-правовые явления не из божественного промысла, а из естественной природы и сущности самих людей.

По теории общественного договора государство  и  право возникли в результате соглашения между людьми, находившимися  до договора в естественном состоянии. В этом состоянии у людей не было политической власти и законов, а их поведение регулировалось естественными  законами, вытекающими из их потребностей, интересов, свойств и т.п. К необходимости  общественного соглашения люди пришли из-за невозможности полностью обеспечить свои прирожденные права и другие блага: безопасность, свободу, равенство  и др.

К теории общественного  договора в целом относится учение о происхождении и сущности государства  Монтескье. Ее острие направлено против теологических и патриархальных концепций. По Монтескье, государство  – продукт не божьей воли, а создание сознательной деятельности людей. Определенное влияние на формирование учения Монтескье  оказали либеральные интерпретации  общественного договора Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка. Вместе с тем трактовка  многих положений в его учении существенно отличается от иных вариантов  общественного договора. В первую очередь, Монтескье выступает против той интерпретации генезиса и  сущности государства, которой придерживался Т. Гоббс. В трактате «Защита «О духе законов» Монтескье прямо писал, что его учение идейно направлено против концепции Гоббса.

В учении о  происхождении государства Шарль  Монтескье уделил много внимания проблемам форм правления и разделению властей, поскольку он расценивал существовавшие в истории государств зло и  произвол не как сущностные характеристики государства, а как результат  их извращения правителями. В учении Монтескье формы правления, прежде всего, делятся не по числу лиц, которым  вручена государственная власть, а по характеру политических и  иных отношений - между правителями  и управляемыми, где значительное место уделяется правовому оформлению политических отношений.2

Шарль Монтескье  отстаивал политическую свободу  граждан, которую призваны обеспечить справедливые законы и должная организация  государства: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Угроза политической свободы, по мнению Ш.Л.Монтескье, заключается в стремлении верховной  власти полностью подчинить себе народ. Он выделял два вида законов  о политической свободе: те, что устанавливают  политическую свободу в ее отношении  к государственному устройству, и  те, что обеспечивают политическую свободу в ее отношении к гражданину. Законы как юридически оформленные  правила должны устанавливать отношения  между носителями верховной власти и подданными, т.е. четко определять права и обязанности каждой из сторон. 3

Информация о работе Теория разделения властей