Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций
Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.
Для оптимального функционирования система управления должна быть:
- удачно сконструирована;
- иметь цели и функции;
- обладать оптимальным
структурным построением и
- располагать кадрами необходимого уровня;
- руководство должно иметь
профессиональную и
- система управления должна
характеризоваться
- работники должны понимать и разделять цели организации;
- источники конфликтов
минимальны и носят
- в отношения между людьми преобладают моральные принципы, дух соревнования и желания сотрудничать;
- система должна располагать
налаженным механизмом
- критерии и показатели хозяйственной деятельности соответствуют потребностям и целям организации;
- иметь хорошо функциональную вышестоящую структуру. Ее вмешательства регулярны, выражены в определенных нормах, установленных в пределах компетенции и ответственности, а формы, свойства управленческого вмешательства по построению вниз достаточно предсказуемы и известны;
- система должна быть
оснащена техническими
Классификация систем управления:
- автоматические (без участия человека)
- автоматизированные (с участием человека)
- высокую;
- среднюю;
- низкую;
Учитывают тенденцию повышение степени автоматизации операции менеджера от 10% слабая, 10-40% средняя, 40-70% высокая.
Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах.
Пример: интегрируются системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения, что не является механическим объединением двух различных систем, а происходит появление новой системы управления со своими целями, функциями.
Интеллектуальные системы
Творчество позволяет синтезировать в данных системах новые знания на базе композиции уже известных.
Большинство систем управления являются рефлекторными, то есть откликающимися на конкретные внешние воздействия каким – либо образом.
Классификация технологий управления.
Существует много
Базовой системы, приемов, знаний и понятий определяющие функции и основные параметры систем управления являются технологии управления.
Технологии управления – сочетание квалифицированных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний для решения проблем, внесения изменений; преобразований в материалах, информации, людях в процессе достижения поставленных целей.
Простые технологии управления – позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.
Гибкие технологии управления – позволяют в зависимости от складывающейся управленческой ситуации получить несколько заранее известных результатов.
Информационные технологии управления – способствуют в процессе работы на основе поступающей и имеющийся информации изменить набор возможных результатов.
Интеллектуальные технологии управления – дают возможность на базе известных знаний получить в процессе работы новые знания, и на их основе менять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения совершенно нового результата.
Планирование и организация процесса исследования.
Вся деятельность по организации конкретного процесса исследования обычно ведет к первому специальному этапу и рассматривается с точки зрения планирования исследования.
Рабочие (организационные стороны) процесса исследования на каждом этапе взаимосвязаны.
Все теоретические и методические процедуры должны быть планомерно и рационально организованы.
Руководство процессом решения исследовательской задачи охватывают всю деятельность по планированию исследования в связи с распределением персонала, материальных, финансовых ресурсов и их использованием.
Планирование и направление хода исследований – его организация.
Основные задачи организации процесса исследования:
Исследования, производимые
на основании заказа, начинаются с
предварительных переговоров
Задача консультативного этапа – добиться предварительного согласования между заказчиком и исполнителем в отношении используемых методов исследования, его объемов, распределением во времени, а также способов оценки и применения результатов на практике. На данном этапе выясняется: “Может ли начинаемое исследование представлять интерес и для других заказчиков”. В этом случае снижается острота вопроса о финансировании и рас для использования результатов на практике.
В рамках этого этапа решается вопрос о включении темы исследования в рабочий план организации. Производится предварительное планирование мероприятий необходимых для проведения основных работ. Предварительное планирование преследует цель сбалансировать работу, чтобы избежать нагромождения задач на одном ее отрезке и в тоже время равномерно использовать все возможности.
На этом этапе должно быть известно:
Иногда при сбалансировании
отдельных исследовательских
Задачи этапа в том,
чтобы на основании соглашения достигнутого
во времени предварительных
Результатом этапа является концепция исследования, письменный документ, который фиксирует содержание, а так же существенные моменты организации каждой данной задачи. Должна быть ясность, какую информацию ожидает заказчик от исполнителя.
Заказчик имеет общее представление о том, какие задачи разрешаются по ходу исследования, и к каким результатам оно может прийти. Следовательно, с точки зрения планирования важно, что бы заказчик своевременно сообщил исполнителю свои требования относительно ожидаемых результатов. Это осуществимо, например, в форме каталога проблем в котором перечисляется проблемы исходя из запросов практики более детально и конкретно.
Подготовка каталога проблем облегчает отбор тех проблем, которые достаточно исследованы и ответ может быть дан в рамках экспертизы, или исследование которых пока невозможно по каким - либо причинам.
Работа над разработкой концепции длится долго. Отправной точкой служит общая концепция, в которой подытоживаются результаты консультационного этапа. Она совместно с заказчиком расширяется до детальной концепции. К этому процессу полезно привлечь не только представителей заказчика, исполнителя, но и независимых экспертов, консультантов и других специалистов.
Когда выдвинута концепция исследования, разработана постановка проблемы, исследована гипотеза, определены размер и структура, количество сотрудников, финансовые расходы, объём, качество и сроки научной работы, имеющиеся обязательства принимают силу решения. Оно фиксируется в договоре о проведении исследования:
Примерное содержание договора:
От качества и точности
плана осуществляемого
- предварительные методические экспертизы;
- статистическая обработка данных;
- техническое исполнение отчётов;
- передача результатов исследования заказчику;
Перечисленные виды работ делятся на следующие подразделы:
Помимо руководителей исследования назначаются руководители отдельных рабочих участков на каждом участке работы на основе планов.
Руководитель определяет
задания и назначает
Системный анализ в
Основой системного подхода является наличие системообразующих связей, благодаря которым объекта представляет собой систему и предполагает рассмотрение объекта как системы и исследование связей, образующих данную систему. Его основной смысл в том, что внимание обращается на взаимосвязь элементов в системе, где каждая из них одновременно является и причиной и следствием состоянии других элементов, и каждый элемент в своём уникальном качестве является порождением всей системы.
В развитие науки всегда намечались две магистрали:
Стремление анализировать – это анализ факторов, вскрытие структурных явлений, проникновение в глубину. Но существует стремление создать синтезирующие теории, помогающие объединить различные факторы, увидеть перспективу развития какого-либо явления, его взаимосвязь с другими явлениями, а также учесть взаимную обусловленность, т.к. в последнее время на человечество обрушивается множество новых факторов. Значение научного синтеза резко возросло, а потребность изучать факты и устанавливать между ними связь привела к возникновению системного подхода.
Получил свою конкретизацию в системном анализе, который включил целостное изучение всех существующих факторов в их взаимной обусловленности.
Системный подход выступает
в науке в виде конкретного
метода, где основной упор делается
ни на анализ, а на синтез всех полученных
знаний и подчинённых достижению
общей цели системы. Он является совокупностью
определённый научных методик и
практических приёмов для решения
управленческих задач, возникающих
во всех сферах деятельности общества.
Не создавать новые методы, а рационально
использовать имеющиеся. Его основная
задача состоит в выборе предпочтительного
курса действий путём всестороннего
изучения проблемы, составляющих её элементов,
имеющихся организаций в
Системный анализ имеет специальную
процедуру, направленную на структуризацию
проблемы, и неопределённости обстановки,
что позволяет рассмотреть весь
процесс развертыванием цели от её
выдвижения до полной реализации. Это
процесс конкретного
Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"