Курс лекций по "Исследованию систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Файлы: 1 файл

ису лекции.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Общенаучные подходы и  категории не заменяют конкретных методов исследования объекта, они реализуются в них и через них. Эти методы в отличие от общенаучных полнее отображают особенности экономических явлений и процессов, более выигрышны в силу своей конкретности. К конкретным методам исследования систем управления относятся: методы социально-экономического экспериментирования, тестирования, параметрического исследования и факторного анализа, социологического исследования, экспертного оценивания, рефлексионного исследования.

Каждый метод должен иметь  определенную сферу применения вследствие своих особенностей, целей и задач исследования, особенностей исходной информации. Поэтому при комплексном использовании методов требуется:

- выявлять особенности  методов применительно к решению  поставленных задач;

- повышать точность расчетов  с применением конкретных методов  (возможные неточности при этом  кроются в недостаточной регламентации сфер применения каждого из методов);

- согласовывать методы  исследования, применяя их как  систему взаимодополняющих методов;

- разрабатывать предложения,  направленные на увеличение возможностей конкретных методов исследования;

- совершенствовать методологию  исследования систем управления  для адекватного отражения действительности.

Задачи исследования систем управления:

Задачи исследования систем управления в зависимости от особенностей практической реализации результатов их решения распределяются в три класса. Различают задачи анализа, обоснования управленческих воздействий, прогноза.

Анализ систем управления направлен на получение знаний о достигнутом уровне развития этой сложной системы. К числу ключевых познавательных задач этого класса отнесем: изучение целостности, структуры, изменения, целесообразности (рис. 1).

Рис. 1. Ключевые задачи изучения систем управления

При изучении системы управления как целостности частные особенности совокупности отступают на второй план. Такое абстрагирование является необходимым, оно вызвано потребностями исследователя обращаться к обобщению, к типичным характеристикам систем управления, Чем менее значительны частные особенности изучаемой системы, то есть чем более она однородна, тем представительнее изучение совокупности в целом. Практически общенаучному требованию целостности система управления не соответствует, что вносит условность в общие оценки системы. С другой стороны, изучение совокупности как единого целого, опираясь на массовые данные, позволяет формулировать закономерность управления.

Следует также иметь в  виду относительность категории  целостности. Она может соответствовать  единой системе «управление», а также  отдельным достаточно однородным составляющим системы.

Важнейшим принципом изучения агрегированных систем управления является необходимость их рассмотрения в  связи и параллельно с частными особенностями и масштабом управленческих воздействий. Большое значение следует придавать изучению структуры, характеризующей взаимное расположение частей изучаемого и связи с внешней средой. Выделять части системы можно по различным признакам, что приводит к необходимости рассмотрения множества структур: во времени, в пространстве, смешанных.

Изучение структуры системы  управления не являются самоцелью. Во-первых, оно служит углублению имеющихся  знаний, важно для характеристики особенностей управления отдельных учетных единиц. Каждая подсистема управления обладает особыми условиями функционирования.

При ориентации лишь на черты  системы управления как целостности  во внимание не принимаются особенности  отдельных учетных единиц.Другое важное прикладное значение постановки задач целостности и структуры  управления вытекает из использования соответствующих показателей для изучения изменений степени целесообразности системы управления. Изучение изменений включает в качестве важнейших подзадач постановку вопросов о факторах, обусловивших развитие, обновление. Особо следует подчеркнуть важность изучения целостности и структуры системы управления для познания взаимосвязи реальных процессов.

Задачи класса целесообразности являются основными при характеристике последствий развития системы. Частным случаем целесообразности выступает эффективность. Практически большинство исследований направлено на решение комплекса задач при выделении из общей совокупности ведущей задачи.

В целом назначение задач  класса анализа состоит в том, что они служат проверке теории. Выполнив эти задачи, исследователь получает доказательство испытываемой гипотезе.

Изучение системы управления может выполняться для обоснования воздействий на объект управления. Каким бы ни был механизм управления - стихийным или сознательным - суть управления производством сводится к воздействию на процессы общественной организации труда. Научное управление предполагает познание закономерностей, тенденций развития объекта управления, строится на основе знания конкретной ситуации. Надежная информация позволяет сформулировать рациональное решение о воздействии на объект управления, а затем организовать реализацию этого решения. Политика в виде комплекса мер обеспечивает предпосылки сохранения постоянства целей управления. Стратегия связана с выработкой долгосрочных концепций управления: как сосредоточить ресурсы на решении важнейших проблем развития и функционирования объекта. Чтобы реализовать стратегию, разрабатывается тактика или совокупность текущих целей и мероприятий.

Для осуществления политики, при управлении социально-экономическими системами важно предвидеть те или иные их параметры.

Прогноз дает обоснованную картину будущего состояния объекта. Для прогноза важна достоверность - и с этой позиции прогноз строится по имеющимся данным о фактическом развитии системы управления. Прогнозы носят вероятностный характер, но это не снижает их ценности. С одной стороны, исследователь должен глубже осмыслить результаты своей аналитической работы, абстрагироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. 

Характеристика этапов проведения исследований

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис.1.

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие  перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов.

1.

Выявление потребностей в проведения исследования. Анализ проблем, вызывающих эти потребности

   

2.

Выявление объекта и предмета исследования

   

3.

Выбор методологии проведения исследования

   

4.

Анализ ресурсов, необходимых для  проведения исследования

   

5.

Выбор метода проведения исследования

   

6.

Организация проведения исследований

   

7.

Анализ результатов исследования. Выработка рекомендации


 

Рис. 2. Этапы исследования объекта управления

В результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

Совершенно очевидно, что  введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.

Совокупность факторов и  условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).                         

Внутренние факторы в  наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние  портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, |объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.  Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.       

Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки  позволяют получить сведения о положительных  и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.

Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации.

С точки зрения организации  проведения исследования можно выделить следующие формы:

• индивидуальные и коллективные исследования;

• исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами;

• централизованная и децентрализованная организация;

• специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения.

• привлечение специализированных консалтинговых организаций. Характеристика исследования систем управления

Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится' сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

 

 

 Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления

Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления. Любое сокращение аппарата управления, изменение его функций в конечном итоге должно быть регламентировано до такой степени, при которой обеспечивается персональная ответственность за принятие управленческих решений. Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельностью людей. Это означает, что трудно говорить об одинаковых механизмах в разных организациях, реализующих одинаковые цели. Как же выходить из такого положения, что положить в основу конструирования организационного механизма?

Под организационным механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизме управления, под которыми соответственно понимается организационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления.

Практически организация  управления — это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления — результата решения.

Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"