Курс лекций по "Исследованию систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Исследование осуществляется в том случае, когда познавательная деятельность людей удовлетворяет критериям и нормам процесса научного познания, включающего эмпирический анализ объекта исследования, и направлена на получение новых знаний.
Каждое исследование предметно ориентировано, так как нет исследований без предмета.

Файлы: 1 файл

ису лекции.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку  системы управления. Как показал  опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях компании. В результате выявляется степень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении.

Второй этап — разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры, дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре. При построении схемы организационной процедуры следует зафиксировать документы, действующие в процедуре, указать, откуда поступают эти документы, какими документами она завершается; для выполнения такой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры.

Третий этап — выяснение взаимосвязей между процедурами принятия решений и построение блок-схемы принятия решений.

На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений. 

Схему принятия решения  надо проверить — подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая дня выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Логический анализ схемы принятия решений позволяет судить об эффективности организации управления. Следующая лекция посвящается подробному рассмотрению этого процесса. 

Шестой этап — непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.

 

 

  Логический аппарат исследования систем управления. 

Цель познания в науке  и повседневной жизни – это  получение знаний и их использование  на практике. Знание логики и диалектики помогает предвидеть события и лучше  планировать деятельность, максимально  предусмотреть возможность последствий  принимаемых решений, выдвигать  различные гипотезы. В понимание  человека любой объект исследования является уникальной целостностью, которую  он в процессе мышления способен отличить от всего того, что ею не является. В зависимости от природы объекта их делят:

  1. абстрактные
  2. эмпирические

Они взаимосвязаны, но имеют  принципы различия, на которые указывал древнегреческий ученый   Платон:

« Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи, же напротив можно мыслить, но не видеть».

Следовательно, эмпирические объекты существуют в пространстве и во времени. Они доступны человеку в чувственном восприятии, а абстрактные  не обладают пространственно-временным  характером и доступны нам, как нечто, понимаемое умом, но не воспринимается органами чувств.

Понятие – форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках.

Наука открывает общее  в объективном мире путем изучения связей и отношений между явлениями  действительности. Понимание объективных  законов природы и общества осуществляется при помощи понятий и в самих  понятиях. Без общих понятий невозможно было бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той  или иной науки, то есть нельзя было бы дать основу самой практики. Одни и те же понятия имеют разные формы  выражения в различных языках, а часто в рамках одного и того же национального языка.

Содержание понятия раскрывает как совокупность существенных признаков предмета, отраженных в понятии. Кроме содержания имеется и объем понятий. Между ними существует прямо пропорциональная зависимость. 

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо произвести логический анализ предмета исследования. Его сущность в том, что сначала объект расчленяется на составные элементы, затем при помощи определенных инструментов изучаются все элементы в отдельности и на основании синтеза, полученных о них сведений строится целостная картина о данном предмете или явления.

В отличие от естественных исследований, где предмет анализа  можно буквально разложить на составляющие элементы, в социально  – экономических явлениях это  невозможно. Поэтому предмет исследования выражается через определенные абстрактные  понятия, это дает возможность составляющие его элементы выразить в форме  понятий различного уровня абстракции. Расчленение не само явление или  предмет, а понятие его символизирующее, данное разложение осуществляются поэтапно, потому что, социально – экономические  явления обозначаются обычно такими понятиями, которые поддаются разложению на более простые компоненты, то есть на  понятия менее высокого абстрактного уровня или термины.

Пытаясь выразить сущность предмета или явления, используют ряд понятий  и категорий, служащих теоретическому осмыслению изучаемых явлений и  процессов. Их применение дает описание основных сторон предмета исследования, уточняют направления последовательного  анализа. Необходимо дать трактовку  этим понятиям. На помощи приходит или  общепринятые научные определения  понятий, содержащиеся в справочниках, учебниках, специальной литературе, а в случае их отсутствия применяется  логика, научные позиции, опыт исследователя.

Трактовка основного понятия  носит логико-познавательный характер и называется интерпретация. Основные понятия, отражающие сущность изучаемой  проблемы нуждаются в особом внимании исследователей. Ошибочная интерпретация  основного понятия нарушает логику исследования, уводит в сторону от истинной цели.

Обычно основные понятия  содержат в себе другие более частные  понятия, в связи с этим интерпретация  центрального понятия предполагает вычисление его составляющих, т.е. тех  понятий, которые оно в себя вбирает. Выявление на стадии интерпретации  понятие также требует своего объяснения. Оно осуществляется в  форме поиска тех частных понятий, которые характеризуют уже составляющую основного понятия, происходит уточнение качественной структуры предмета исследования. Эта процедура называется  операционализация. Полученные при этом более простые понятия принято называть операционными.

Таким образом, весь процесс  логического анализа в исследовании систем управления условно состоит  из двух этапов:

  1. Выявление главной стороны предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность;
  2. Выявление совокупности операционных понятий, на которые раскладывается основное.

 

 

 Система управления: структура, функции, свойства, классификация. 

 

Существует множество  определений систем. Дадим следующее  определение, т.к. оно, на наш взгляд, наиболее универсальное. Система – объективное единство, закономерность связанных друг с другом предметов, явлений и знаний о природе и обществе.

Основу системы составляют элементы и связи между ними. Под  структурой системы понимают достаточно устойчивый порядок внутренних связей между ее отдельными элементами, определяющие как назначение системы, так и  способы ее взаимодействия с внешней  средой.

Свойства системы:

  1. целостность, или зависимость каждого элемента системы от его места и функций   внутри целого.
  2. структурность  - это возможность описания системы через установление ее структуры, то есть связей и отношений.
  3. иерархичность, когда каждая система делится на подсистему или элементы и сама может быть частью более сложной системы.
  4. взаимозависимость системы и среды, так как система функционирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь ведущим компонентом данного взаимодействия.
  5. множественность описания систем, их можно по – разному описать или классифицировать.
  6. эмерджентность  или  качественное отличие системы от характеристик элементов ее составляющих.

 

Классификация систем:

  1. по степени сложности:

простые

сложные

сверхсложные

  1. по характеру поведения:

детерминированные, 

    действующие по заданному плану

индетерминированные 

    действие происходит под воздействием случайных факторов

  1. по характеру взаимодействия:

открытые

закрытые

  1. по общей классификации:

материальные 

абстрактные (понятия, гипотезы, теории, концепции)

органические (простые и  сложные биологические, социальные)

неорганические

Системами управления считаются системы, предназначенные для воздействия на объект управления, приводящие его в желаемое состояние и предающие параметрам происходящих в нем процессов количественные или качественные значения. При этом качество – специфика данного объекта. Необходимые изменения в управляемом объекте или процессе управления происходят под воздействием управляющих сигналов и действий.

Системы управления включают:

  1. датчики информации о состоянии объекта управления;
  2. подсистемы сбора и передачи информации;
  3. система обработки информации;
  4. подсистема выработки управляющих воздействий;
  5. исполнительное устройство. 

Необходимо отметить, что  система управления обладает следующими признаками: 

- наличие хотя бы двух  элементов, находящихся в иерархической  связи; 

      - наличие прямых и обратных связей между элементами; 

       - система – неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих уровней, а так же имеющая фиксированные связи с внешней средой.

Для любой системы управления характерно:

1. наличие объекта управления;

2. наличие субъекта управления;

3. наличие информационных, материальных, энергетических связей между объектом, субъектом и внешней средой. 

   Связи бывают прямые, необходимые для передачи распоряжений от субъекта к объекту управления. Обратная связь существует для получения субъектом сведений об управляемом объекте. Она бывает положительной, не видоизменяющей действия субъекта, и отрицательной, когда действия субъекта видоизменяются в зависимости от величины ошибки в деятельности субъекта управления;

4. наличие цели управления, конкретной и связанной с состоянием самого объекта;

5. наличие критериев эффективности, показывающих либо путь, либо степень достижения цели;

6. наличие ограничений или условий,  определяющих допустимые пределы изменения входных и выходных   параметров системы управления. 

Существует пять типов  системных представлений:

Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов).  Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи друг с другом.

Функциональное представление системы – совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в системном окружении (среде), то есть реальная система не может существовать вне системного окружения, а окружающая среда – это та система, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Поэтому, система может быть представлена множеством внешних связей с  окружающей средой.

Иерархическое представление основывается на подсистемах и рассматривает всю систему, как совокупность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление характеризует собой состояние и изменение системы во времени.

Цели системы управления

Цели системы управления отражают необходимость и потребность  достичь желаемых будущих состояний. 

Общая цель систем управления выражается величиной, тесно связанной со смыслом, назначением и функционированием. Обычно это достижение максимальной эффективности, так как каждая система имеет резервы в этой области. Неэффективная система бессмысленна, потому что не выполняет своего назначения.

Основные цели системы управления представляют собой спецификацию эффективности в ее важнейших логических аспектах (выделение конкретного из общего). Различают две основные цели: максимальная целенаправленность, способность к развитию

Частные цели системы управления конкретизируют основные. По отношению к максимальной целенаправленности они представлены в росте функционального совершенствования, организованности и минимизации издержек. С точки зрения способности к развитию, частные цели могут быть выражены в повышении гибкости и способности к обновлению.

Функции системы управления.

Выделяют функции по внутренним характеристикам  направляющего воздействия субъекта на объект. Каждая реализуется через свою временную, пространственную и алгоритмическую последовательность.

Функции системы управления:

  1. функция инициативы  состоит в том, чтобы  определить на базе внешних и внутренних потребностей системы наметить ее необходимое состояние в будущем по всем решающим параметрам и выбрать   пути и средства их достижения;
  2. упорядочивающая функция  логически вытекает из смысла  предыдущей, так как недостаточно наметить структуру функций и целей, а важно упорядочение различных организационных компонентов;
  3. операционные функции, через свойства, которых направляются регулируемые явления. На практике эти функции выражаются  в оперативном и диспетчерском управлении;
  4. верификационные функции, выражающие обратную связь в системе управления. Они существуют в реальных экономических системах в виде учета и контроля.  

Информация о работе Курс лекций по "Исследованию систем управления"