Курсовая Разделение властей
в РФ
Содержание:
Введение...........................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические
основы и принципы разделения
властей.................. 5
1.1. Теоретические аспекты
разделения властей: исторический
опыт........ 5
1.2. Принцип разделения
властей: Российская правовая
специфика......... 10
1.3. Основные вопросы принципа
разделения властей..............................
13
Глава 2. Современный
принцип разделения властей в
Российской
Федерации......................................................................................................
15
2.1. Анализ механизма современной
государственной власти РФ............
15
2.2. Оценка принципа разделения
властей по современному российскому
конституционному праву............................................................................
18
2.3. Предпосылки принципа
разделения властей на уровне
регионов РФ 23
Глава 3. Новый подход
к вопросам принципа разделения
властей.............. 29
3.1. Новые подходы к
концепции разделения властей
в РФ...................... 29
3.2. Основные тенденции
конституционного принципа разделения
властей.........................................................................................................
32
Заключение.....................................................................................................
37
Список использованной
литературы.............................................................
39
Введение
Во все исторические
времена важнейшими всегда были,
есть и остаются вопросы власти,
ее генезиса, организации и реализации
на практике. В современной политологической
и юридической литературе существуют
различные концепции власти, среди
которых выделяется принципы
разделения властей, как самая
распространенная правовая доктрина,
проверенная исторической практикой
в течение двух с половиной
столетий.
Данная курсовая работа
посвящена исследованию «разделения
властей». Указанное словосочетание
несет в себе двусмысленное
значение:
Во-первых, «разделение
властей», как теория организации
гражданского общества;
Во-вторых, «разделение
властей», как один из пяти
принципов функционирования современного
правового государства.
Целью курсовой работы
является всестороннее исследование
«разделения властей», как теории
и принципа, оказывающих фундаментальное
влияние на представление о
цивилизованном устройстве человеческого
общежития.
Для того, чтобы поставленная
цель была раскрыта необходимо
структурировать материал по
теме в соответствии с основными
задачами предпринимаемого исследования:
1. Рассмотреть исторические
предпосылки и сам процесс
возникновения теории о разделении
властей;
2. Проанализировать правовой
опыт реализации принципа разделения
властей в странах с развитой
рыночной экономикой;
3. Изучить развитие принципа
разделения властей в современной
российской государственно-правовой
действительности.
В данной курсовой
работе используются следующие
универсальные и специальные
юридические методы исследования:
- логический;
- сравнительно-исторический;
- системно-структурного
анализа.
Логический метод позволяет
исследовать внутренние закономерности
складывания модели правового
государства и теории разделения
властей на базе норм логики,
которая, как известно, является
наукой о закономерностях мышления.
Сравнительно-исторический
метод дает возможность посредством
анализа разнообразных подходов
к проблеме выявлять общие
и специфические черты принципа
разделения властей в процессе
его реализации в обществах
с различными традициями.
Конкретно-социологический
метод систематизирует результаты
социологических опросов. Дает
возможность понимать динамику
и специфику восприятия гражданами
страны значимости тех или
иных принципов правового государства,
оценить в сознании населения
степень поддержки государства
в проводимых реформах.
Метод системно-структурного
анализа рассматривает каждую
из теории разделения властей
в качестве составляющего элемента,
исследует характер взаимосвязей
между подобными элементами.
В процессе исследования
автор опирался на следующие
источники: Конституцию РФ 1993г., Конституции
США, Франции; материалы помещенные
в хрестоматиях по истории
России и истории государства
и права зарубежных стран и
др.
Рассматривая проблему
разделения властей невозможно
проигнорировать первоисточники, а
именно труды авторов самой
теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.
В целом необходимо
отметить, что рассмотрение теории
и принципа разделения властей
только на первый взгляд, кажется
легкой, поверхностной задачей, которую
можно решить рядом общих фраз
и выводов. На самом деле
настоящее исследование проблемы
демонстрирует противоречивое однообразие
в подходах особенностях и нюансах в отношении
к модели правового государства.
Глава 1. Теоретические основы
и принципы разделения властей 1.1. Теоретические
аспекты разделения властей: исторический
опыт
Разделение единой
и целостной государственной
власти составляет основу конституционного
строя большинства современных
правовых государств, так как
она многократно повышает производительность
государственной власти и делает
ее в высшей степени эффективной
и результативной. Кроме того, власть
становится контролируемой и
управляемой со стороны гражданского
общества, более гибкой, динамичной,
полезной, удобной для людей, то
есть для самостоятельных и
независимых членов свободного
общества. Как отмечает Б.С. Крылов,
разделение власти по своей
сути призвано обеспечить наибольшую
эффективность народовластия. Разделение
власти на законодательную, исполнительную,
судебную необходимо для демократического
общества, в котором единственным
источником власти является народ[1].
Идеи о разделении
властей заложены древнегреческими
мыслителями Платоном, Аристотелем,
Полибием. Платон выводил этот
принцип из наличия реальной
общественной потребности, так
как он исходил из вполне
эмпирического факта, что производится
лучше и в большем количестве,
“если выполнять одну какую-либо
работу соответственно своим
природным задаткам и притом
вовремя, не отвлекаясь на другие
работы”[2]. Аристотель (384-322 г.г. до
н.э.) различал между собой “три
элемента” всякого политического
устройства: власть, обсуждающую государственные
вопросы, власть правительственную
и власть судебную[3]. До сих
пор актуальная мысль Аристотеля
о необходимости предотвращения
концентрации власти в руках
одного человека, так как реальный
опыт показывает, что чем ограниченнее
власть, тем она прочнее и эффективней.
Теория разделения
властей как самостоятельная
и цельная политико-правовая доктрина
сформировалась в период революций
XVII-XVIII веков в странах Западной
Европы, в силу особых исторических
условий первыми вступившими
на путь цивилизованных рыночных
экономических отношений. Основные
теоретические постулаты этой
доктрины были выдвинуты и
научно обоснованы выдающимся
английским философом Джоном
Локком (1632-1704 г.г.). Свои политико-правовые
взгляды Джон Локк изложил
в ряде работ, среди которых
следует выделить сочинение “Два
трактата о государственном управлении”,
в котором находит выражение
его концепция о разделении
государственной власти. Поэтому
Б. Рассел справедливо и точно
видит положительную деятельность
Джона Локка в этой области,
как наиболее удачливого из
всех философов[4].
Отчетливое и последовательное
научное обоснование и соответствующее
отражение теория разделения
властей нашла в учении выдающегося
французского мыслителя Шарля
Луи Монтескье (1689-1755 г.г.). В своем
основном труде-трактате “О духе
законов”, впервые опубликованном
в 1748 году, Монтескье провозглашает
разделение власти не просто
как техническое распределение
функций между государственными
органами, а именно как реальное
разделение между различными
социально-политическими силами, боровшимися
в условиях предреволюционной
Франции за политическое господство
в гражданском обществе. Политическая
свобода, по мнению автора “Духа
законов”, имеет место лишь при
умеренных правлениях, ее нет
ни в аристократии, где вся
власть принадлежит одной знати,
ни в демократии, где существует
народ. К счастью, данный вывод
великого Монтескье не подтвердился:
принцип разделения государственной
власти как раз и нашел свое
воплощение во всех демократических
правовых государствах. За этот
исторический период он весьма
исправно и эффективно функционирует
во всех конституциях современных демократических,
правовых государств, теоретически обогатился
новым юридическим содержанием и практически
окреп.
Монтескье отмечал,
что каждая из ветвей власти
в соответствии со спецификой
ее функций должна осуществляться
особым самостоятельным государственным
органом. Неоднократно подчеркивая
важность независимости ветвей
государственной власти и органов,
ее осуществляющих, в отношении
условий и сроков их деятельности,
а также их взаимной несменяемости,
Вместе с тем, законодательная
власть, хотя и не вправе “останавливать”
требующую быстрых решений деятельность
исполнительных органов, правомочна
контролировать, каким образом приводятся
в исполнение созданные ею
законы и правительство должно
давать отчет парламенту страны
о своем управлении[5].
Эти революционные,
по своему времени, идеи получили
практическое воплощение в первых
же конституциях - США 1787 года, Франции
1789 года, которые закрепили принцип
разделения властей, видя в
нем гарантию осуществления основной
функции государства- охраны прав
человека и его свобод[6].
Историческое значение
теории разделения властей заключалась
в том, что в условиях абсолютизма
она служила предотвращению возможного
беззакония и произвола со
стороны королевской администрации,
обеспечению основных прав и
свобод человека. Несомненно, данные
функции теории имели важное
прогрессивное значение.
По своей сущности
идея разделения властей противостоит
неравенству, произволу, привилегиям
и беззаконию, служит обеспечению
общественного правового равенства
людей, осуществлению государственной
власти с учетом различных
интересов, сдерживанию экспансии
государственного регулирования
и регламентации всей системы
общественных отношений.
Разделение, возникнув
как идея, как теоретическая концепция,
постепенно превращалось в политический,
а во многих странах и в
конституционный принцип, поскольку
система государственного правления,
построенная на его основе, позволяет
разрешить противоречие между
различными слоями общества для
достижения определенных целей.
Известный американский ученый -
юрист Дж. Харт писал о том,
что если дороги ведут в
Рим, то все вопросы американского
управления рано или поздно
сводятся к разделению властей[7].
Заключение
В результате проделанного
исследования в курсовой работе,
автор пришел к следующим выводам:
1. “Разделение властей”,
как теория о соотношении властей
в государстве, которая была
впервые выдвинута Дж.Локком и
затем развитая Ш. Монтескье.
Непосредственно связана со школой
естественного права - сыграла
прогрессивную роль в борьбе
против абсолютизма. Верно предполагалось,
что для правильного функционирования
государства в нем должны существовать
независимые друг от друга
власти: законодательная, исполнительная,
судебная. Именно поэтому, в настоящее
время по принципу разделения
властей построены конституции
многих государств.
2. Разнообразное понимание
реализации принципа разделения
властей в научных кругах современных
западных стран сводится к
следующему:
Во-первых, разночтения
по вопросу о месте и роли
самой концепции разде-ления властей
в современной государственно-правовой
теории и практике.
Во-вторых, различная интерпретация
проблем соотношения общей теории
разделения властей и «национальной»
практики ее применения.
В-третьих, разноречивое
понимание и неодинаковое толкование
вопросов, касающихся оптимального
соотношения законодательной и
исполнительной властей, с одной
стороны, и места и роли в
рассматриваемой триаде судебных
органов — с другой.
3. Как показывает практический
опыт функционирования властей
после принятия Конституции России
1993 г., обладая относительной самостоятельностью
и сдерживая в своей повседневной
деятельности друг друга, государственные
власти далеко не всегда уравновешивают
друг друга.
В особенности это
касается законодательной и исполнительно-распорядительной
властей. В отношениях между
ними, равно как и в отношениях
с другими ветвями и разновидностями
властей, неизменно доминирует
президентская, а точнее, исполнительная
власть.
Во взаимоотношениях
с судебной властью это предопределяется
прежде всего тем, что президент
обладает огромными конституционными
возможностями оказывать влияние
на кадровый состав судебных
органов. Так, в соответствии
со ст. 83 и 128 Конституции РФ
президент представляет кандидатуры
Совету Федерации для назначения
на должности судей Конституционного
Суда, Верховного Суда и Высшего
Арбитражного Суда. Кроме того, он
назначает судей других федеральных
судов.
В отношениях с законодательной
властью доминирование исполнительной
власти во многом предопределяется
тем, что президент обладает
такими весьма действенными рычагами,
как право роспуска Государсвенной
Думы, право назначения выборов
в Государственную Думу, право
назначения референдумов, право
на внесение законопроектов в
Думу, подписывания и обнародования
федеральных законов. Президент
обладает также правом вето
на принимаемые законы.
К сожалению сложившаяся
ситуация, в значительной степени
предопределяет в настоящее время
в России формально-юридическое
и фактическое доминирование
исполнительной ветви над остальными
ветвями государственной власти,
что способствует установлению
авторитарной формы правления.