Исследование систем управления ОАО «АЗ «Урал»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: повышение эффективности управления предприятием.
Задачи : анализ существующей структуры управления предприятием, анализ систем управления, анализ финансового состояния и деловой активности, выявление дублирования функций, построение новой, более эффективной, адаптивной структуры.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………… 5

Анализ систем управления……………………………………………. 7
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………7
2.1.1 Общие положения……………………………………………....... 7
2.1.2 Дополнительная информация…………………………………… 7
2.1.3 Краткая история создания и развития предприятия ……………7
2.1.4 Конкурентный статус……………………………………………. 9
2.1.5 Правовое положение общества………………………………….. 9
2.1.6 Цель основной деятельности предприятия…………………….. 10
2.1.7 Описание лицензионной деятельности…………………………. 11
2.1.8 Анализ основных показателей результатов деятельности
ОАО АЗ «Урал»………………………………………………………… 15
2.1.9 Расчет коэффициентов финансового состояния предприятия
на 2003 год………………………………………………………………17

2.2 Анализ существующей структуры управления
ОАО “Автомобильный завод “Урал”…………………………………. 20

2.2.1 Вертикальное разделение труда………………………………… 20
2.2.2 Анализ передачи полномочий в организации………………….. 25

2.3 Проектирование новой организационной структуры……………. 29
2.3.1 Выявление дублирования функций в Управлении персонала… 32
2.3.2 Новые функции руководящего звена…………………………… 33

Методы математического моделирования в управлении
(на примере транспортной задачи)……………………………………….. 35
Заключение…………………………………………………………….. 42

Список литературы…………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая ОАО АЗ УРАЛ.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

 

Общий вывод по деятельности предприятия в целом :

ОАО «АЗ «Урал» проводит грамотную  политику на рынке, сохраняя стабильное положение одного из лидеров в своей отрасли .

 

 

 

 

                                                             

 

2.2 Анализ существующей структуры управления

ОАО “Автомобильный завод “Урал”.

2.2.1 Вертикальное разделение  труда

Как и в случае горизонтального  разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы.

Вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории. Социолог Т. Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Более общедоступный и наиболее широко используемый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей низового звена, или операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.

На ОАО Автомобильный  завод «Урал»:

1. Высший организационный  уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Руководители высшего звена - отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

На ОАО АЗ «Урал» руководителями высшего звена являются:

Генеральный директор в лице Кормана Виктора Христофоровича,

Заместитель генерального директора,

Исполнительный директор,

Финансовый директор,

Директор по развитию,

Директор по режиму и безопасности - начальник службы безопасности,

Директор по закупкам,

Директор по управлению качеством,

Директор по персоналу,

Директор по производству,

Директор центра информационных технологий,

Главный инженер,

Генеральный директор ООО «Торговый  дом «АвтоУрал»,

Генеральный директор ООО «УралАЗЭнерго»,

Генеральный директор ООО Строительная компания «Урал».

 

                                                                                                                                                                                 — руководитель среднего звена - часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации (директора производств и самостоятельных отделов). Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Руководители среднего звена являются буфером между руководителями низового и высшего звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически приемлемой форме, в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям.

В нашем случае данный уровень разделяется на верхний уровень среднего звена и низший.

К верхнему среднему уровню относятся следующие руководители:

Все заместители директоров высшего звена,

Главный бухгалтер,

Директора производств (Агрегатное, Автосборочное, Литейное, Заготовительное, Прессово-сварочное, Транспортное, Оснастки и инструмента,),

Начальники Управлений (Сбыта, Организации производства, Правового, Бюджетного планирования, Проектно-технологического, Патентной, рационализаторской и изобретательской работы, Экспертизы инвестиционных проектов, Техобслуживания и ремонта, «Уралмонтажстрой», Технического контроля, Персонала, Главного конструктора, Главного технолога)

Все они подчиняются  директорам по направлениям.

 

Руководителями низшего среднего уровня являются старший бухгалтер, а также начальники самостоятельных отделов, цехов, служб, центров. Они непосредственно подчиняются директорам по направлениям.

 

Руководители низового звена — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками / не управляющими/. Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения информацией относительно правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена.

К ним относятся: руководители групп, мастера, механики и энергетики цехов, начальники караулов, начальники бюро и т.д.

 

Для того чтобы учесть и отразить все различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.

Очень часто на предприятиях используют функциональную организационную структуру. Её иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке. Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация — это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

 

В результате горизонтального разделения труда в структуре предприятия образовалось 8 функциональных блоков:

финансово-экономический блок, бухгалтерия, блок сбыта и снабжения, конструкторско-технологическое подразделение, производственный блок, блок стратегического планирования, социально-бытовой блок и блок службы безопасности.

Деятельность каждого блока  скоординирована посредством вертикального разделения труда, а именно:

  • Финансово-экономический блок  возглавляет финансовый директор. В его подчинении находятся: планово-экономический отдел, финансовый отдел, бюро договоров. Основные задачи данного подразделения:
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности,
  • разработка комплексных и долгосрочных и текущих планов деятельности предприятия,
  • определение экономической эффективности производства и капитальных вложений,
  • контроль юридических аспектов договоров, связанных с финансами.
  • Бухгалтерия работает под руководством гл. бухгалтера, которому подчинена деятельность бухгалтерии. Основная задача данного подразделения:
  • ведение бухгалтерии.
  • Блок сбыта и снабжения возглавляет коммерческий директор, в подчинении которого находятся: отдел материально-технического снабжения, отдел сбыта, транспортный цех. Основные задачи:
  • проводит исследования рынков сбыта,
  • заключает договоры на поставку продукции и осуществляет ее доставку потребителям.
  • Блок разработки и проектирования работает под руководством директора по развитию. В его подчинении находятся: Инженерно-технический центр, проектно-технологический отдел, Отдел реструктуризации, Отдел стратегического маркетинга, Бюро экспертизы инвестиционных проектов, Бюро патентной, рационализаторской и изобретательской работы. Задача данного блока:
  • разработка и внедрение опытных образцов новых изделий, учет недостатков качества продукции и разработка мер по их устранению.
  • Производственно-технический блок возглавляет директор по производству, которому подчинены: производства (Агрегатное, Автосборочное, Литейное, Заготовительное, Спецтехники) производственно-диспетчерское управление, цех КЗЧ. Главной задачей данного подразделения является производство основного вида продукции.
  • Блок управления качеством возглавляет директор по управлению качеством, ему подчинены отделы: входного контроля, рекламаций, исследования несоответствий, служба метрологии, управление технического контроля, центр менеджмента качества и стандартизации. Задача данного блока:
  • формирование и управление политикой предприятия в области качества.
  • Блок управления персоналом работает под руководством директора по персоналу социальным программам и информационным технологиям. В его подчинении находятся: управление персонала и соцзаказа. Задачи:
  • осуществляет найм и увольнение работников, регистрацию явки персонала на работу,
  • контроль за соблюдением режима рабочего дня и трудовой дисциплины и т.д.
  • Отдел службы безопасности возглавляет начальник службы безопасности. В его подчинении находятся охрана и канцелярия.

Данные функциональные блоки в  свою очередь подразделены на более мелкие, “вторичные” подразделения. Каждое из подразделений имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Нет дублирования работы между соседними подразделениями.

Но как у любой функциональной структуры здесь есть свои недостатки  и преимущества:

Преимущества: 
1) повышает компетентность принимаемых решений; 
2) разгружает линейных руководителей от необходимости глубоких знаний по каждой функции управления; 
3) упрощает работу линейных руководителей. 
4) меньше дублирование усилий и потребление материальных ресурсов.

5)Стимулирует деловую  и профессиональную специализацию.

6)Улучшается координация функциональных областей.

 
Недостатки: 
1) множество дроблений, вследствие чего, возрастает цепочка команд в организации; 
2) нарушается единство распорядительства;; 
3) приводит к неоднозначности подчинения исполнителей. 
4) организация не может быстро реагировать на изменения внешней среды. 

5)Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации.

Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.

2.2.2 Анализ передачи полномочий в организации.

Чтобы понять насколько, организация  децентрализована и централизована необходимо  определить ее основные характеристики:

 Количество решений, принимаемое на нижестоящем уровне управления.

Для этого просмотрим задачи, которые выполняют руководители низшего звена, и затем определим степень свободы для принятия решений.

Руководитель низшего  уровня производственного отдела осуществляет следующие действия:

    1. Осуществляет технический надзор за выполнением основных работ, приемку работ (принимает решение самостоятельно)
    2. Участвует в решении вопросов о внесении в проекты изменений в связи с внедрением более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей (принимает решение в соответствии с решением высшего звена руководства).
    3. Принимает участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе пошива изменений проектных решений, оперативно решает вопросы по замене, при необходимости, материалов, изделий, конструкций (без снижения качества изделий), (принимает решение в соответствии с решением высшего звена руководства)
    4. Осуществляет техническую приемку законченных изделий, оформляет необходимую техническую документацию (принимает решение самостоятельно).

 

 

Руководитель низшего  уровня финансового отдела:

1. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов, объектов (принимает решение самостоятельно)

2. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке объектов (принимает решение самостоятельно)

3.Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, стразовых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.  (Принимает решение самостоятельно)

4.Участвует в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств. (принимает решение самостоятельно)

Руководитель низшего  уровня отдела сбыта:

1.Обязан изучить рынок выпускаемой  продукции объектов (принимает решение самостоятельно)

2.Проводит исследования основных  факторов, формирующих динамику  потребительского спроса на продукцию, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции (принимает решение самостоятельно)

3.Анализирует потребности клиентов  и границы ценообразования  изделий (принимает решение в соответствии с решением высшего звена руководства)

4.Разрабатывает программы по  формированию спроса и стимулированию  сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами объектов (принимает решение в соответствии с решением высшего звена руководства)

    Руководитель низшего уровня отдела кадров должен:

 1.Бесперебойно обеспечивать связь начальника и сотрудников отдела с другими подразделениями.

2.Своевременно  доводить до сотрудников отдела  служебную информацию: приказы, распоряжения, инструкции, положения, служебные записки и др.

3.Своевременно  готовить документы для начальника отдела.

4.Организовывать кадровый документооборот, регистрировать входящую и исходящую документацию.

5.Готовить распоряжения о делегировании полномочий.

6.Составлять нормативные документы по распоряжению начальника или зам. начальника ОК.

7.Вести учет рабочего времени сотрудников отдела (табель, отпуска, больничные).

8.Составлять заказы на подписку печатных изданий для отдела, контролировать их доставку и доведение до подписчиков.

Информация о работе Исследование систем управления ОАО «АЗ «Урал»