Курс лекций по "Исследованию систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Файлы: 1 файл

ису лекции.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Для оптимального функционирования система управления должна быть:

- удачно сконструирована;

- иметь цели и функции;

- обладать оптимальным  структурным построением и приспосабливаться  к изменениям во внешней и  внутренней среде;

- располагать кадрами  необходимого уровня;

- руководство должно иметь  профессиональную и управленческую  подготовку и использовать в  работе соответствующие стили  и методы;

- система управления должна  характеризоваться благоприятным  социально-экономическим климатом;

- работники должны понимать  и разделять цели организации;

- источники конфликтов  минимальны и носят конструктивный   характер;

- в отношения между  людьми преобладают моральные  принципы, дух соревнования и  желания сотрудничать;

- система должна располагать  налаженным механизмом управления;

-  критерии и показатели хозяйственной деятельности соответствуют потребностям и целям организации;

-  иметь хорошо функциональную вышестоящую структуру. Ее вмешательства регулярны, выражены в определенных нормах, установленных в пределах компетенции и ответственности, а формы, свойства управленческого вмешательства по построению вниз достаточно предсказуемы и известны;

- система должна быть  оснащена техническими средствами, располагать необходимым рабочим  пространством, оргтехникой, связью.

Классификация систем управления:

        1. по участию человека в реализации решения:

- автоматические  (без участия человека)

- автоматизированные (с участием  человека)

        1. по степени автоматизации выделяют:

- высокую;

- среднюю;

- низкую;

Учитывают тенденцию повышение  степени автоматизации операции менеджера от 10% слабая, 10-40% средняя, 40-70% высокая.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах.

Пример: интегрируются системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения, что не является механическим объединением двух различных систем, а происходит появление новой системы управления со своими целями, функциями.

Интеллектуальные системы управления позволяет вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков.

Творчество позволяет  синтезировать в данных системах новые знания на базе композиции уже  известных.

Большинство систем управления являются рефлекторными, то есть откликающимися на конкретные внешние воздействия  каким – либо образом.

Классификация технологий управления.

Существует много классификаций  систем управления, как объектов исследования, так как велико разнообразие целей, методов и технических средств  управления.

Базовой системы, приемов, знаний и понятий определяющие функции  и основные параметры систем управления являются технологии управления.

Технологии управления – сочетание квалифицированных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний для решения проблем, внесения изменений; преобразований в материалах, информации, людях в процессе достижения поставленных целей.

Простые технологии управления – позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.

Гибкие технологии управления – позволяют в зависимости  от складывающейся управленческой ситуации получить несколько заранее известных  результатов.

Информационные технологии управления – способствуют в процессе работы на основе поступающей и имеющийся  информации изменить набор возможных  результатов.

Интеллектуальные технологии управления – дают возможность на базе известных знаний получить в  процессе работы новые знания, и  на их основе менять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения  совершенно нового результата.  

 

Планирование и организация  процесса исследования.

Вся деятельность по организации  конкретного процесса исследования обычно ведет к первому специальному этапу и рассматривается с  точки зрения планирования исследования.

Рабочие (организационные  стороны) процесса исследования на каждом этапе взаимосвязаны.

Все теоретические и методические процедуры должны быть планомерно и    рационально организованы.

Руководство процессом решения  исследовательской задачи охватывают всю деятельность по планированию исследования в связи с распределением персонала, материальных, финансовых ресурсов и  их использованием.

Планирование и направление   хода исследований – его организация.

Основные задачи организации  процесса исследования:

  1. анализ процесса исследования, начиная с выработки концепции и до внедрения результатов исследования в практику;
  2. расчет требуемых финансовых средств, определение их отношения к имеющимся в наличии, и вывести заключение об экономических возможностях проведения исследования;
  3. расчет затрат времени на определенные этапы и приведение их в соответствие со сроками конечного результата;
  4. выработать обязательный порядок деятельности, определив, какая часть работы и в какой срок производится, кто отвечает за исполнение;
  5. точно определить основные финансовые затраты на решение отдельных исследовательских задач, чтобы обеспечить финансовую отчетность по отношению к заказчику;
  6. получить экономические нормативы, на основе которых могут быть проведены дальнейшие исследования.

 

Исследования, производимые на основании заказа, начинаются с  предварительных переговоров между  заказчиками и исполнителем по вопросам содержания. Они носят не обязательный характер, но необходимы для взаимной информации партнеров и для дальнейшей организации исследования. Во время  консультаций выясняют: “Согласуется ли задача заказчика с профилем данного  учреждения, его планами, тематикой  и сроками, указанными заказчиком”.  

Задача консультативного этапа – добиться предварительного согласования между заказчиком и исполнителем в отношении используемых методов исследования, его объемов, распределением во времени, а также способов оценки и применения результатов на практике. На данном этапе выясняется: “Может ли  начинаемое исследование представлять интерес и для других заказчиков”. В этом случае снижается острота вопроса о финансировании и  рас    для использования результатов на практике.

В рамках этого этапа решается вопрос о включении темы исследования в рабочий план организации. Производится предварительное планирование мероприятий  необходимых для проведения основных работ. Предварительное планирование преследует цель сбалансировать работу, чтобы избежать нагромождения задач  на одном ее отрезке и в тоже время равномерно использовать все  возможности.

На этом этапе должно быть известно:

  • какие новые методические процедуры будут использоваться, сколько затрат времени и сил понадобится на их освоение;
  • какой необходим персонал и сколько потребуется времени при ограниченном количестве сотрудников;
  • какие сроки окончания работ необходимо выдержать.

Иногда при сбалансировании  отдельных исследовательских задач  их приходиться значительно корректировать. Решающим в этом процессе является их научная или практическая ценность. Все оконченные определения методов, объемов, сроков, затрат станут обязательными  после разработки детальной концепции  исследования.

Задачи этапа в том, чтобы на основании соглашения достигнутого во времени предварительных переговоров  выработать обязательные и детальные определения:

  1. содержание задач;
  2. методов исследования;
  3. его объемов;
  4. способов обработки и предоставления информации.

Результатом этапа является концепция исследования, письменный документ, который фиксирует содержание, а так же существенные моменты организации каждой данной задачи. Должна быть ясность,  какую информацию ожидает заказчик от исполнителя.

Заказчик имеет общее  представление о том, какие задачи разрешаются по ходу исследования, и к каким результатам оно  может прийти. Следовательно, с точки  зрения планирования важно, что бы заказчик своевременно сообщил исполнителю  свои требования относительно ожидаемых  результатов. Это осуществимо, например, в форме каталога проблем в котором перечисляется проблемы исходя из запросов практики более детально и конкретно.

Подготовка каталога проблем  облегчает отбор тех проблем, которые достаточно исследованы  и ответ может быть дан в  рамках экспертизы, или исследование которых пока невозможно по каким - либо причинам.

Работа над разработкой  концепции длится долго. Отправной  точкой служит общая концепция, в  которой подытоживаются результаты консультационного этапа. Она совместно  с заказчиком расширяется до детальной  концепции. К этому процессу полезно  привлечь не только представителей заказчика, исполнителя, но и независимых экспертов, консультантов и других специалистов.

 

Когда выдвинута концепция  исследования, разработана постановка проблемы, исследована гипотеза, определены размер и структура, количество сотрудников, финансовые расходы, объём, качество и  сроки научной работы, имеющиеся  обязательства принимают силу решения. Оно фиксируется в договоре о  проведении исследования:

Примерное содержание договора:

  1. Определение предмета договора.
  2. Краткая характеристика целевой установки исследования.
  3. Характеристика объёма исследования.
  4. Виды и сроки работ, обоюдная ответственность сторон за проведение исследования.
  5. Формы сотрудничества партнёров по договору, включая уполномоченных с обеих сторон.
  6. Финансовое соглашение, размер расходов, который берёт на себя заказчик,  виды платежа.
  7. Сохранение результатов исследования в тайне. Право дальнейшего применения выводов и результатов в публикациях, документации и т.д., следует зафиксировать особо для двух  сторон.

От качества и точности плана осуществляемого исследования зависит, как реализована поставленная задача. Она должна включать перечень основных организационных работ:

  • разработка и утверждение общей концепции исследования;
  • разработка и утверждение детальной концепции;
  • процедуры  отбора исследуемых объектов;
  • разработка новых методов;

- предварительные методические  экспертизы;

- статистическая обработка  данных;

- техническое исполнение  отчётов;

- передача результатов  исследования заказчику; 

           Перечисленные виды работ делятся на следующие подразделы:

  1. порядок выполнения работ во времени. Какая работа предшествует другой, выполняется параллельно с ней, после неё.
  2. Установление сроков. Наиболее вероятностный период времени следует учитывать с учётом минимальных и максимальных возможных промежутков времени, что позволяет компенсировать ошибочные расчёты во времени.
  3. Определение ответственности.

Помимо руководителей  исследования назначаются руководители отдельных рабочих участков на каждом участке работы на основе планов.

Руководитель определяет задания и назначает ответственных  за отдельные виды работ. 

 Системный анализ в исследовании  управления.

 

Основой системного подхода  является наличие системообразующих  связей, благодаря которым объекта  представляет собой систему и  предполагает рассмотрение объекта  как системы и исследование связей, образующих данную систему. Его основной смысл в  том, что внимание обращается на взаимосвязь элементов в системе, где каждая из них одновременно является и причиной и следствием состоянии других элементов, и каждый элемент в своём уникальном качестве является порождением всей системы.

В развитие науки всегда намечались две магистрали:

  • Анализ;
  • Синтез.

Стремление анализировать  – это анализ факторов, вскрытие структурных явлений, проникновение  в глубину. Но существует стремление создать синтезирующие теории, помогающие объединить различные факторы, увидеть  перспективу развития какого-либо явления, его взаимосвязь с другими  явлениями, а также учесть взаимную обусловленность, т.к. в последнее  время на человечество обрушивается множество новых факторов. Значение научного синтеза резко возросло, а потребность изучать факты и устанавливать между ними связь привела к возникновению системного подхода. 

Получил свою конкретизацию  в системном анализе, который  включил целостное изучение всех существующих факторов в их взаимной обусловленности.

Системный подход выступает  в науке в виде конкретного  метода, где основной упор делается ни на анализ, а на синтез всех полученных знаний и подчинённых достижению общей цели системы. Он является совокупностью  определённый научных методик и  практических приёмов для решения  управленческих задач, возникающих  во всех сферах деятельности общества. Не создавать новые методы, а рационально  использовать имеющиеся. Его основная задача состоит в выборе предпочтительного  курса действий путём всестороннего  изучения проблемы, составляющих её элементов, имеющихся организаций в сферах, условий обстановки, выявляющую возможность  альтернатив, их количественного и  качественного сравнения, а так  же определения рисков и эффективности  по каждой из альтернатив.

Системный анализ имеет специальную  процедуру, направленную на структуризацию проблемы, и неопределённости обстановки, что позволяет рассмотреть весь процесс развертыванием цели от её выдвижения до полной реализации. Это  процесс конкретного расчленения  целей на составляющие элементы, размещающиеся  на различных уровнях.

Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"