Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:41, дипломная работа
Целью исследования является изучение и анализ особенностей формирования кадровой политики для разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ……………….7
1.1. Сущность и функции системы управления персоналом……………………7
1.2. Требования к кадровому обеспечению системы управления персоналом..............................................................................................................14
1.3. Стратегии управления персоналом…………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ООШ №22»………………………………………………………………………………….24
2.1. Общая характеристика МБОУ «ООШ №22»……………………………..24
2.2. Организация деятельности кадровой службы МБОУ «ООШ №22»…….38
2.3. Факторы формирования кадровой политики в МБОУ «ООШ №22»…..45
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВРЕШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБОУ «ООШ №22»………….52
3.1. Рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»………………………………………52
3.2. Формирование плана мероприятий по совершенствованию кадровой политики в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»……………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для сотрудника, прошедшего испытательный срок……………………………………………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бланк оценки прохождения испытательного срока сотрудником…………………………………………………………………………..73
В школе действует развитая система морального поощрения, включающая Книгу Почета, присвоение званий «Почетный работник общего образования», вручение Почетных грамот, представление к государственным наградам.
Управление деятельностью и взаимодействие между сотрудниками МБОУ «ООШ №22» на всех уровнях организуется руководителями на базе принципов командной работы.
Внутренние коммуникации
Организуя нисходящие коммуникации, руководство МБОУ «ООШ №22» преследует следующие цели:
Восходящие коммуникации:
Руководство МБОУ «ООШ №22» заинтересовано в учете мнений и настроений сотрудников при решении вопросов управления ОУ.
В МБОУ «ООШ №22» активно используются следующие каналы коммуникации:
В Школе поддерживаются такие традиции, как празднование Дня Знаний, Дня учителя, Дня Победы. Проведение Дня самоуправления, проведение Новогодних и вечеров отдыха, чествование юбиляров, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в музее школы и др.
Школа строго соблюдает Трудовой Кодекс РФ, другие государственные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям, а также Коллективный договор.
Школа стремится обеспечить современный уровень оснащенности и состояния рабочих мест сотрудников.
Школа соблюдает законодательство, касающееся льгот и компенсаций для работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда.
Школа проводит необходимые мероприятия
по обеспечению сотрудников
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБОУ «ООШ №22»
3.1. Рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»
Проведя анализ системы управления персоналом организации МБОУ «ООШ №22», можно сделать вывод, что необходимо усовершенствовать систему адаптации и систему мотивации сотрудников организации.
Адаптация – процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь МБОУ «ООШ №22». Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в МБОУ «ООШ №22» может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для директора МБОУ «ООШ №22» информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку (аттестат, диплом, сертификаты обучения), но и опыт работы в аналогичных образовательных учреждениях, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в МБОУ «ООШ №22» возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как методика преподавания, воспитательная работа и персонал. Новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с особенностями учебного процесса, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, воспитанниками МБОУ «ООШ №22».
Этап 2. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны руководства МБОУ «ООШ №22».
К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом (табл. 8).
Таблица 8 – Мероприятия по адаптации новичка в МБОУ «ООШ №22»
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
специалист по кадрам | |
1 |
2 |
3 |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с МБОУ «ООШ №22» и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах).
Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
1. Общее представление о МБОУ «ООШ №22»:
- цели, приоритеты, проблемы;
- традиции, нормы, стандарты;
- разнообразие видов
- организация, структура, связи МБОУ «ООШ №22»;
- информация о руководителях.
2. Политика МБОУ «ООШ №22»:
- принципы кадровой политики;
- принципы подбора персонала;
- направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- правила использования
- правила охраны коммерческой
тайны и технической
3. Оплата труда:
- нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
- оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы:
- страхование, учет стажа
- пособия по временной
- поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
- возможности обучения на
- наличие столовой, буфетов.
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:
- места оказания первой
- меры предосторожности;
- правила противопожарной
- правила поведения при несчастн
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
- права и обязанности работника;
- права непосредственного
- организации рабочих;
- постановления профсоюза и политика МБОУ «ООШ №22»;
- руководство и оценка
- дисциплина и взыскания,
- коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7. Служба быта:
- организация питания;
- наличие служебных входов;
- условия для парковки личных автомобилей;
После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим).
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 – 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Формирование кадрового состава – одна из наиболее существенных областей работы менеджера по персоналу.
Система адаптации нового работника включает в себя четыре основных этапа, каждый из которых, по мнению педагогических работников, проводится на высоком уровне и способствует адаптации к выполняемым функциям.
Кроме того, после прохождения новым
сотрудником испытательного срока,
необходимо выяснить уровень его
адаптации к выполняемой
1. Анкетирование самого сотрудника, прошедшего испытательный срок;
2. Оценку непосредственного
3. Вынесение общего решения
В анкете для сотрудника, прошедшего испытательный срок, не должно содержаться много вопросов, а должны быть только понятные, основные вопросы: о сложностях выполняемой работы, о том, что помогло сотруднику пройти испытательный срок и о возможных предложениях, которые сотрудник может предложить для организации (Приложение А).
Оценка непосредственного
После поступления в отдел по управлению персоналом заполненной анкеты нового сотрудника и бланка оценки о прохождении испытательного срока, менеджер по персоналу должен подсчитать набранные баллы и вынести решение об уровне адаптации нового сотрудника к выполняемой работе, на основе следующих характеристик (табл. 9).
Таблица 9 – Взаимосвязь параметров и уровней адаптации
Характеристика |
Уровень адаптации | ||
Полностью адаптированные сотрудники |
Частично адаптированные сотрудники |
Безразличные, не адаптированные сотрудники | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продолжительность испытательного срока |
прошедшие испытательный срок в течение первых двух месяцев (максимальный балл -10) |
прошедшие испытательный срок в течение третьего месяца |
Не прошедшие испытательный срок (минимальный балл – 0) |
Наличие грубых ошибок и нарушений |
менее чем в 20% случаях (максимальный балл - 10) |
не более чем в 50% случаях |
Более чем в 50% случаях (минимальный балл - 3) |
Желание работать на этой должности и стремление разобраться в специфике работы |
На уровне выше 80% (максимальный балл--10) |
на уровне выше 50% |
на уровне ниже 50% (минимальный балл -1) |
Информация о работе Кадровая политика как инструмент управления персоналом