Кадровая политика как инструмент управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и анализ особенностей формирования кадровой политики для разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ……………….7
1.1. Сущность и функции системы управления персоналом……………………7
1.2. Требования к кадровому обеспечению системы управления персоналом..............................................................................................................14
1.3. Стратегии управления персоналом…………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ООШ №22»………………………………………………………………………………….24
2.1. Общая характеристика МБОУ «ООШ №22»……………………………..24
2.2. Организация деятельности кадровой службы МБОУ «ООШ №22»…….38
2.3. Факторы формирования кадровой политики в МБОУ «ООШ №22»…..45
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВРЕШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБОУ «ООШ №22»………….52
3.1. Рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»………………………………………52
3.2. Формирование плана мероприятий по совершенствованию кадровой политики в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»……………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для сотрудника, прошедшего испытательный срок……………………………………………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бланк оценки прохождения испытательного срока сотрудником…………………………………………………………………………..73

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЛАТЫПОВОЙ Г..doc

— 557.00 Кб (Скачать)

- обеспечить оптимальные условия  для обучения и воспитания  учащихся;

- повысить уровень профессионализма  педагогов;

- создать оптимальные санитарно-гигиенические условия для оздоровления учащихся в условиях учебной и внеклассной деятельности;

- повысить эффективность использования  имеющихся развивающих методов  обучения и воспитания, а также  технических и дидактических  средств обучения;

- совершенствовать образовательный  процесс на основе своевременной  грамотной в методическом отношении  диагностики с последующим анализом;

- работать над совершенствованием  психологической службы в школе;

- стремиться к развитию психологических  свойств личности каждого воспитанника, развивать навыки саморегуляции.

МБОУ «ООШ №22» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных  к ее компетенции;

- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком образовательного процесса;

- качество образования и его  соответствие государственным образовательным  стандартам;

- адекватность применяемых форм, методов и средств организации  образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам воспитанников, требованиям охраны их жизни и здоровья;

- нарушение прав и свобод  воспитанников и работников Школы-интерната;

- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Достаточно высокий  кадровый потенциал, наличие необходимой  материальной базы, наличие в штатных  расписаниях детских садов и  школ-интернатов ставок психолога, социального  педагога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию, назревшая в обществе потребность создания системы непрерывного образования позволяет педагогическому коллективу обеспечить гармоничное развитие личности ребенка.

На старшей ступени  обучения коллектив педагогов школ-интернатов накопил большой опыт по реализации профильных программ обучения по расширению и углублению знаний учащихся посредством элективных курсов.

Сформирован коллектив  педагогов, имеющий высокий уровень  профессиональной подготовки, применяющий  технологии обучения, в том числе  и информационные. Высокий кадровый потенциал старшей школы позволяет обеспечить качественную подготовку учащихся.

По результатам государственной (итоговой) аттестации за курс средней  школы выпускники школ-интернатов показали достаточно высокий уровень знаний как по результатам экзаменов в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ.

Хорошим результатом работы педагогов  и воспитателей является успешное поступление  учащихся в СУЗы и ВУЗы.

Организационная структура представлена на рисунке 3.

Правильно построенная организационная структура будет несомненным атрибутом успешной работы предприятия, т.к. целевое назначение организационной структуры обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.

 

Рисунок 3 – Организационная структура МБОУ «ООШ №22»

 

Проанализировав существующую организационную  структуру, сделаны следующие выводы:

Данная структура является линейной, так как оперативное управление организацией осуществляет один руководитель (Директор МБОУ «ООШ №22»).

Организационная структура состоит  из трех уровней.

На первом уровне управления находится  Учредитель МБОУ «ООШ №22».

На втором уровне управления находится  Директор, в обязанности которого входит:

- представлять интересы МБОУ «ООШ №22» во всех организациях и органах государственной власти;

- заключать сделки, подписывать  договоры, в том числе трудовые, соответствующие целям деятельности МБОУ «ООШ №22», выдавать доверенности, открывать счета в банках, распоряжаться имуществом МБОУ «ООШ №22» для выполнения уставных целей и задач МБОУ «ООШ №22» в соответствии с заданиями Учредителя и назначением имущества;

- утверждать штатное расписание МБОУ «ООШ №22»;

- принимать на работу и увольнять  с работы работников МБОУ «ООШ №22», распределять их должностные обязанности, поощрять, налагать взыскания, а также выполнять иные права и обязанности работодателя в отношении работников МБОУ «ООШ №22»;

организовывать и осуществлять методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;

-утверждать расписание занятий;

- согласовывать с профсоюзным  органом МБОУ «ООШ №22» учебную нагрузку;

- устанавливать ставки заработной платы и должностные оклады работников МБОУ «ООШ №22» в соответствии с установленными условиями оплаты труда в пределах финансовых средств, выделенных Учредителем;

- обеспечивать правильный подбор и расстановку кадров, создавать необходимые условия для повышения квалификации работников;

- предоставлять статистическую  и иную необходимую отчетность  в органы статистики и Учредителю;

- осуществлять по согласованию  с Учредителем иные функции,  необходимые для обеспечения  уставной деятельности МБОУ «ООШ №22».

К подразделениям директора относятся (третий уровень управления):

- заместитель директора по административно-хозяйственной части;

- заместитель директора по учебной  работе;

- заместитель директора по научно-методической  работе;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- главный бухгалтер;

- начальник отдела управления персоналом;

Схематическое изображение организационной структуры  представлено с четким указанием  линейных связей, с использованием прямых линий, все звенья, относящиеся к одному уровню подчинения, на схеме также изображены на одном уровне. На данный момент организационная структура построена правильно и в изменениях не нуждается.

Проведем  анализ состояния трудового потенциала МБОУ «ООШ №22».

За  период с 2009 по 2011 гг. среднесписочная численность в МБОУ «ООШ №22» находилась на уровне с 101 человека в 209 году и до 118 человек в 2011 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли специалисты (рис. 4), что естественно обусловлено спецификой организации.

Рисунок 4 – Динамика изменения численности персонала по категориям

Среди всего персонала МБОУ «ООШ №22» в 2011 г. работало 104 женщины и всего 14 мужчин. Доля мужчин в общей численности персонала составляет одиннадцать с небольшим процентов. А сама структура выглядит следующим образом (рис. 5).

 

Рисунок 5 – Структура персонала по полу

 

В течение последних трех лет  численность персонала в организации  увеличилась на 16 человек и составила 85,19% от общей численности 2005 года. Данное увеличение произошло в основном за счет роста численности педагогов дополнительного образования. При этом неизменной осталась численность руководителей, а количество рабочих возросло на 16% (табл. 2).

 

Таблица 2– Изменение численного состава персонала

Категории персонала

Годы

Изменение 2009-2011 гг.

2009

2010

2011

абсолютное, чел.

относительное, %

1

2

3

4

5

6

Руководители

5

5

5

0

100

Специалисты

71

76

80

+9

114,08

Рабочие

25

28

32

+7

126,8

Всего

101

109

117

+16

115,84


 

Изменения в численном составе персонала неизменно повлекли за собой изменения и в его структуре (табл. 3).

 

 

 

Таблица 3 – Численный состав и его структура

Категории персонала

2009

2010

2011

численный состав, чел.

доля,

%

численный состав, чел.

доля,

%

численный состав, чел.

доля,

%

1

2

3

4

5

6

7

руководители

5

5,0

5

4,6

5

4,3

специалисты

71

70,3

76

69,7

80

69,2

Рабочие

25

24,7

28

25,7

32

26,5

Всего

101

100,0

109

100,0

117

100,0


 

Таким образом, доля руководителей и специалистов за последние три года стала ниже в общей величине персонала. В тоже время доля рабочих в общей структуре персонала стала выше на 2%.

Тенденция снижения специалистов в  МБОУ «ООШ №22» может отрицательно повлиять на учебный процесс. Так как наличия специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.

На рисунке 6 представлено графическое изображение долей, занимаемых каждой из категорий персонала за весь анализируемый промежуток времени.

Рисунок 6 – Динамика изменения численности персонала за 2009-2011 гг.

 

Из представленной таблицы  4 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 45 до 55 лет (в размере 29%). В 2010 г. сотрудников данной категории в организации было 34 человека (рис. 7)

Таблица 4– Численный состав и возрастная структура

Категории персонала

Количество человек  за 2011 г.

Доля, %

1

2

3

моложе 25 лет

4

3,42

от 25 до 35 лет

22

18,80

от 35 до 45 лет

32

27,35

от 45 до 55 лет

34

29,06

Свыше 55 лет

25

21,37

Всего

117

100,0


 

Второе место занимают сотрудники среднего возраста, от 35 до 45 лет, которых  в МБОУ «ООШ №22» 27% (по результатам 2011 г. – 32 человека). Третья по объему группа – сотрудники старше 55 лет, в общей численности они занимают пятую часть.

Рисунок 7 – Распределение персонала по возрастным группам

 

Сотрудников, принадлежащих к категориям 25-35 лет и моложе 25 лет, по сравнению  с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит  по 18% и 3% соответственно.

Проведем анализ структуры сотрудников МБОУ «ООШ №22» по образованию (табл. 5). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 41% (48 человек в 2011 г.). Два и более высших образований получено у 6% сотрудников, а неполное высшее образование всего у 16%. Доля сотрудников со среднеспециальным образованием составляет 35%.

 

Таблица 5 – Численный состав и структура по образованию

Образование

Количество человек  за 2011 г.

Доля, %

1

2

3

Среднеспециальное

42

35,90

неполное высшее

19

16,24

Высшее

48

41,03

два и более высших образования

8

6,84

Всего

117

100


 

Таким образом, в МБОУ «ООШ №22» наибольшая часть персонала имеет одно и более высших образований, что позволяет успешно осуществлять образовательный процесс. В связи с этим можно сделать обоснованный вывод о том, что фактический уровень образования в организации находится на достаточно высоком уровне.

Разделение персонала на категории, связанные со стажем работы в организации, уже на данном этапе свидетельствует о возможной проблеме высокою уровня текучести кадров (табл. 6). Так как наибольшую долю сотрудников (42,8% или 50 человек в 2011 г.) в организации работают меньше одного года. Стаж сотрудников МБОУ «ООШ №22» от 1 года до 3 лет наблюдается только 26% случаях от общей численности персонала и занимает наименьшую долю (рис. 8).

 

Таблица 6 – Численный состав и структура персонала по стажу работы

Стаж работы в МБОУ «ООШ №22»

Количество человек  за 2011 г.

Доля, %

1

2

3

до1 года

50

42,8

от 1 года до 3 лет

30

26,0

Свыше 3 лет

37

31,2

Всего

117

100,0

Информация о работе Кадровая политика как инструмент управления персоналом