Разделение властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в странах с развитой рыночной экономикой;
3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы и принципы разделения властей.................. 5
1.1. Теоретические аспекты разделения властей: исторический опыт........ 5
1.2. Принцип разделения властей: Российская правовая специфика......... 10
1.3. Основные вопросы принципа разделения властей.............................. 13
Глава 2. Современный принцип разделения властей в Российской
Федерации...................................................................................................... 15
2.1. Анализ механизма современной государственной власти РФ............ 15
2.2. Оценка принципа разделения властей по современному российскому конституционному праву............................................................................ 18
2.3. Предпосылки принципа разделения властей на уровне регионов РФ 23
Глава 3. Новый подход к вопросам принципа разделения властей.............. 29
3.1. Новые подходы к концепции разделения властей в РФ...................... 29
3.2. Основные тенденции конституционного принципа разделения
властей......................................................................................................... 32
Заключение..................................................................................................... 37
Список использованной литературы............................................................. 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

Курсовая Разделение властей  в РФ

 Содержание:

 Введение........................................................................................................... 3

 Глава 1. Теоретические  основы и принципы разделения  властей.................. 5

1.1. Теоретические аспекты  разделения властей: исторический  опыт........ 5

1.2. Принцип разделения  властей: Российская правовая  специфика......... 10

1.3. Основные вопросы принципа  разделения властей.............................. 13

 Глава 2. Современный  принцип разделения властей в  Российской 

 Федерации...................................................................................................... 15

2.1. Анализ механизма современной  государственной власти РФ............ 15

2.2. Оценка принципа разделения  властей по современному российскому  конституционному праву............................................................................ 18

2.3. Предпосылки принципа  разделения властей на уровне  регионов РФ 23

 Глава 3. Новый подход  к вопросам принципа разделения  властей.............. 29

3.1. Новые подходы к  концепции разделения властей  в РФ...................... 29

3.2. Основные тенденции  конституционного принципа разделения 

 властей......................................................................................................... 32

 Заключение..................................................................................................... 37

 Список использованной  литературы............................................................. 39

Введение

 

 Во все исторические  времена важнейшими всегда были, есть и остаются вопросы власти, ее генезиса, организации и реализации  на практике. В современной политологической  и юридической литературе существуют  различные концепции власти, среди  которых выделяется принципы  разделения властей, как самая  распространенная правовая доктрина, проверенная исторической практикой  в течение двух с половиной  столетий.

 Данная курсовая работа  посвящена исследованию «разделения  властей». Указанное словосочетание  несет в себе двусмысленное  значение:

 Во-первых, «разделение  властей», как теория организации  гражданского общества;

 Во-вторых, «разделение  властей», как один из пяти  принципов функционирования современного  правового государства.

 Целью курсовой работы  является всестороннее исследование  «разделения властей», как теории  и принципа, оказывающих фундаментальное  влияние на представление о  цивилизованном устройстве человеческого  общежития.

 Для того, чтобы поставленная  цель была раскрыта необходимо  структурировать материал по  теме в соответствии с основными  задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть исторические  предпосылки и сам процесс  возникновения теории о разделении  властей;

2. Проанализировать правовой  опыт реализации принципа разделения  властей в странах с развитой  рыночной экономикой;

3. Изучить развитие принципа  разделения властей в современной  российской государственно-правовой  действительности.

 В данной курсовой  работе используются следующие  универсальные и специальные  юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- системно-структурного  анализа.

 Логический метод позволяет  исследовать внутренние закономерности  складывания модели правового  государства и теории разделения  властей на базе норм логики, которая, как известно, является  наукой о закономерностях мышления.

 Сравнительно-исторический  метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов  к проблеме выявлять общие  и специфические черты принципа  разделения властей в процессе  его реализации в обществах  с различными традициями.

 Конкретно-социологический  метод систематизирует результаты  социологических опросов. Дает  возможность понимать динамику  и специфику восприятия гражданами  страны значимости тех или  иных принципов правового государства,  оценить в сознании населения  степень поддержки государства  в проводимых реформах.

 Метод системно-структурного  анализа рассматривает каждую  из теории разделения властей  в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей  между подобными элементами.

 В процессе исследования  автор опирался на следующие  источники: Конституцию РФ 1993г., Конституции  США, Франции; материалы помещенные  в хрестоматиях по истории  России и истории государства  и права зарубежных стран и  др.

 Рассматривая проблему  разделения властей невозможно  проигнорировать первоисточники, а  именно труды авторов самой  теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.

 В целом необходимо  отметить, что рассмотрение теории  и принципа разделения властей  только на первый взгляд, кажется  легкой, поверхностной задачей, которую  можно решить рядом общих фраз  и выводов. На самом деле  настоящее исследование проблемы  демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства.

Глава 1. Теоретические основы и принципы разделения властей 1.1. Теоретические  аспекты разделения властей: исторический опыт

 Разделение единой  и целостной государственной  власти составляет основу конституционного  строя большинства современных  правовых государств, так как  она многократно повышает производительность  государственной власти и делает  ее в высшей степени эффективной  и результативной. Кроме того, власть  становится контролируемой и  управляемой со стороны гражданского  общества, более гибкой, динамичной, полезной, удобной для людей, то  есть для самостоятельных и  независимых членов свободного  общества. Как отмечает Б.С. Крылов, разделение власти по своей  сути призвано обеспечить наибольшую  эффективность народовластия. Разделение  власти на законодательную, исполнительную, судебную необходимо для демократического  общества, в котором единственным  источником власти является народ[1].

 Идеи о разделении  властей заложены древнегреческими  мыслителями Платоном, Аристотелем,  Полибием. Платон выводил этот  принцип из наличия реальной  общественной потребности, так  как он исходил из вполне  эмпирического факта, что производится  лучше и в большем количестве, “если выполнять одну какую-либо  работу соответственно своим  природным задаткам и притом  вовремя, не отвлекаясь на другие  работы”[2]. Аристотель (384-322 г.г. до  н.э.) различал между собой “три  элемента” всякого политического  устройства: власть, обсуждающую государственные  вопросы, власть правительственную  и власть судебную[3]. До сих  пор актуальная мысль Аристотеля  о необходимости предотвращения  концентрации власти в руках  одного человека, так как реальный  опыт показывает, что чем ограниченнее  власть, тем она прочнее и эффективней.

 Теория разделения  властей как самостоятельная  и цельная политико-правовая доктрина  сформировалась в период революций  XVII-XVIII веков в странах Западной  Европы, в силу особых исторических  условий первыми вступившими  на путь цивилизованных рыночных  экономических отношений. Основные  теоретические постулаты этой  доктрины были выдвинуты и  научно обоснованы выдающимся  английским философом Джоном  Локком (1632-1704 г.г.). Свои политико-правовые  взгляды Джон Локк изложил  в ряде работ, среди которых  следует выделить сочинение “Два  трактата о государственном управлении”,  в котором находит выражение  его концепция о разделении  государственной власти. Поэтому  Б. Рассел справедливо и точно  видит положительную деятельность  Джона Локка в этой области,  как наиболее удачливого из  всех философов[4].

 Отчетливое и последовательное  научное обоснование и соответствующее  отражение теория разделения  властей нашла в учении выдающегося  французского мыслителя Шарля  Луи Монтескье (1689-1755 г.г.). В своем  основном труде-трактате “О духе  законов”, впервые опубликованном  в 1748 году, Монтескье провозглашает  разделение власти не просто  как техническое распределение  функций между государственными  органами, а именно как реальное  разделение между различными  социально-политическими силами, боровшимися  в условиях предреволюционной  Франции за политическое господство  в гражданском обществе. Политическая  свобода, по мнению автора “Духа  законов”, имеет место лишь при  умеренных правлениях, ее нет  ни в аристократии, где вся  власть принадлежит одной знати,  ни в демократии, где существует  народ. К счастью, данный вывод  великого Монтескье не подтвердился: принцип разделения государственной  власти как раз и нашел свое  воплощение во всех демократических  правовых государствах. За этот  исторический период он весьма  исправно и эффективно функционирует во всех конституциях современных демократических, правовых государств, теоретически обогатился новым юридическим содержанием и практически окреп.

 Монтескье отмечал,  что каждая из ветвей власти  в соответствии со спецификой  ее функций должна осуществляться  особым самостоятельным государственным  органом. Неоднократно подчеркивая  важность независимости ветвей  государственной власти и органов,  ее осуществляющих, в отношении  условий и сроков их деятельности, а также их взаимной несменяемости,  Вместе с тем, законодательная  власть, хотя и не вправе “останавливать”  требующую быстрых решений деятельность  исполнительных органов, правомочна  контролировать, каким образом приводятся  в исполнение созданные ею  законы и правительство должно  давать отчет парламенту страны  о своем управлении[5].

 Эти революционные,  по своему времени, идеи получили  практическое воплощение в первых  же конституциях - США 1787 года, Франции  1789 года, которые закрепили принцип  разделения властей, видя в  нем гарантию осуществления основной  функции государства- охраны прав  человека и его свобод[6].

 Историческое значение  теории разделения властей заключалась  в том, что в условиях абсолютизма  она служила предотвращению возможного  беззакония и произвола со  стороны королевской администрации,  обеспечению основных прав и  свобод человека. Несомненно, данные  функции теории имели важное  прогрессивное значение.

 По своей сущности  идея разделения властей противостоит  неравенству, произволу, привилегиям  и беззаконию, служит обеспечению  общественного правового равенства  людей, осуществлению государственной  власти с учетом различных  интересов, сдерживанию экспансии  государственного регулирования  и регламентации всей системы  общественных отношений.

 Разделение, возникнув  как идея, как теоретическая концепция,  постепенно превращалось в политический, а во многих странах и в  конституционный принцип, поскольку  система государственного правления,  построенная на его основе, позволяет  разрешить противоречие между  различными слоями общества для  достижения определенных целей.  Известный американский ученый - юрист Дж. Харт писал о том,  что если дороги ведут в  Рим, то все вопросы американского  управления рано или поздно  сводятся к разделению властей[7].

Заключение

 

 В результате проделанного  исследования в курсовой работе, автор пришел к следующим выводам:

1. “Разделение властей”, как теория о соотношении властей  в государстве, которая была  впервые выдвинута Дж.Локком и  затем развитая Ш. Монтескье.  Непосредственно связана со школой  естественного права - сыграла  прогрессивную роль в борьбе  против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования  государства в нем должны существовать  независимые друг от друга  власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее  время по принципу разделения  властей построены конституции  многих государств.

2. Разнообразное понимание  реализации принципа разделения  властей в научных кругах современных  западных стран сводится к  следующему:

 Во-первых, разночтения  по вопросу о месте и роли  самой концепции разде-ления властей  в современной государственно-правовой  теории и практике.

 Во-вторых, различная интерпретация  проблем соотношения общей теории  разделения властей и «национальной»  практики ее применения.

 В-третьих, разноречивое  понимание и неодинаковое толкование  вопросов, касающихся оптимального  соотношения законодательной и  исполнительной властей, с одной  стороны, и места и роли в  рассматриваемой триаде судебных  органов — с другой.

3. Как показывает практический  опыт функционирования властей  после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью  и сдерживая в своей повседневной  деятельности друг друга, государственные  власти далеко не всегда уравновешивают  друг друга.

 В особенности это  касается законодательной и исполнительно-распорядительной  властей. В отношениях между  ними, равно как и в отношениях  с другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует  президентская, а точнее, исполнительная  власть.

 Во взаимоотношениях  с судебной властью это предопределяется  прежде всего тем, что президент  обладает огромными конституционными  возможностями оказывать влияние  на кадровый состав судебных  органов. Так, в соответствии  со ст. 83 и 128 Конституции РФ  президент представляет кандидатуры  Совету Федерации для назначения  на должности судей Конституционного  Суда, Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда. Кроме того, он  назначает судей других федеральных  судов.

 В отношениях с законодательной  властью доминирование исполнительной  власти во многом предопределяется  тем, что президент обладает  такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государсвенной  Думы, право назначения выборов  в Государственную Думу, право  назначения референдумов, право  на внесение законопроектов в  Думу, подписывания и обнародования  федеральных законов. Президент  обладает также правом вето  на принимаемые законы.

 К сожалению сложившаяся  ситуация, в значительной степени  предопределяет в настоящее время  в России формально-юридическое  и фактическое доминирование  исполнительной ветви над остальными  ветвями государственной власти, что способствует установлению  авторитарной формы правления.

Информация о работе Разделение властей в РФ