Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:04, курсовая работа
Управление — один из главных факторов делового успеха организации. Достижение стратегических целей организации, т. е. ее делового успеха, в большой степени зависит от предпринимательских и личностных качеств руководителей-менеджеров.
Всю работу по управлению можно разделить на две части:
1) управление деятельностью фирмы;
2) управление людьми (персоналом).
Введение…………………………………………………………………..………………….…….3
Глава 1. Основные принципы управления персоналом………………………………....……...4
1.1 Система управления персоналом…… ………………………………………………….……4
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия…………………………………………………….6
1.3 Планирование персонала…………… …………………………………………………….…11
1.4. Привлечение и отбор персонала ……………………………………………………….…..16
1.5 Оценка персонала…………………………………….………..…………………….………25
1.6. Мотивация персонала и стимуляция труда…………………………………………………29
1.7 Конфликты в коллективе………………………… ………………………………..…….…40
Глава 2. Эффективная система управления персоналом……………………..……….……....42
2.1 Оценка компетенции и профессионального соответствия персонала ……………..........42
2.2 Контроль за производительностью труда……………………………………….…………45
2.3 Контроль трудовой дисциплины…………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………
1.4. Привлечение
и отбор персонала
Следующим и одним из важнейших направлений
управления персоналом является привлечение
и отбор персонала, определяющее качество
персонала организации для успешного
бизнеса и эффективности функционирования
организации после реализации проекта
реструктуризации. Под привлечением персонала
подразумеваются разнообразные способы
использования источников персонала (внешние
и внутренние). Отбор персонала - процедура
принятия решений по выбору соответствующих
кандидатур на замещение определенных
должностей. На рис. 6 представлена структура
подсистемы привлечения персонала.
Привлечение и отбор персонала базируются
на оптимальной качественной и количественной
структуре персонала. На процесс привлечения
и отбора персонала влияют факторы внешней
и внутренней среды.
Факторы
внешней среды включают:
• законодательные ограничения;
• ситуацию на рынке труда.
Факторы
внутренней среды включают:
• основные принципы кадровой политики
и стратегии;
• имидж организации, принципы организационной
и корпоративной
культуры. Источники привлечения персонала
приведены в табл. 5
Таблица 5.Источники привлечения персонала
Внешние источники |
Внутренние источники |
|
|
Привлечение и отбор персонала
сопровождаются оценкой кандидатов,
включая как внешних
Задача службы персонала, осуществляющей
оценку кандидатов при приеме на работу,
состоит в том, чтобы отобрать такого работника,
который в состоянии достичь ожидаемого
организацией результата. Фактически
оценка при приеме — это одна из форм предварительного
контроля качества человеческих ресурсов
организации.
Как правило, до принятия организацией
решения о приеме на работу кандидат должен
пройти несколько ступеней отбора:
• предварительную отборочную беседу;
• заполнение бланка заявления;
• беседу по найму (интервью);
• тестирование;
• проверку рекомендаций и послужного
списка;
• медицинский осмотр;
• принятие решения.
Центральным показателем при оценке работника
является уровень его компетентности,
понимаемый шире, чем традиционно. При
разработке стратегического развития
организации основным понятием являются
организационные компетенции, частный
случай которой — компетенция персонала,
которая в свою очередь выступает центральным
моментом стратегии управления персоналом.
Составляющими компетенции персонала
являются:
• знания как результаты образования
сотрудника;
• навыки как результат опыта работы;
• способы взаимодействия как умение
интегрироваться в группе и умение общения
с людьми для достижения поставленной
цели.
Эффективность деятельности персонала
существенно зависит от его компетентности,
поэтому одной из основных задач управления
персоналом является управление компетенцией
персонала, включающее сравнение потребностей
предприятия с наличными ресурсами и выбор
форм воздействия для приведения их в
соответствие с потребностями данного
предприятия.
Таким образом, компетенция персонала
— показатель, анализируемый и управляемый
в рамках практически всех подсистем управления
персоналом:
• кадрового
планирования — определение качественной
и количественной потребности организации
в персонале;
• привлечения
и отбора персонала — определение
требований к компетенции кандидатов
и отбор соответствующих работников;
• обучения
и развития персонала — определение
путей и способов повышения компетентности
персонала;
• мотивации
персонала — выработка путей мотивации
и стимулирования потребностей работников
по повышению компетентности;
• оценка
и аттестация персонала — проведение
эффективного анализа компетентности
персонала в соответствии с требованиями
бизнеса.
Можно говорить об управлении компетенцией
в рамках управления персоналом как о
процессах оценки, контроля, организации
повышения компетенции путем обучения,
повышения квалификации, переподготовки
персонала, приема на работу высококомпетентных
работников и пр. (рис. 7).
Рис. 7. Управление компетенцией на уровне
организации
Приобретение компетенции обеспечивает
организацию персоналом, который необходим
для реализации ее стратегии, повышения
эффективности деятельности.
Управление компетенцией персонала базируется
прежде всего на обучении и развитии персонала.
Важность обучения и развития персонала
в условиях развития предприятия трудно
переоценить, что объясняется следующими
факторами:
• внедрение новой техники, технологии,
производство современных товаров, рост
коммуникационных возможностей создают
условия для ликвидации или изменения
некоторых видов работ. В связи с этим
необходимая квалификация не может быть
гарантирована базовым образованием;
• мир превращается в рынок без границ
с высоким уровнем конкуренции между странами.
Страны, имеющие современную систему инженерного
труда и программы непрерывного образования,
лидируют в условиях этой конкуренции.
Они имеют возможность в кратчайшие сроки
ответить на любой «вызов» повышением
производительности инженерного труда;
• изменения во всех областях жизни —
главный элемент современности. Непрерывные
и быстрые изменения в технологии и информатике
требуют непрерывного обучения персонала;
• для организации более эффективно и
экономично повышение отдачи от уже работающих
сотрудников на основе их непрерывного
обучения, чем привлечение новых работников.
Важнейшую роль при управлении персоналом
играют подготовка и переподготовка руководителей
и специалистов, которая может осуществляться
двумя путями.
1. Повышение общего профессионально-
Как известно, знания, полученные в вузе,
быстро устаревают (у инженеров — через
5—10 лет, в высокотехнологичных областях
— через 3 года). Поэтому в рамках кадрового
менеджмента проекта необходимо решать
задачи формирования системы повышения
квалификации.
Для решения этой проблемы имеется достаточно
много средств:
это краткосрочные (от 2—3 дней до недели),
среднесрочные (от недели до 2—3 месяцев)
и полные (до года) курсы переподготовки,
осуществляемые вузами, бизнес-школами,
в том числе зарубежными институтами повышения
квалификации, и т. п. По большинству учебных
планов существуют федеральные и мировые
стандарты (маркетинг, финансовый менеджмент,
управление проектами, управление персоналом
и др.). Рынок этих услуг достаточно развит,
и качество их постепенно растет.
За рубежом наиболее очевидными тенденциями
в области технической подготовки кадров
признаны широкое применение методов
дистанционного обучения, повышения квалификации,
самоподготовки (вплоть до самостоятельной
разработки проектов) с помощью средств
вычислительной техники и изменение методов
работы преподавателей. Так, обучение
с использованием видеодисков в диалоговом
режиме позволяет обучающимся усвоить
учебный материал вдвое быстрее, чем при
традиционной подготовке. Запоминаемость
материала возрастает на 40%, а степень
усвоения — на 300%.
Весьма прогрессивной формой обучения
без отрыва от производства признаны телеуниверситеты.
Разработанные учебными заведениями курсы
транслируются по местным телевизионным
сетям, ориентируясь на определенную специализацию.
Организация, заинтересованная в повышении
квалификации своих сотрудников, может
оборудовать учебный класс, где можно
прослушать телевизионную лекцию или
выполнить практическое задание.
2. Обеспечение
активности, заинтересованности и профессионализма
персонала.
В рамках этой проблемы возникают следующие
задачи развития персонала, в первую очередь
управленческого:
• умение определить свои место и роль
в процессе деятельности в организации,
понимание целей и стратегии организации
в целом и функций в рамках подразделения;
• умение четко сформулировать ключевые
проблемы и задачи, которые должны решаться
его подразделением и персонально;
• получение знаний по современным подходам
и методам решения задач профессиональной
деятельности;
• приобретение навыков выбора и использования
этих подходов и методов для эффективного
решения конкретных задач на своем рабочем
месте;
• освоение технологии групповой работы
в процессе решения проблем;
• освоение методов и навыков эффективной
работы подчиненных и прежде всего мотивации
их работы на требуемые результаты.
Для решения перечисленных задач необходима
целевая подготовка, привязанная к реальным
практическим задачам организации и, в
частности, управления персоналом. Достичь
этого результата можно с помощью консультантов
из специализированных фирм и предприятий,
имеющих необходимый опыт, сотрудников
зарубежных фирм.
Рекомендуемые формы обучения:
• общеобразовательные курсы, проводимые
для специалистов организации преподавателями
вузов и консалтинговых фирм;
• тематические семинары, проводимые
консультантами с привлечением пилотных
(обладающих соответствующим опытом) предприятий;
• стажировки руководителей и отдельных
специалистов в организациях, реализующих
аналогичные виды деятельности, с участием
консультантов;
• «штабные игры» — целевое обучение,
проводимое в основном консультантами
с участием руководителей и специалистов
по решению конкретных задач;
• обучение преподавателей и консультантов,
передача технологий
обучения в специализированных областях
деятельности. С точки зрения направлений
в обучении можно выделить пять основных
ситуаций (табл. 6:
продолжение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система подготовки может быть эффективной
только в том случае, если будет проанализировано
существующее положение, оценена перспектива
и сформирован образ желаемого будущего,
спрогнозированы изменения, подготовлены
проекты изменения, определены сроки и
затраты. Характеристики системы обучения
персонала с позиций ее эффективности
приведены на рис. 8.
Рис.8. Характеристики системы обучения
персонала
Сопоставительный анализ традиционного
и интегрированного обучения приведен
в табл. 7
Таблица 7.опоставительный анализ систем обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом определяются
следующие направления обучения персонала:
по типам обучения:
• профессиональное образование (получение
специальности);
• повышение квалификации в определенной
области (повышение компетентности в своей
сфере деятельности);
• переподготовка специалистов (расширение
компетентности на новые области знаний);
по направлениям обучения:
• обучение принятого на работу (в рамках
ориентации и адаптации);
• обучение при изменении должности (при
повышении в должности и при перемещениях);
• обучение как повышение и развитие компетенции
(квалификации).
Итак, обучение персонала — процесс повышения
и развития компетенции, передачи новых
профессиональных навыков или знаний
сотрудникам организации. Примером профессионального
обучения могут служить курсы по изучению
новой компьютерной программы для секретарей-референтов,
программа по обучению агентов по продажам,
финансовый курс для высшего управленческого
аппарата компании.
Профессиональное развитие персонала
— это процесс подготовки сотрудников
к выполнению новых производственных
функций, занятию новых должностей, решению
новых задач. Под системой развития персонала
следует понимать целенаправленный комплекс
информационных, образовательных и привязанных
к конкретным рабочим местам элементов,
содействующих повышению квалификации
работников данного предприятия в соответствии
с задачами развития предприятия, его
потенциалом и склонностями сотрудников.
Одной из значительных задач развития
персонала организации является формирование
ее кадрового резерва. Кадровый резерв
— это группа руководителей и специалистов,
обладающих способностью к управленческой
деятельности, отвечающих требованиям,
предъявляемым должностью того или иного
ранга, подвергшихся отбору и прошедших
систематическую целевую квалификационную
подготовку (табл. 8.
Таблица 8.Классификация кадровых резервов
Признак |
Классификация |
|
|
|
|
Карьера — это индивидуально
осознанная позиция и поведение,
связанные с трудовым опытом и
деятельностью на протяжении рабочей
жизни человека. Различают два вида карьеры:
профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная
карьера характеризуется тем, что
конкретный сотрудник в процессе своей
профессиональной деятельности проходит
различные стадии развития: обучение,
поступление на работу, профессиональный
рост, поддержка индивидуальных профессиональных
способностей, уход на пенсию. Эти стадии
конкретный работник может пройти последовательно
в разных организациях. Наряду с профессиональной
карьерой следует выделять внутри-организационную карьеру.
Она охватывает последовательную смену
стадий развития работника в рамках одной
организации. Внутриорганизационная карьера
реализуется в трех основных направлениях:
• вертикальное — именно с этим направлением
часто связывают само понятие карьеры,
так как в этом случае продвижение наиболее
зримо. Под вертикальным направлением
карьеры понимается подъем на более высокую
ступень структурной иерархии;
• горизонтальное — имеется в виду либо
перемещение в другую функциональную
область деятельности, либо выполнение
определенной служебной роли на ступени,
не имеющей жесткого формального закрепления
в организационной структуре (например,
выполнение роли руководителя временной
целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной
карьере можно отнести также расширение
или усложнение задач на прежней ступени
(как правило, с адекватным изменением
вознаграждения);
• центростремительное — данное направление
наименее очевидно, хотя во многих случаях
является весьма привлекательным для
сотрудников. Под центростремительной
карьерой понимается движение к ядру,
руководству организации. Например, приглашение
работника на недоступные ему ранее встречи,
совещания как формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации,
доверительные обращения, отдельные важные
поручения руководства.
Главной задачей планирования и реализации
карьеры является обеспечение взаимодействия
профессиональной и внутриорганизационной
карьер.
В условиях совершенствования эффективности
менеджмента повышается значение оценки
персонала для принятия решений о служебных
перемещениях, сокращении неэффективных
сотрудников, повышении квалификации
и переобучении персонала. Оценка персонала
обеспечивает систему управления персоналом
информацией о качестве персонала с точки
зрения его соответствия стратегии организации,
целям бизнеса.
Оценка персонала — деятельность, проводимая
на разных этапах функционирования системы
управления персоналом для различных
целей, в том числе:
• при определении потребности в персонале
на этапе календарного планирования, когда
оценивается существующий кадровый потенциал
и формируются требования к привлечению
персонала;
• при отборе персонала на этапе привлечения
персонала с целью определения приемлемости
кандидатов на вакантные должности;
• при определении потребности в повышении
квалификации персонала на этапе обучения
и развития персонала. На этом этапе оценивается
существующий уровень персонала в сравнении
с требуемым и определяется необходимость
обучения конкретных работников, проверяется
соответствие уровня карьеры работников
их компетентности;
• при аттестации персонала, проводимой
регулярно для оценки состояния уровня
кадрового потенциала и выработки регулирующих
воздействий широкого круга, в том числе:
• для принятия мер по вознаграждениям,
продвижениям, наказаниям, увольнениям;
• для выработки мер по мотивации и стимулированию
труда;
• для планирования кадрового резерва;
• для планирования персональных перемещений.
Основные этапы, определяющие содержание
процесса оценки, включают:
• анализ анкетных данных;
• наведение справок об испытуемом работнике
(по месту прежней работы или учебы);
• проверочные испытания;
• собеседование.
Центральный вопрос любой оценки — установление
ее показателей, характеризующих как общие
моменты, равноценные для всех работников
организации, так и специфические нормы
труда и поведения для конкретного рабочего
места или конкретной должности. В первом
случае показатели оценки определяют
принадлежность сотрудника к конкретной
организационно-социальной системе; во
втором — соответствие сотрудника профессиональным
требованиям.
При всем многообразии показателей оценки
их можно условно разделить на следующие
группы:
• результативность труда;
• профессиональное поведение;
• личностные качества.
Под факторами (или условиями) достижения
результатов труда понимаются способности
или желание к выполнению общих функций
управления как по отношению к другим
объектам воздействия, так и по отношению
к самому себе:
• планирование деятельности;
• организация и регулирование процесса;
• учет и контроль хода работы.
Другими словами, данные показатели характеризуют
степень создания работником своей функциональной
роли.
Показатели непосредственного профессионального
поведения охватывают следующие стороны
деятельности:
• сотрудничество и коллективизм в работе;
• самостоятельность в решении задач;
• готовность к принятию дополнительной
ответственности или дополнительной нагрузки
и т. п.
Третья группа показателей оценки — личностные
качества. При всей кажущейся простоте
эта группа показателей связана с большими
проблемами при их отборе, формулировке
и учете, что обусловлено широким спектром
личностных качеств, значительным субъективизмом
при их восприятии.
Основные методы оценки персонала приведены
в табл. 9
Таблица 9 Методы оценки персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Кадровая политика и стратегия управления персоналом