Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель курсового проекта– исследовать процесса принятия решения на примере организации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений в организации;
2. Изучить особенности принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки»;
3. Предложить пути совершенствования принятия управленческого решения.
Введение 4
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в организации 6
1.1. Роль принятия решений в системе управления 6
1.2. Этапы исследования организации как системы принятия решений 7
1.3. Схема принятия решений в орагниазции 9
1.4. Основные методы исследования системы управления 12
2. Изучение принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки» 17
2.1. Структура, кадровый состав организации 17
2.2. Анализ принятия управленческого решения 24
3. Пути совершенствования принятия управленческого решения в ООО «Сибирские подарки» 34
Заключение 42
Список литературы 45
Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 4).
Таблица 4 - Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия[11].
Лицо, принимающее решение | Оценка качества принятия решений | Пояснения |
Директор | 3 | Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Главный бухгалтер | 3 | Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Финансовый директор | 4 | Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Коммерческий директор | 4 | Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник отдела кадров (делопроизводитель) | 3 | Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора
|
Директора подразделений | 3 | Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Торговый персонал | 3 | Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в фирме ООО «Сибирские подарки» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме ООО «Сибирские подарки» принимает только один человек генеральный директор.
Жизненный цикл исполнительного УР основывается на технологии прохождения документов в организации ООО «Сибирские подарки», которая, как правило, жестко регламентируется и характеризуется периодичностью мероприятий, временной и ресурсной взаимосвязью составляющих операций, относительной стабильностью состава и структуры работ. В связи с этим функциональная перспектива исполнительного УР может иметь формализованное представление в виде совокупности графических моделей, описывающих этапы прохождения исполнительного УР в ООО «Сибирские подарки» и взаимозависимость между ними; преобразования сопровождающих его документов, а также участников и ресурсы, требуемые для процесса. Для создания модели, отражающей структуру и функции процесса разработки и принятия исполнительного управленческого решения (РПУР) ООО «Сибирские подарки», а также преобразуемые этими функциями информационные потоки и материальные объекты, применена нотация IDEF0, которая базируется на принципах методологии структурного анализа и проектирования (SADT).
Входами и выходами функций модели исполнительного УР ООО «Сибирские подарки» выступает документированная информация, управляющими воздействиями служат элементы внутренней и внешней регулирующей среды (нормативные акты, стандарты, правила рекомендательного характера и т.д.), в качестве механизмов выступают сотрудники ООО «Сибирские подарки» и средства деятельности (техническое и программное обеспечение). Выбор сотрудников для выполнения конкретных функций в процессе разработки и принятия УР осуществляется, исходя из различных видов назначений: путем прямого назначения, по роли, на основе организационной структуры и т.д.
В основу модели исполнительного УР заложен жизненный цикл документа, в котором оно фиксируется (рис. 1). Теория жизненного цикла документа, в отличие от модели континуума, предполагает последовательное прохождение документом нескольких стадий (создание, активное использование, текущее хранение, окончательное уничтожение или перевод в статус неактивного документа долгосрочной архивной ценности), связанных с его ролью в процессе принятия УР.
Далее рассмотрим этапы жизненного цикла исполнительного УР в соответствии с проведенной декомпозицией.
Главным назначением подпроцесса «Разработка проекта решения» является формирование полного и адекватного ситуации содержания проекта УР – основной составляющей будущего официального документа (наряду со структурой и контекстной информацией).
Рис. 4. Функциональная модель жизненного цикла УР ООО «Сибирские подарки»[12].
Рис. 5. Декомпозиция функции «Принятие решения» ООО «Сибирские подарки»[13].
Функция «Инициализация принятия решения» ООО «Сибирские подарки» направлена на определение основных параметров процесса (в первую очередь, процедур согласования и рассмотрения решения): характеристик маршрута передачи информации (типа маршрута, возможности изменения маршрута в зависимости от предусловия или постусловия), состава участников, сроков выполнения действий и критериев оценки проекта решения.
Функция «Согласование» предполагает проведение экспертизы проекта решения заинтересованными лицами с целью предварительной компетентной оценки целесообразности его принятия, рисков, связанных с его реализацией, корректности содержания и правильности оформления, соответствия действующему законодательству РФ и локальным нормативно-правовым актам. Экспертиза проекта решения направлена, с одной стороны, на уточнение и конкретизацию его содержания, а с другой стороны предусматривает генерацию альтернатив путем получения оценок экспертов и формализацию полученной информации.
Функция «Рассмотрение» в зависимости от сложности и характера решения реализует способ его выработки на основе коллегиальных методов или принципа единоначалия. В общем случае рассмотрение управленческого решения включает уточнение системы критериев, анализ предложенных альтернатив, выбор из них оптимального варианта, утверждение решения и оформление результатов рассмотрения. Функция «Удостоверение» предполагает проставление на документе удостоверяющих реквизитов, которые гарантируют авторизацию решения и невозможность отказа должностного лица, подписавшего документ, от совершенного действия.
Функция «Включение документа в систему» обеспечивает установление отношений между документом, его автором и управленческим контекстом, а также определение места принятого решения в документной системе ООО «Сибирские подарки» и его взаимосвязей с другими официальными документами. Размещение УР в системе управления документами предполагает регистрацию, классификацию, добавление метаданных и замораживание содержания принятого документа. Результатом подпроцесса «Принятие решения» является аутентичный, достоверный и пригодный для использования официальный документ, содержащий наилучшую из ранее предложенных альтернатив решения проблемы, принятую в результате регламентированной процедуры.
Информирования персонала о текущих результатах деятельности предприятия нет, о происходящих изменениях сотрудники ставятся в известность постфактум.
Одним из способов анализа возможных причин возникновения проблемы является диаграмма Ишикавы или «рыбий скелет» (рис.3). Этот метод позволяет отделить одну причину от другой, а также показывает их взаимосвязь. Выявив основные причины, необходимо определить, что нужно изменить для ее решения.
Рис. 6 Причинно – следственная диаграмма Ишикавы[14].
Таблица 5 - Метод попарного сравнения.
| Спад работоспособности | Отсутствие условий для работы | Отсутствие системы повышения квалификации | Устаревшая вычислительная техника | Отсутствие заинтересованности в работе | Модернизация офисной техники | Учет и анализ текучести кадров | Материальные стимулы | Контроль за приемом и отбором сотрудников | Разработка дополнительных методов поощрения | Итого |
Спад работоспособности | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 13 |
Отсутствие условий для работы | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 |
Отсутствие системы повышения квалификации | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 |
Устаревшая вычислительная техника | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
Отсутствие заинтересованности в работе | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 13 |
Модернизация офисной техники | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Учет и анализ текучести кадров | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 3 |
Материальные стимулы | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 11 |
Контроль за приемом и отбором сотрудников | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 11 |
Разработка дополнительных методов поощрения | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 11 |
Определяем вероятность появления каждой проблемы
Причина 1 | Спад работоспособности | 13 | 0,1 | 1,3 |
Причина 2 | Отсутствие условий для работы | 15 | 0,03 | 0,45 |
Причина 3 | Отсутствие системы повышения квалификации | 15 | 0,05 | 0,75 |
Причина 4 | Устаревшая вычислительная техника | 13 | 0,08 | 1,04 |
Причина 5 | Отсутствие заинтересованности в работе | 13 | 0,2 | 2,6 |
Причина 6 | Модернизация офисной техники | 9 | 0,1 | 0,9 |
Причина 7 | Учет и анализ текучести кадров | 3 | 0,03 | 0,09 |
Причина 8 | Материальные стимулы | 11 | 0,05 | 0,55 |
Причина 9 | Контроль за приемом и отбором сотрудников | 11 | 0,04 | 0,44 |
Причина 10 | Разработка дополнительных методов поощрения | 11 | 0,1 | 1,1 |