Инструменты управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:39, реферат

Краткое описание

Новый подход к управлению персоналом всё более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.
Управление – целенаправленное воздействие на систему и её элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода её в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.

Оглавление

Введение……………3
§1 Инструменты управления персоналом……….4
§2Административные инструменты управленияперсоналом и их классификация………………5
§3Экономические инструменты управления персоналом и их классификация ………….8
§4Социально-психологические инструменты управления
персоналом и их классификация …………………..12
Заключение …………………18
Список литературы………….19

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 36.27 Кб (Скачать)

              Содержание

     Введение……………3

§1 Инструменты управления персоналом……….4

 

§2  Административные инструменты управления персоналом и их классификация………………5

 

§3 Экономические инструменты управления персоналом и их классификация ………….8

 

§4 Социально - психологические инструменты управления

персоналом  и их классификация …………………..12

 

Заключение  …………………18

 

Список литературы………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

Новый подход к управлению персоналом всё более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.

 Управление – целенаправленное воздействие на систему и её элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода её в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.  

  Инструменты управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством.   

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, ведь чтобы происходило нормальное функционирование любого предприятия, необходимо наличие инструментов управления.

Целью является оценка эффективности использования инструментов управления персоналом предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение системы работы с персоналом в организации
  2. Разработка методов совершенствования существующей системы управления персоналом
  3. Изучение способностей работников в процессе производства
  4. Выявить что является основой эффективной деятельности предприятия

 

 

 

 §1  Инструменты  управления персоналом

Существует множество инструментов управления, которые отличаются 
различными способами воздействия на людей. Маренков Н.Л. выделяет три основных инструмента управления персоналом:

 
1. Административные—базируются на власти,дисциплине и взысканиях.

 
2. Экономические — основываются на правильном использовании экономических законов производства.

 
3. Социально - психологические — базируются на способах мотивации 
и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

 
Кроме того, в процессе конкретного решения управленческих проблем 
весьма полезно организовывать эффективные коммуникации и анализ 
конкретных ситуаций, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Административные инструменты управления персоналом                                       

 

Административные инструменты — способ осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующихся на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.д.

 Эти инструменты воздействия  имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

 

Классификация административных инструментов                                                     

 

Инструменты административного воздействия можно разделить на 
несколько групп.

 
1.Организационные воздействия:

- организация рабочего места;

- коллективный договор;

- правила трудового распорядка;

-организационная структура управления; 
- устав предприятия.

-штатное расписание;

- положение о подразделениях;

- должностные инструкции;

 

Эти документы могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

 

2. Распорядительные воздействия

-приказы; 
-распоряжения; 
-указания; 
-инструктирование; 
-наставления;

-целевое планирование; 
-нормирование труда; 
-координация работ; 
-контроль исполнения. 
 
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

 

3. Материальная ответственность  и взыскания:

-ответственность за задержку  трудовой книжки; 
-добровольное возмещение ущерба предприятию; 
-удержания из заработной платы; 
-депремирование; 
-полная материальная ответственность; 
-коллективная материальная ответственность.

 

4.Дисциплинарная ответственность и взыскания:

-замечание; 
-выговор; 
-строгий выговор; 
-понижение в должности; 
-увольнение.

 

5.Административная ответственность:

-предупреждения; 
-штрафы; 
-возмездное изъятие предметов; 
-административный арест; 
-исправительные работы.

 
Административные методы управления — мощный рычаг достижения 
поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и 
направить его на решение конкретных задач управления.

В последнее время понизилась роль административных методов на 
предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также 
препятствуют использованию административных методов: это рост 
безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная 
инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрата заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

 

§3  Экономические инструменты управления персоналом                                              

 

Экономические инструменты – это способы осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.

Классификация экономических инструментов управления персоналом                  

 

Классификация экономических инструментов управления:

1. Плановое ведение хозяйства:

-свободное предпринимательство; 
-план экономического развития; 
-портфель заказов; 
-критерий эффективности; 
-конечные результаты.

 
Плановое ведение хозяйства — главный закон функционирования любого предприятия, которое имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения.

 

2. Оплата труда:

-должностной оклад для  служащих; 
-тарифная ставка для рабочих; 
-дополнительная зарплата; 
-вознаграждение; 
-премия.

 
Оплата труда – основной мотив трудовой деятельности и денежный 
измеритель стоимости рабочей силы; обеспечивает связь между 
результатами труда, его процессом, отражает количество и сложность 
труда работников различной квалификации.

 

3. Рабочая сила:

-рынок труда;  
спрос (потребность);  
-наличие (численность); 
-стоимость рабочей силы;  
-уровень жизни.

 
Рабочая сила — главный элемент любого трудового процесса, 
обеспечивающий переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт.

 

4.Рыночное ценообразование: 
-стоимость; 
-цена; 
-себестоимость; 
-доход; 
-прибыль.

 
Рыночное ценообразование — регулятор товарно-денежных отношений 
и важный экономический инструмент в соизмерении расходов и доходов, цены и себестоимости продукции.

 
5.Ценные бумаги:

 
-акции; 
-облигации; 
-векселя; 
-кредитные карты; 
-дивиденды.

 
Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.

 
6. Налоговая система: 
-на фонд оплаты труда; 
-подоходный налог; 
-НДС; 
-налог на прибыль; 
-прочие.

 
Налоговая система – важный экономический механизм пополнения 
казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан.

 

7. Формы собственности: 
-государственная; 
-муниципальная; 
-частная; 
-общественная;

-интеллектуальная.

 
Формы собственности — важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия.

 
8. Фазы воспроизводства: 
-производство; 
-обмен; 
-распределение; 
-потребление.

 
Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарноденежных отношений между людьми процессе производства, обмена, распределения и употребления товаров.

 
Экономические методы выступают в качестве различных способов 
воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных 
целей и проявляются в хорошем качестве продукции и высокой прибыли.

 

§4  Социально-психологические инструменты управления персоналом                     

 

Социально-психологические инструменты управления основаны на использовании социального механизма.

Социально-психологические инструменты — способы осуществления 
управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов — группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы:

 
Социологические-направленные на группы людей и их 
взаимодействия в процессе производства(внешний мир человека)

Психологические- которые направленно воздействуют на личность 
конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом,они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе,выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

 

Классификация социально-психологических инструментов управления  персоналом     

 

1. Социальное планирование:

1) цели;

2) методы;

3) критерии;

4) нормативы;

5) результаты.

 

 

   Социальное планирование  обеспечивает постановку социальных  целей и критериев, разработку  социальных нормативов и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. 

 

2.     Социологические методы исследования:

1) анкетирование;

2) интервьюирование;

3) социометрия;

4) наблюдение;

5) собеседование.

 

 

   Социологические методы  исследования составляют научный  инструментарий в работе с  персоналом, они представляют необходимые  данные для подбора, оценки, расстановки  и обучения персонала и позволяют  обоснованно принимать кадровые  решения.

 

3.     Личностные качества:

1) деловые качества;

2) моральные качества;

3) достоинства;

4) недостатки.  

 Личностные качества  характеризуют внешний образ  сотрудника, который достаточно  стабильно проявляется в коллективе, и является неотъемлемой частью  социологии личности.

 

4.     Мораль:

1) государственная;

2) общественная;

3) религиозная;

4) групповая;

5) личная.  

 Мораль – особая  форма общественного сознания, регулирующего  действия и поведение человека  в обществе с помощью нравственных  норм.

 

5.     Партнёрство:

1) деловое;

2) дружеское;

3) по увлечению;

4) семейное;

5) сексуальное.  

 Партнёрство – важный  компонент любой социальной группы; заключается в налаживании разнообразных  форм взаимоотношений, на базе  которых организуется общение  людей. В партнёрстве люди выступают  как равноправные члены во  взаимоотношениях между собой.

 

6.     Соревнование:

1) принципы;

2) критерии;

3) методы;

4) методы;

5) формы;

6) организация.  

 Соревнование – специфическая  форма общественных отношений; характеризуется  стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

 

7.     Общение:

1) межличностное;

2) личностное;

3) вербальное;

4) невербальное.  

 Общение – специфическая  форма взаимодействия людей на  основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает  между различными людьми в  формах руководитель – подчинённый  – сотрудник – друг и др. более сложных формах общения  нескольких людей.

 

8.     Переговоры:

1) структура;

Информация о работе Инструменты управления персоналом