Раздел 1
КОММУНИКАЦИИ
И КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
По подсчетам специалистов,
73% американских, 63% английских, 85% японских
руководителей считают, что коммуникации
являются главным условием на пути
достижения эффективности их организаций.
Определение
понятия «коммуникация»
Коммуникация
– это обмен информацией
между индивидами через посредство общей
системы символов.
Классификация
коммуникаций
- По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.
- По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.
- По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая.
- По вектору движения: горизонтальная, вертикальная.
- По используемому коду: вербальная, невербальная.
- По соотношению прямой/обратной связи: иерархическая, демократическая.
- По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.
Коммуникативный процесс
- Коммуникативный процесс – это непрерывное взаимодействие участников коммуникации.
- В целях анализа и описания выделяют дискретные единицы коммуникации (коммуникативные акты).
Модель коммуникации
Г. Лассуэла
Классическая модель
коммуникаций
Получатель
Коммуникации
в системе менеджмента
- Объектом приложения труда в сфере управления является информация, и именно ее потоками связаны друг с другом звенья управленческой структуры.
- Информация в системе управления передается по коммуникационным каналам, то есть линиям связи, возникающим между отдельными элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, людьми.
- Помимо движения содержательной управленческой информации, с помощью коммуникационных каналов осуществляются управленческие и технические связи между элементами управленческой структуры.
Коммуникации
в системе менеджмента
- Совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации образуют коммуникационную структуру управления.
Коммуникационная
структура управления
- По масштабам: глобальная (охватывает организацию целиком) или локальная (относится только к отдельной ее части).
- По особенностям функционирования: централизованная (коммуникации только через одно центральное звено) децентрализованная / полицентрическая (значительная часть информации может идти в обход центрального звена)
Коммуникационный
менеджмент
- Экономика XXI века превращается в систему, функционирующую на основе коммуникации.
- Успешное развитие любой экономической системы определяют информация и знания.
- Знания и возможность их применения стали новым источником власти.
Коммуникационный
менеджмент
- Коммуникация является важнейшим элементом системы управления знаниями, связующим звеном в структуре интеллектуального капитала. Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального капитала, без обновления образовательного, культурного и научного потенциала, коммуникативный фактор в развитии экономических систем становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста.
Коммуникационный
менеджмент
- Коммуникационный менеджмент – теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа и общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания.
Коммуникационный
менеджмент включает
- выявление целевых аудиторий,
- разработку коммуникационных стратегий,
- контроль коммуникаций;
- оценку эффективности коммуникаций;
- организацию информационного трансферта и диалога;
Коммуникационный
менеджмент включает
- формирование корпоративной философии;
- утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях;
- формирование и усиление доверия и симпатии;
- разъяснение позиций и направление организации или персоны;
- утверждение корпоративной идентичности.
Объектами коммуникационного
менеджмента являются
- клиенты и потребители,
- персонал организации,
- инвесторы и акционеры,
- органы власти и структуры местного самоуправления, коммуны.
Субъектами коммуникационного
менеджмента являются
- Высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации.
Формирование коммуникационного
менеджмента вызвано
- растущей потребностью регулирования взаимодействия сотрудников,
- сокращением дистанций между предприятием и его целевыми группами,
- ростом социальной и экономической значимости корпоративной идентичности и организационной культуры.
Специализированные
функции коммуникационного менеджмента
- интегрирующая - обусловлена использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью и творчеством;
- информационная - обусловлена знанием закономерностей информационного обмена, который совершается для достижения какой-то практической цели, решения какой-то проблемы;
- контактоустанавливающая - от ее реализации зависит успех коммуникативного замысла, поэтому требуется доскональное знание целевой аудитории;
Специализированные
функции коммуникационного менеджмента
- самопрезентации - реализуется при создании имиджа, репутации, которые в свою очередь могут и не соответствовать статусу и коммуникативной роли;
- ритуальная - используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества, награждения, чествования по поводу и т.д.), а также осуществляется при официальных церемониях;
- образовательная - исследующая коммуникативные навыки целевых аудиторий, реализующая на практике новые идеи, распространяющая достижения в области современной коммуникации.
Этические проблемы
в коммуникационном менеджменте
- возможность манипуляции и использования психологического влияния на бессознательное и подсознательное,
- вмешательство в частую жизнь,
- использование стереотипов,
- приукрашенная информация,
- информация, оскорбляющая чувство достоинства,
- коммуникации с детьми.
Раздел 2
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ В
КОММУНИКАЦИОННОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ
Процесс коммуникационного
менеджмента
- постановка целей,
- сбор, анализ и обработка управленческой информации;
- выявление альтернатив по решению целей;
- стратегическое планирование;
- выбор аудитории и средств коммуникации;
- организация работ по реализации планов;
Процесс коммуникационного
менеджмента
- мотивация участников;
- контроль результатов;
- сбор и анализ информации по предварительным итогам работы по реализации планов;
- формирование бюджета,
- оценка эффективности и результаты работы с персоналом в кризисных ситуациях, разрешение конфликтов в рабочих коллективах, оценка эффективности персонала.
Процесс коммуникационного
менеджмента
RACE
Исследования в
коммуникационном менеджменте
- Качественные
- анализ текстов,
- фокус-группы,
- экспертные оценки,
- углубленные интервью.
- Количественные
- опросы,
- анкетирование.
Когда проводить
исследования?
Формирование стратегии
Исходно следует определить:
- какое место будут занимать пиарщики в общей политике организации на том или ином этапе,
- каковы подходы к воздействию на общественность (от широкой кампании в СМИ до отказа от контактов с журналистами),
- каково общее отношение организации к воздействию общественности на ее политику (характер и способы реагирования PR-структуры на запросы и мнения общественности),
- как организация относится к внутреннему пиару (выдвигать ли лозунг «мы все – одна семья»)
- особо следует оговорить участие отдельных подразделений организации в коммуникационной стратегии организации.
Для правильного
стратегического планирования необходимо
- изучение и прогнозирование изменяющихся факторов внешней среды,
- анализ всех аспектов деятельности самой организации,
- точное определение конкретных задач организации, целей, которые ставит ее руководство,
- определение возможных вариантов достижения поставленных целей,
- разработка конкретной программы реализации выбранного варианта развития