Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций
Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.
Системный анализ выполняется
путём последовательного
Это модель - творческая. В ходе анализа необходимо проводить переоценку полученных ресурсов, проявлять гибкость и изменять идеи. Однако постоянное изменение целей, путей и средств их достижения не допустимо, как и опасное стремление решить поставленную задачу вопреки реальному ходу события.
Многообразие результатов функционирования социально-экономических систем определяет необходимость применения системного подхода к их анализу. Совместное рассмотрение социальных, экономических, технических и др. факторов усложняет системный анализ. Количественная определённость постановки и анализа экономических проблем не высока по сравнению с техническими, т.к. цели экономических систем, пути их достижения, ограничения и ресурсы определяется значительно качественным образом, а методы их определения плохо формализуемы.
Сложность математического моделирования социальных процессов препятствует применению формулируемых методов, что осложняет проведение системного анализа и выдачу чётких однозначных, подтверждающих количественным расчётом рекомендации. Особенностью социально-экономических систем является и то, что не всегда можно чётко выделить обратные связи, потому что они многофакторные и проходят через ряд промежуточных звеньев. Самоуправляемые величины редко поддаются ясному определению, и сложно установить, накладывая на них ограничения. Всё это требует применения в управлении планирования, углубленного и многофакторного анализа изучаемых объектов и явлений.
Общим для всех задач системного анализа и составляющим основу его методологии является метод «диалектичной логики». Из которого определённый порядок проведения системного анализа и создания его отдельных структурных элементов. Соотношение диалектики и системного подхода есть соотношение всеобщего метода познания и общенаучного метода, базирующегося на законах, понятиях, принципах, теории систем и конкретизированного положения диалектики о взаимосвязи и развитии. Данное соотношение между ними носит диалектический характер, выражается в их взаимосвязи, взаимодействии и проникновении, а применение к области знания выступает как диалектика общего и особенного.
Диалектический метод
– дифференцированный и воплощается
в других, которые в зависимости
от степени использования в них
формулируемых элементов
Использование знаний – это привлечение научно справочной и нормативной литературы, обращение к экспертам, которые обладают обширными знаниями по управлению и дают квалифицированные советы. Их привлекают для определения и уточнения целей, формирования критериев оценки, построения моделей и выбора вариантов действий.
Формы работы экспертов:
Применяются индивидуальные и групповые методы работы экспертов.
Экспертные опросы, открытое обсуждение, открытое или закрытое голосование, обсуждение без применения контактов участников, заполнение анкет, свободное высказывание мнений.
Логические рассуждения применяются на основе общенаучных методов наблюдения, моделирования (деловые игры, тренинги, составление сценариев) где предпринимаются попытки дать логические или приближённые к реальным (будущим) событиям, изменение обстоятельств и установление последовательности событий, вызвавших данное изменение.
Интуиция – концентрирует
выражение знаний, чувств и суждений
субъекта. Характеризуется
Несмотря на то, что основные
положения системного анализа являются
общими для всех классов систем,
специфика социально –
К материально – вещественным результатам, при этом, относятся: готовая продукция и услуги с конкретными характеристиками и свойствами.
Экономический результат – это вновь созданная стоимость.
Социальный результат – это духовное и материальное состояние членов общества.
Выявление социально – психологических аспектов деятельности и их использование для увеличения эффективности функционирования социально – экономических систем – важнейший аспект анализа.
Спецификой данных систем управления является то, что их неотъемлемая часть – наличие человеческого фактора. Поэтому, удовлетворение потребностей различного рода членов общества – цель деятельности социально – экономических систем. При этом необходимо учитывать, что и сам человек и его труд выступают в качестве одного из важнейших ресурсов данной системы.
Так же при анализе системы
управления необходимо учитывать действие
объективных экономических
Следует так же оценить и влияние факторов неопределенности.
К ним относятся:
- проявление конкуренции;
- колебания конъюнктуры рынка;
- влияние случайных условий внешней среды;
- не предсказанные открытия ресурсных источников;
- изменение геополитической обстановки и т. д.
Тестирование в исследовании систем управления
Тест – это
Тестирование - неотъемлемый фактор личностного менеджмента помогающего понять процессы, происходящие внутри конкретной личности.
Социальные отношения в системе управления.
Социальные отношения – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних, в процессе системе управления.
Они проявляются в различных
видах взаимодействий между людьми,
реализующими свои социальные статусы
и роли, имеющиеся в управленческой
деятельности четкие границы и регламентацию. Харак
Классификация социальных отношений:
Отличия:
Официальные и неофициальные отношения разнообразны и бывают:
- кратковременными;
- долговременными;
- постоянными (только родители и дети);
- функциональными;
Система управления как большая система
Составными частями систем управления являются: вход - процесс (структура) - выход.
Вход – комплексное понятие с одной стороны это субстанция, которая поступает в систему и подвергается в ней преобразованиям;
С другой стороны внешняя
среда или совокупность факторов
и явлений, воздействующих на систему
(природно-климатические
К входу относят и установленные
способы функционирования элементов
системы (инструкции, приказы, правила,
ограничительные условия и
Процесс (структура) – вторая часть систем управления её внутренняя структура, то есть каналы, по которым движется энергия, вещество, информация, процессы или операции их преобразований.
Выход – является продуктом или результатом деятельности.
Система имеет естественные
границы или установленные
В последнем случае система управления выделяется наблюдателем.
В процессе общественного
развития и научно – технического
прогресса возникает новый
- наличие подсистем с ярко выраженными локальными свойствами, которые в своей совокупности образуют большие системы;
- целенаправленность и
- сложная иерархическая
- большой размер системы большое число элементов, входов, выходов и разнообразных функций;
- целостность и сложность
Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"