Кадровая политика и стратегия управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Управление — один из главных факторов делового успеха организации. Достижение стратегических целей организации, т. е. ее делового успеха, в большой степени зависит от предпринимательских и личностных качеств руководителей-менеджеров.
Всю работу по управлению можно разделить на две части:
1) управление деятельностью фирмы;
2) управление людьми (персоналом).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………………….…….3
Глава 1. Основные принципы управления персоналом………………………………....……...4
1.1 Система управления персоналом…… ………………………………………………….……4
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия…………………………………………………….6
1.3 Планирование персонала…………… …………………………………………………….…11
1.4. Привлечение и отбор персонала ……………………………………………………….…..16
1.5 Оценка персонала…………………………………….………..…………………….………25
1.6. Мотивация персонала и стимуляция труда…………………………………………………29
1.7 Конфликты в коллективе………………………… ………………………………..…….…40
Глава 2. Эффективная система управления персоналом……………………..……….……....42
2.1 Оценка компетенции и профессионального соответствия персонала ……………..........42
2.2 Контроль за производительностью труда……………………………………….…………45
2.3 Контроль трудовой дисциплины…………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 387.03 Кб (Скачать)

Содержание 
 
Введение…………………………………………………………………..………………….…….3 
 
Глава 1. Основные принципы управления персоналом………………………………....……...4 
 
1.1    Система управления персоналом…… ………………………………………………….……4 
 
1.2    Кадровая политика и кадровая стратегия…………………………………………………….
 
1.3    Планирование персонала…………… …………………………………………………….…11 
 
1.4. Привлечение и отбор персонала ……………………………………………………….…..16 
 
1.5  Оценка персонала…………………………………….………..…………………….………25 
 
1.6. Мотивация персонала и стимуляция труда…………………………………………………29 
 
1.7  Конфликты в коллективе………………………… ………………………………..…….…40 
 
Глава 2. Эффективная система управления персоналом……………………..……….……....42 
 
2.1  Оценка компетенции и профессионального соответствия персонала ……………..........42 
 
2.2  Контроль за производительностью труда……………………………………….…………45 
 
2.3  Контроль трудовой дисциплины…………………………………………………………….47 
 
Заключение……………………………………………………………………………………50

Список использованной литературы………………………..………………………..…..… 51

 

Введение

 
 
 
Управлять нужно  с помощью разума: 
 
нельзя играть в шахматы с помощью 
 
доброго сердца. 
 
                            Н. Шамфор 

 

 
В сегодняшнем мире программы управления персоналом фирмы не оставляются  на рассмотрение владельцев предприятия, т.к. все предприятия должны отвечать региональным и федеральным ограничениям, управляющим политикой занятости. Всем предпринимателям важно проверять  текущее положение регулирования, когда они имеют дело со служащими. Дополнительные выгоды служащих включают приработки, программы охраны здоровья и безопасности, планы участия  прибыли, пенсии, компенсации рабочим, политику отпусков и другие не связанные  с зарплатой вопросы, которые  являются частью полного пакета выгод  персонала фирмы. Важно, чтобы каждый служащий имел полную информацию обо  всех  факторах, которые входят в пакет выгод, предоставляемых фирмой. Многие исследования показали, что владельцы, заботящиеся о своих рабочих, чаще всего строят коллектив преданных работников. 

1. Основные принципы  управления персоналом

 
1.1 Система управления  персоналом 
 
Система управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности. Эффективность менеджмента впрямую зависит от качества управления персоналом. 
 
Для повышения эффективности менеджмента в управлении персоналом на первый план выступают вопросы оптимизации кадрового состава, которые особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада. 
 
Рассмотрим основные положения, принципы и состав системы управления персоналом с точки зрения эффективного менеджмента организации. 
 
Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе управления бизнесом, осуществляемого в рамках определенной организационной иерархической структуры (рис..1). 
 
Персонал — люди, которые в рамках определенной организационной структуры осуществляют установленные взаимосвязанные виды деятельности. 
 
Основной целью управления персоналом в любой организации является обеспечение эффективной деятельности работников в пределах организации и формирование персонала как личностей, обладающих высокой ответственностью, коллективной психологией, высокой квалификацией, развитым чувством делового партнерства, корпоративной и организационной культурой. 
 
Управление персоналом — это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации. Система управления персоналом включает такие подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров. 
 
Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации. Эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и мотивации, с которой эти функции выполняются. 
 
Организация должна создать особые методы, процедуры, программы управления процессами, связанными с человеческими ресурсами, и обеспечить их постоянное совершенствование. В единстве эти методы, процедуры, программы представляют собой систему управления персоналом, которая характеризуется следующими параметрами: 
 
• соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень образования, квалификация, понимание миссии, отношение к работе); 
 
• эффективность системы работы с персоналом — соотношение затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом; 
 
 
• избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества; 
 
• сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических характеристик; 
 
• структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты; 
 
• ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы; 
 
• интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития. 
 
Структура системы управления персоналом, ориентированная на бизнес в организации, приведена на рис.2 
 
В табл. 1 приведен состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации, объединяющих однородные функции. 
 
 
1.2  Кадровая политика и кадровая стратегия 
 
Важными элементами системы управления персоналом являются кадровая 
 
политика и кадровые стратегии. 
 
Кадровая политика — система целей, принципов и вытекающих из них форм и, методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в организации и соответствующих стратегии бизнеса. 
 
Кадровая стратегия — набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики. 
 
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров организации в соответствии с потребностями бизнеса. 
 
Кадровая стратегия, или стратегия управления персоналом, базируется на кадровой политике и стратегии развития организации и носит долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплекса мероприятий по реализации выбранного курса действий. 
 
Следует отметить, что кадровая стратегия существенно зависит от стадии жизненного цикла организации. Функционирование организации в общем виде проходит через ряд стадий, включая формирование организации, ее интенсивный рост, период стабильного функционирования, определенный спад (требующий определенного преобразования, реформирования, реструктуризации как структуры, так и бизнеса) и последний этап — преобразования (возрождения) или ликвидации. В соответствии с этими стадиями жизненного цикла организации меняются стратегии бизнеса и кадровые стратегии. В табл. 2 приведены общие подходы к соответствию стадий жизненного цикла организации, стратегии бизнеса и требований к кадровой стратегии. 
Таблица 1.. Соответствие стадий жизненного цикла организации, стратегий бизнеса и кадровой стратегии

 
Стадия жизненного цикла 

 
Тип стратегии бизнеса 

 
Краткая характеристика стратегии 

 
Характеристика особенностей персонала 

 
Формирование 

 
Предпринимательская: привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента 

 
Принимаются проекты с высокой  степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы не достаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер 

 
Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников 

 
Интенсивный рост 

 
Динамический  рост: нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур 

 
В центре внимания сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, ВОЗМОЖНО 
 
прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различные процедурные правила 

 
Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала 

 
Стабилизация 

 
Прибыльность: поддержание системы в равновесии 

 
Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающих 

 
Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска 

 
Спад 

 
Ликвидация: 
 
ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финан- совой, так и психологической 

 
Основное — спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу 

 
Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные 

 
Возрождение 

 
Предпринимательская/Ликвидация: снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности 

 

 
Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда 


 
В завершение рассмотрим специфику  основных направлений кадровых стратегий в зависимости от стратегий бизнеса (табл.2). 
 
Одним из важнейших аспектов организации в приложении к управлению персоналом является организационная культура, под которой подразумевается интегральная, достаточно регламентированная, данная на языке определенной типологии характеристика организации, которая включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми работниками нормы; принципы, способы распределения власти; принятый в организации стиль руководства, сплоченность и связанность работников организации; характерные способы организации и протекания взаимодействия (т. е. процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения, а также такие элементы, как система ценностей, образцы поведения, способы оценки результатов, типы управления. Организационная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать персонал на общие цели и результаты. 
Таблица 2. Взаимосвязь стратегий бизнеса с кадровыми стратегиями

 
Стратегии 

 
Отбор и расстановка кадров 

 
Вознаграждение 

 
Оценка персонала 

 
Развитие персонала 

 
Планирование перемещений персонала 

 
Предпринимательская стратегия 

 
Отбор кадров, способных на риск 

 
На конку рентной основе 

 
По результатам, но не слишком строгая 

 
Неформальное, ситуационное 

 
Акцент на интерес работника 

 
Стратегия динамического роста 

 
Поиск гибких, способных к работе в 
 
команде 

 
Справедливое и беспристрастное 

 
На четко оговоренных критериях 

 
Акцент на качественный рост 

 
Соответствие возможностям фирмы в разнообразных формах 

 
Стратегия прибыльности 

 
Жесткая система 

 
По заслугам, старшинству и внутрифирменных представлениях о справедливости 

 
Строго по 
 
результатам 

 
Акцент на компетентность в узкой области 

 
Минимум перемещений 

 
Ликвидационная стратегия 

 
Без развития 

 
По заслугам, но без дополнительных стимулов 

 
Формальная 

 
В соответствии с требуемыми навыками 

 
Только по необходимости 

 
Циклическая стратегия возрождения 

 
Требование разносторонности. Стратегия выживания 

 
Система стимулов и проверки заслуг 

 
По результатам 

 
Тщательный отбор претендентов 

 
Разнообразие форм 


 

 

 
Организация управления персоналом —  это структура системы работы с персоналом в организации, включающая два основных компонента: 
 
• собственно кадровую службу; 
 
• руководителей сотрудников в иерархической системе организации. Таким образом, организация работы в значительной степени сводится к проблеме распределения соответствующих компетенции между кадровой службой и непосредственными руководителями. 
 
Методы управления персоналом организации — это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Характеристика методов приведена в табл. 3. 
Таблица 3. Методы управления персоналом

 
Группа методов 

 
Методы 

 
Административные методы 

 
Формирование организационных структур органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и  распоряжений; подбор и расстановка  кадров; разработка положений, должностных  инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением 

 
Экономические методы 

 
Технико-экономический анализ; технико-экономическое  обоснование и планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая  система; утверждение экономических  норм и нормативов 

 
Социально-психологические методы  

 
Социальный анализ в коллективе; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие  на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата); моральное стимулирование; развитие v работников инициативы и ответственности


1.3 Планирование персонала 
 
Центральной подсистемой управления персоналом является кадровое планирование, взаимодействующее со всеми подсистемами и обеспечивающее: 
 
• организацию необходимым и достаточным кадровым составом; 
 
• подбор работников, соответствующих потребностям бизнеса; 
 
• необходимый уровень квалификации работников и развитие персонала; 
 
• активное участие работников в деятельности организации. 
 
На рис. 3 представлена структура подсистемы кадрового планирования. 
 
 
 
Рис.3. Структура подсистемы кадрового планирования 
 
Планирование персонала должно быть объединено с основными планами организации и скоординировано с выполнением таких функций, как перемещение кадров, обучение, анализ работы и развитие. Зависимость планирования потребностей в персонале от всех его функций представлена на рис. 4. 
 
 
Одной из основных задач кадрового планирования (табл.4) является определение потребности в персонале (рис. 5).  
 
Под потребностью организации понимается необходимый количественный и качественный (в контексте компетентности, квалификации) состав персонала, определяемый в соответствии с выбранной стратегией развития фирмы. Под ресурсами подразумеваются работники фирмы с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов организации могут оказаться перестановки, передвижения, набор, обучение и т. д. 
 
                                                                                                    Таблица 4

 
Направление кадрового планирования 

Содержание  задач направления

 
Подбор специалистов 

 
Этап определяет в значительной степени успешность работы персонала  и включает: — определение формальных требований (образование, опыт, специальные  навыки). Формальные требования характеризуются тем, что они могут быть довольно точно измерены; — определение индивидуально-психологических требований, которые учитывают как специфику деятельности, так и особенности людей, с которыми предстоит взаимодействовать новому сотруднику; — проведение предварительного конкурса рекомендаций и резюме и собеседование; — проведение оценки претендентов на базе психодиагностических методик, профессионального тестирования и методов ситуативной диагностики 

 
Адаптация 

 
Содержит цели и средства, позволяющие  работнику в совпадающий с испытательным сроком промежуток времени освоить свои обязанности, стандарты деятельности и поведения и выйти на приемлемый уровень эффективности деятельности в организации. На завершающем этапе адаптационного периода проводятся контрольные процедуры, позволяющие оценить, насколько сотрудник освоил свое рабочее место, и принять решение об окончании испытательного срока 

 
Кадровый мониторинг 

 
Предполагает проведение аттестаций и планирование карьеры. Позволяет руководству организации получить несколько результатов: — позитивный «будоражащий» эффект; — возможность, объективно оценить персонал; — получить информацию о том, какие характеристики сотрудников являются наиболее проблемными; — поставить перед сотрудником цели на профессиональное и личностное развитие до следующей аттестации; — сообщение сотрудникам о возможностях по развитию их карьеры, в том числе за счет придания новых функций и повышения ответственности 


 
 
 

 
Продолжение табл. 4

 
Направление кадрового планирования 

Содержание  задач направления

 
Обучение и развитие 

 
Предполагается различие между  повышением профессиональной квалификации (обучение) и совершенствованием личностных характеристик (развитие). В данной области кадрового планирования значимость личностных характеристик, благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации, поскольку индивидуально-психологические характеристики могут радикально блокировать эффективность профессиональной деятельности. Обучение и развитие формируется по результатам оценивания на этапе подбора специалистов и их аттестации. Используются три варианта обучения и развития: — постоянно обновляемая система инструктажей, которые реализуются внутренними ресурсами организации; — совокупность краткосрочных обучающих и развивающих программ (лекционных курсов, семинаров, программ психологического тренинга, предполагающих привлечение внешних ресурсов); — фундаментальная подготовка управленцев и специалистов в высших учебных заведениях / 

 
Мотивация и стимулирование 

 
Направление деятельности направлено на то, чтобы работники организации испытывали желание интенсивно и результативно работать именно в этой организации Выделяются следующие мотивационные подсистемы материального и нематериального стимулирования, связанные с: — результатами деятельности; — стажем деятельности; — стабильностью стилевых характеристик деятельности и соответствием поведения ценностям организации; — статусом 

 
Обеспечение взаимодействия 

 
Деятельность направлена на достижение ясности и отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения организацией своих целей. В рамках этой деятельности достигаются цели согласованных стилей управления, постановки задач, обязательных стандартов коммуникации и взаимной поддержки 

 
Стабилизация персонала 

 
Предназначение — стабилизировать  и сохранить наиболее полезных и лояльных сотрудников, костяк организации, ориентированный на долгосрочную и эффективную работу

Информация о работе Кадровая политика и стратегия управления персоналом