Курс лекций по "Исследованию систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Файлы: 1 файл

ису лекции.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

III. Учебные материалы

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ  СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

  Методология научного исследования

 

 

 

 

 Исследование осуществляется  в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.

Каждое исследование предметно  ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Существует множество  определений исследований. Исследование можно квалифицировать как  систему теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте для разрешения каких – либо проблем.

Любое  исследование должно содержать в себе элементы, свойственные  научной деятельности:

  1. предмет исследования (процессы и явления действительности);
  2. объект   исследования (где? на базе чего?);
  3. субъект (коллектив исследователей, ученые, аналитики, консультанты и т.д.);
  4. направленность  на достижение определенной цели и решение    поставленных задач;
  5. современные научно-технические средства -  инструментарий исследования;
  6. результат исследования - новые знания об изучаемом объекте, подтверждение уже имеющихся,  а также возможность (способы) применения полученных знаний об объекте на практике.

 

Одним из  поводов к проведению исследования является возникшее противоречие между подсистемами и элементами подсистем. Такое противоречие  составляет сущность проблемы. 

Их можно подразделить на две группы: научные проблемы и социальные.  

       Научные проблемы –  это своего рода  состояние «знания» о «незнании».

Социальные проблемы - это определенные противоречия, требующие организации целенаправленных действий для их устранения.  

   При этом постановка научной проблемы – выход за пределы изученного в сферу того, что подлежит изучению.

Решение ряда социальных проблем  требует действий, функционально  направленных на получение новых  знаний в форме теоретических  концепций  или практических рекомендаций.

Определив проблему,  пытаются ее объяснить на основании имеющегося объема  знаний, информации и накопленного опыта. Таким образом, строится предварительное объяснение проблемы,  делается допущение, которое призвано более полно охватить и объяснить исследуемое явление. Такое допущение носит название «гипотеза».

Гипотеза – это научный опыт, обоснованный догадкой или вероятностным предположением для объяснения способа существования и взаимосвязи              какого – либо явления действительности.

Так наблюдается переход  от научной проблемной установки  к вероятностному предположению.  Разработка и подтверждение гипотезы является необходимым связующим звеном особой формы процесса познания от выдвижения проблемы до ее решения.

Научные гипотезы, которые  выдвигаются при постановке проблем  в самом начале исследования, получили название «исследовательские гипотезы».

К основным функциям гипотезы можно отнести следующие:

  1. получение  нового научного высказывания;
  2. совершенствование существующих знаний;
  3. стремление к новым научным знаниям и результатам.

Исследовать систему можно  на основе, какой – либо научной  концепции.

Концепция системы используется как средство для характеристик  объекта управления.

Ценность концепции состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы или процесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением  людьми, объединением их в отделы, службы, подразделения.

Поэтому управление социальными  коллективами людей рассматривается  как социально – управляемая система (холдинг, корпорация). При  этом  каждая подсистема в данной системе  представляет собой самостоятельный объект исследования с определенными отличительными особенностями.

Таким образом, система управления организации весьма сложна и создается для сбора, анализа и передачи информации с целью получения максимального конечного результата при ограниченных  людских, материальных и финансовых ресурсах.

 

Классификация исследований

По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

• распознание проблем  и проблемных ситуаций;

• определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей  проведения и развития;

• установление места этих проблем и ситуаций (как в системе  научных знаний, так и в системе  практического управления);

• нахождение путей, средств  и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

• разработка вариантов решения  проблем;

• выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.                     

В реальной практике все эти  работы находится в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.                       

Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.

Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный  кризис, но и тогда, когда организации  функционируют успешно и стабильно  достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем, чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. 

 

Обязательно отметим, что  определенный процент финансовых и  прочих материальных  ресурсов, направленных в науку, повлечет за собой  относительное приращение результатов научной деятельности. Как бы эффективно не осуществлялся процесс научной деятельности, весомая часть  научных разработок  остается невостребованной.

 

Состав и выбор методов исследования

Система управления должна  восприниматься исследователем прежде всего как единое целое. Но для познания сущности, изучения частностей важна мысленная декомпозиция изучаемого на составные части, то есть анализ. Анализ выполняет большую служебную роль, помогая познать главное в частях, связи между частями, закономерное в изучаемом.

Расчленение изучаемого на составные  части не должно подменять исследование системы как единого объекта. Анализ необходимо дополнять синтезом, мысленным соединением частей изучаемого.

Если анализ выступает  началом познания, то синтез, как правило, его завершает. При синтезе уточняются роль и место элементов в системе, степень сложности связей. Например, для глубокого изучения факторов повышения инновационной активности компаний  необходимо обратиться к изучению отдельных инновационных процессов различных хозяйственных единиц. Изучив результативность развертывания отдельных инновационных процессов, можно (в меру возможностей соответствующих методов агрегирования) делать вывод об общих инновационных процессах. Синтез способствует более глубокому познанию сущности изучаемого, сопоставлению сущности и форм ее проявления.

Движение мысли от единичного к общему, или индукция, позволяет исследователю распространять полученные данные об отдельных частях системы на всю систему. Так, зная уровень электрификации производственных процессов предприятия по кварталам года, исследователь делает индуктивный вывод об уровне электрификации в целом за год. Неразрывна с индукцией дедукция, указывающая переход от общих суждений к частным выводам. Например, фактическое снижение капиталоотдачи в целом по хозяйственному комплексу было объяснено преимущественным снижением капиталоотдачи одного из предприятий. Следовательно, делается индуктивный вывод о динамике показателя капиталоотдачи на конкретном предприятии.

Всякая система познается в развитии. С этих позиций, например, необходимо оценивать настоящую и перспективную роль инвестиций в развитии инфраструктуры региона. Так, изучение объема, динамики, структуры инвестиций за конкретный период позволяет проследить влияние инвестиций на социально-экономическое развитие региона, полнее использовать факторы и выявленные резервы повышения эффективности инвестиций в последующие годы.

С представлением существенных моментов изучаемого связано абстрагирование — мысленное выделение единичного, отвлечение от его связей с другим единичным. Например, при изучении динамики инвестиций в транспорт для исследователя важны факторы, влияющие на динамику инвестиций, и относительно не важны другие экономические показатели деятельности транспорта и хозяйства в целом. По сути дела абстракция односторонне представляет изучаемое, так как упрощаются и игнорируются некоторые смежные явления. Но вследствие выделения существенных моментов изучаемого абстракция является не только необходимой, но и высшей степенью познания. При помощи абстракции составляется конкретное знание о системе, которое отличается богатством содержания.

При обобщении — мысленном переходе от менее общего к более общему - происходит объединение сходных признаков, что позволяет глубже познать сущность изучаемого. 

Обобщение и противоположная категория - ограничение необходимы не только для развития экономической теории, но и для практического ее применения. Так, изучение результатов природоохранных мероприятий, выполненных в отдельном регионе, дает повод для обобщения выявленных тенденций в масштабах всей страны. Для внедрения в конкретной отрасли прогрессивной техники, действующей в других отраслях хозяйства, должны быть учтены особенности отрасли и введены некоторые ограничения.

Сравнение позволяет оценивать неизвестное через ранее познанное. Например, в том факте, что строительство объекта продолжалось 10 месяцев, содержится еще недостаточно сведений для конкретного вывода. Важно сравнить этот факт с другими фактами, имевшими место ранее, с нормами, и затем делать вывод 6 степени оптимальности срока строительства данного объекта. Особо важен сравнительно-исторический метод познания.

Исследование систем управления базируется на общенаучных подходах: системном, комплексном, программно-целевом, логистическом.

Реализация исходной концепции системного подхода - рассмотрения объекта в виде системы - способствует созданию единого теоретического образа изучаемого. Системный подход признан необходимым в анализе и управлении социально-экономическими системами. Преимущества системного подхода связаны с изучением объектов «преимущественно под углом зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, которые обусловливают целостность объекта, его устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование именно как определенного целого, а также под углом зрения их многомерности и иерархии, когда целостный объект наряду с другими объектами рассматривается как часть или элемент целого более высокого порядка». Важно развитие системы и в этой связи - изучение тенденций, перспектив, результатов ее развития.

Комплексный подход проявляется в согласовании и одновременном исследовании во взаимосвязи различных аспектов системы; учете разнообразных факторов, способствующих наилучшему достижению конечных результатов ее функционирования и развития. К системному, комплексному подходам близок программно-целевой подход. Здесь делается упор на особые методики структуризации целей и функций систем управления, Логистический подход также является развитием системного и комплексного подходов с привлечением аппарата математической логики и экономического мышления. В настоящее время логистические принципы управления финансовыми и материальными потоками утверждаются в экономической науке.

Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"