Курс лекций по "Исследованию систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Файлы: 1 файл

ису лекции.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

 

Системный анализ выполняется  путём последовательного приближения  к требуемым результатам и  содержит следующие этапы или  процедуры:

  1. Постановка задачи. Происходит определение конечных целей, анализ условий функционирования системы и  задаются ограничения на условия.
  2. Исследование. Определяются, анализируются и обобщаются данные, необходимые для решения проблемы, изучается её структура, связи, и выполняются различные программы действий.
  3. Анализ. Происходит построение моделей, вырабатываются критерии эффективности и используются для предсказания последствий выбора курса действий, сравнение альтернативных вариантов. В результате сравнительного анализа разрабатываются рекомендации для принятия решения. это продукт системного анализа. (Рассмотрение системного анализа будет на полным, если не рассмотреть кратко последующие этапы доведения его рекомендациями по практической реализации)
  4. Предварительное суждение (согласование). На базе данных 2 и 3 этапов и др. информации производится выбор оптимальных путей достижения целей, но выбирая какой-либо вариант, руководитель принимает в расчёт ряд дополнительных факторов, не известных лицам, производимым анализ.
  5. Подтверждение или экспериментальная проверка.
  6. Окончательное суждение. Он производится на основе экспериментальной проверки результатов 4 этапа анализа.
  7. Реализация принятого суждения.  Происходит доведение решения до исполнения, определяется его выполнение, контроль за ходом работ и вносятся коррективы в принятые ранее решения.

Это модель -  творческая. В ходе анализа необходимо проводить переоценку полученных ресурсов, проявлять гибкость и изменять идеи. Однако постоянное изменение целей, путей и средств их достижения не  допустимо, как и опасное стремление решить поставленную задачу вопреки реальному ходу события.

Многообразие результатов  функционирования социально-экономических  систем определяет необходимость применения системного  подхода к их анализу. Совместное рассмотрение социальных, экономических, технических и др. факторов усложняет системный анализ. Количественная определённость постановки и анализа экономических проблем не высока по сравнению с техническими, т.к. цели экономических систем, пути их достижения, ограничения и ресурсы определяется значительно качественным образом, а методы их определения плохо формализуемы.

Сложность математического  моделирования социальных процессов  препятствует применению формулируемых  методов, что осложняет проведение системного анализа и выдачу чётких однозначных, подтверждающих количественным расчётом рекомендации. Особенностью социально-экономических систем является и то, что не всегда можно чётко  выделить обратные связи, потому что  они многофакторные и проходят через  ряд промежуточных звеньев. Самоуправляемые  величины редко поддаются ясному определению, и сложно установить, накладывая на них ограничения. Всё это требует  применения в управлении планирования, углубленного и многофакторного  анализа изучаемых объектов и  явлений.

Общим для всех задач системного анализа и составляющим основу его  методологии является метод «диалектичной  логики». Из которого определённый порядок  проведения системного анализа и  создания его отдельных структурных  элементов. Соотношение диалектики и системного подхода есть соотношение  всеобщего метода познания и  общенаучного метода, базирующегося на законах, понятиях, принципах, теории систем и конкретизированного положения диалектики о взаимосвязи и развитии. Данное соотношение между ними носит диалектический характер, выражается в их взаимосвязи, взаимодействии и проникновении, а применение к области знания выступает как диалектика общего и особенного.

Диалектический метод  – дифференцированный и воплощается  в других, которые в зависимости  от степени использования в них  формулируемых элементов условно  разбивают на 3 группы:

  1. Неформальные (эвристические);
  2. Комбинированные;
  3. Формальные.

 

  1. Неформальные. В управлении общественными процессами возникают проблемы, не поддающиеся  формализации и переводу на язык математики, тогда системный анализ применяет  следующую группу методов:
  2. В использовании имеющегося знания;
  3. Логические рассуждения;
  4. Интуиция.

 

Использование знаний – это привлечение научно справочной и нормативной литературы, обращение к экспертам, которые обладают обширными знаниями по управлению и дают квалифицированные советы. Их привлекают для определения и уточнения целей, формирования критериев оценки, построения моделей и выбора вариантов действий.

Формы работы экспертов:

  • консилиумы;
  • совещания;
  • конференции.

Применяются индивидуальные и групповые методы работы экспертов.

Экспертные опросы, открытое обсуждение, открытое или закрытое голосование, обсуждение без применения контактов участников, заполнение анкет, свободное высказывание мнений.

Логические рассуждения  применяются на основе общенаучных  методов наблюдения, моделирования (деловые игры, тренинги, составление  сценариев) где предпринимаются  попытки дать логические или приближённые к реальным (будущим) событиям, изменение  обстоятельств и установление последовательности событий, вызвавших данное изменение.

Интуиция – концентрирует  выражение знаний, чувств и суждений субъекта. Характеризуется непосредственными  выводами, в отличие от рассудочных  процессов логики, что не даёт право  изолировать логические рассуждения  от интуиции.

 

  1. Комбинированные. Сочетают элементы формальных и не формальных методов, и данное их сочетание  позволяет исследовать проблемы любой степени сложности. С их помощью производится уяснение и  структуризация проблем, вырабатываются количественные и качественные характеристики, устанавливается совокупность имеющихся  средств и сложившихся обстоятельств, выявляются возможные варианты действий, осуществляется взвешивание по каждому  ожидаемому сочетанию условий внешней  среды.
  2. Формальные – определяют количественные параметры возможных альтернативных вариантов действий и просчитываются оптимальные. Предыдущие методы по своей совокупности  позволяют определить и прояснить проблему, и перевести знания ситуации из состояния неопределённости на уровень вероятности и риска. Затем появляется возможность формализации т.е. выражение имеющихся данных в математических терминах, что дает возможность применения математических методов исследования. Это завершит этап системного анализа, в рамках которого работают со сгруппированными проблемами и решают жестко детерминированные задачи.

 

Несмотря на то, что основные положения системного анализа являются общими для всех классов систем, специфика социально – экономических  требует применения других специальных  методов. Это связано с тем, что  конечный результат функционирования любого экономического объекта распадается  на материально – вещественные, экономические и социальные результаты.

К материально – вещественным результатам, при этом, относятся: готовая продукция и услуги  с конкретными характеристиками и свойствами.

Экономический результат – это вновь созданная стоимость.

Социальный результат – это духовное и материальное состояние членов общества.

Выявление социально –  психологических аспектов деятельности и их использование для увеличения эффективности функционирования социально  – экономических систем – важнейший  аспект анализа.

Спецификой данных систем управления является то, что их неотъемлемая часть – наличие человеческого фактора. Поэтому, удовлетворение потребностей различного рода членов общества – цель деятельности социально – экономических систем. При этом необходимо учитывать, что и сам человек и его труд выступают в качестве одного из важнейших ресурсов  данной системы.

Так же при анализе системы  управления необходимо учитывать действие объективных экономических законов. Без этого не возможно воздействие  на экономический объект с целью  упорядочивания и  урегулирования происходящих в них процессов.

Следует так же оценить  и влияние факторов неопределенности. 

К ним относятся:

-  проявление конкуренции;

-  колебания конъюнктуры рынка;

-   влияние случайных условий внешней среды;

-  не предсказанные открытия ресурсных источников;

-  изменение геополитической обстановки и т. д.

 

Тестирование в исследовании систем управления

Тест – это стандартизированное, ограниченное во времени испытание. Он позволяет с заранее установленной  степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека уровень  знаний; относительно устойчивые личностные свойства, умения и навыки, а также  устойчивые черты поведения.

Тестирование  - неотъемлемый   фактор личностного менеджмента  помогающего понять процессы, происходящие внутри конкретной личности.

Социальные отношения  в системе управления.

Социальные отношения – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних, в процессе  системе управления.

Они проявляются в различных  видах взаимодействий между людьми, реализующими свои социальные статусы  и роли, имеющиеся в управленческой деятельности четкие границы и регламентацию. Характерная особенность социальных отношений в том, что они в большинстве случаев не симметричны (симпатия и уважение или другие чувства; чувства испытываемые одним человеком по отношению к другому могут натолкнуться на противоречивое отношение другого человека).

Классификация социальных отношений:

  1. по объекту или носителю: индивидуальные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, международные.
  2. по объекту социальных отношений: экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.
  3. по характеру взаимосвязей между индивидуумом и группой, отношения: сотрудничества, взаимопомощи соперничества, конфликта, субординации.
  4. в зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации социальные отношения делятся: официальные, неофициальные.

Отличия:

  1. в нормативности;
  2. официальные отношения стандартны и обезличены, то есть права и обязанности руководителя и подчиненных остаются теми же, независимо от того, кто исполняет роль; права и обязанности, складывающиеся в неофициальных межличностных отношениях, зависят от индивидуальности участников, их чувств и предпочтений;
  3. официальные отношения развиваются в определенных рамках и требуют обучения, межличностные в этом не нуждаются.

Официальные и неофициальные  отношения разнообразны и бывают:

- кратковременными; 

- долговременными;

-  постоянными (только родители и дети);

-  функциональными;

 

Система управления как большая  система

 

Составными частями систем управления являются: вход - процесс (структура) - выход.

Вход – комплексное понятие с одной стороны это субстанция, которая поступает в систему и подвергается в ней преобразованиям;

С другой стороны внешняя  среда или совокупность факторов и явлений, воздействующих на систему (природно-климатические условия, экономическая, политическая обстановка, конъюнктура  спроса).

К входу относят и установленные  способы функционирования элементов  системы (инструкции, приказы, правила, ограничительные условия и цели).

Процесс (структура) – вторая часть систем управления её внутренняя структура, то есть каналы, по которым движется энергия, вещество, информация, процессы или операции их преобразований.

Выход – является продуктом или результатом деятельности.

Система имеет естественные границы или установленные исходя из задач исследования.

В последнем случае система  управления выделяется наблюдателем.

В процессе общественного  развития и научно – технического прогресса возникает новый объект исследования в области управления большие системы. Обобщая точки зрения различных специалистов можно выделить следующие черты больших систем:

- наличие подсистем с ярко выраженными локальными свойствами, которые в своей совокупности образуют большие системы;

- целенаправленность и управляемость  системы, то есть наличие у неё общей цели, общего назначения, задаваемые и корректируемые в системах более высокого уровня;

- сложная иерархическая структура  организации с сочетанием централизованного управления, с автономностью частей или подсистем, и наличие вертикальных связей между элементами разных уровней, горизонтальных между одноуровневыми;

- большой размер системы большое число элементов, входов, выходов и разнообразных функций;

- целостность и сложность поведения, сложные взаимоотношения между переменными, обратные связи, приводящие к тому, что изменение одной переменной влечет изменение ряда других.


Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"