Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель курсового проекта– исследовать процесса принятия решения на примере организации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений в организации;
2. Изучить особенности принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки»;
3. Предложить пути совершенствования принятия управленческого решения.
Введение 4
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в организации 6
1.1. Роль принятия решений в системе управления 6
1.2. Этапы исследования организации как системы принятия решений 7
1.3. Схема принятия решений в орагниазции 9
1.4. Основные методы исследования системы управления 12
2. Изучение принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки» 17
2.1. Структура, кадровый состав организации 17
2.2. Анализ принятия управленческого решения 24
3. Пути совершенствования принятия управленческого решения в ООО «Сибирские подарки» 34
Заключение 42
Список литературы 45
Целями создания общества являются: удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции (работах, услугах) производимой Обществом; получение прибыли.
Миссия ООО «Сибирские подарки» заключается в удовлетворении спроса покупателей путем предоставления им качественных и сопутствующих товаров по доступным ценам.
В ООО «Сибирские подарки» в данный период времени существуют следующие подразделения:
1. Оптовая база;
2. Администрация, находится по ул. Котовского 5;
3. Магазин «Подарки» по ул. Орджоникидзе 27;
4. Магазин «Подарки» по ул. Котовского 5;
5. Торговый центр «Подмосковье» открытый в июле 2009 года, формат торгового цента кэш-энд-кэрри;
6. Специализированная станция, где сдаются и продаются в аренду жилые трейлеры марки „Hobby“, Германия и дома на колёсах марки „Hymer“, Германия, прицепы-палатки марки „Camp-Let“, Дания, а также осуществляется их ремонт. Работает с июня 2010 года.
Положительными преимуществами в отношении внутренних ресурсов являются следующие особенности:
- предприятие имеет высокий уровень профессионализма, что немаловажно, так желание потребителей иметь неограниченный выбор в представленных им товарах и услугах;
- положительным фактором является наличие развитой логистической инфраструктуры, что позволяет планировать запасы, точно в срок осуществлять поставки;
- на предприятие реализована частично комплексная автоматизация бизнес - процессов, автоматизация операций управления бизнесом в отделах бухгалтерии и магазинах, позволяет принимать оперативные управленческие решения и адекватно реагировать на изменения рынка, реализован единый документооборот, который ускоряет бизнес – операции.
Политике формирования ассортимента на исследуемом предприятии уделяется достаточно много внимания – проводится постоянная оценка полноты и устойчивости ассортимента.
При формировании ассортимента финансовый директор ООО «Сибирские подарки» ориентируется на спрос конечных потребителей продукции. Предприятие ООО «Сибирские подарки» стремится достаточно полно удовлетворять потребности покупателей.
В целях активизации и стимулирования продаж предприятие ООО «Сибирские подарки» использует рекламу, связи с общественностью. Предельный размер расходов на рекламу в настоящее время ограничен 3% от получаемой выручки.
Главная цель, которую рекомендуется преследовать ООО «Сибирские подарки» при организации собственной работы, можно свести к следующему: способствовать тому, чтобы рекламная политика компании соответствовала потребительским запросам потенциальных покупателей.
Более подробно организационная структура представлена на рисунке 2[6].
Рисунок 2 – Организационная структура управления ООО «Сибирские подарки».
Функции головного офиса заключаются в направление деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе.
В соответствии с действующей функциональной структурой управления предприятием[7] утверждается следующий состав основных функций и служб, обеспечивающих их реализацию:
- Генеральный директор;
- привлеченные специалисты – юрист, переводчик, технический персонал, служба охраны;
- финансовый отдел – финансовый директор, менеджер по финансам;
- бухгалтерия – главный бухгалтер, бухгалтер, старший кассир;
- отдел кадров – начальник отдела кадров – делопроизводитель;
- торговый отдел – коммерческий директор; заместитель коммерческого директора; менеджер по работе с оптовиками, менеджер по работе с розничными подразделениями;
- магазины – директора подразделений, заведующие секциями, старший продавец, продавцы консультанты;
- оптовая база – директор, товаровед, продавец консультант, водитель, механики.
Итак, дадим краткую характеристику функциональных обязанностей сотрудников предприятия и отделов.
Генеральный директор – он стоит во главе фирмы, без доверенности представительствует от имени Общества; представляет интересы Общества во всех российских и иностранных учреждениях, предприятиях и организациях; заключает сделки от имени общества, за исключением тех, заключение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров, Совета директоров и правления Общества; заключает трудовые договоры (контракты) с работниками Общества, за исключением членов правления Общества; выдает доверенности; издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.
Финансовый директор – является правой рукой коммерческого директора, осуществляет разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств реализуемой продукции и прогнозирует рыночный спрос и рыночную конъюнктуру.
Коммерческий директор – вот этот человек в масштабе этой фирмы выполняет большое количество функций, которые мне, как будущему менеджеру организации были очень интересны. Так как на его плечи взвален весь груз непосредственного процесса управления за товародвижением, составлением первичной документации, работа с персоналом (менеджерами), организация и проведение встреч и презентаций. А так же, составление коммерческих предложений, управление деньгами, потраченными на рекламные компании, деловая переписка и пр.
Таблица 1 - Функциональная структура ООО «Сибирские подарки».
Должность | Функции |
Переводчик | Помогает в ведение переговоров с иностранными компаниями, делает перевод на товар. |
Юрист - консультант | Разработка документов правового характера, правовая помощь структурным подразделения фирмы (магазинам) в подготовке ответов при предъявлении претензий. |
Финансовый отдел | Осуществляет разработку финансовой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств реализуемой продукции и прогнозирует рыночный спрос и рыночную конъюнктуру. Отдел организовывает разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте. |
Бухгалтерия | Отдел обеспечивает ведение отчетности организации, необходимой как для целей внутреннего управления, так и для представления внешним пользователям. Бухгалтер отчитывается перед генеральным директором по данным годового отчета, и представляет отчет о финансовых результатах. Директор выносит решения о результатах деятельности предприятия, решают вопросы о целевом распределении прибыли, размере фондов, резервов. |
Отдел - кадров | Осуществляет руководство работой по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией, и профилем организации, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности. Обеспечивает подготовку документов по пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям. |
Информационно технический отдел | Грамотное и точное написание новых кодов и наименования товаров, обработка документов в единой базе. Переписка с иностранными партнерами. |
Торговый отдел | Осуществляет деятельность по поставкам и продажам продукции в целях увеличения прибыли предприятия; планирует и анализирует продажи, принимает меры для увеличения товарооборота; разрабатывает и реализует меры для компенсации спада продаж по сезонным группам товаров. Оформляет договорные отношения, заказывает товар, отслеживает недопоставки и пересортицы товара; своевременно оповещает поставщиков о пересортице и не допоставки товара, запрашивает сертификаты; делает анализ сезонных, календарных и иных факторов, влияющих на колебание спроса. |
Оптовая база | Осуществляет деятельность поставкам продукции в розничные отделы организации. Работает с крупными оптовиками, по безналичному расчету. |
Магазины | Осуществляют деятельность по реализации товаров в розницу, и работают с мелко оптовыми покупателями. |
Итак, на данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Функции головного офиса ООО «Сибирские подарки» заключаются в направление деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе. В ООО «Сибирские подарки» конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.
Организацию как систему можно представить следующим образом[8]:
Для увеличения конкурентоспособности предприятия ООО «Сибирские подарки» важно иметь четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия. Также необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, соответственно задачи также оказывают не малую роль на внутреннюю структуру предприятия.
Существующая же технология принятия и исполнения решений не позволяет доводить задачи верхнего уровня (прибыль, реализация, экономия ресурсов) до всех низовых подразделений.
Принятие управленческих решений основывается на определенной документации. Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ООО «Сибирские подарки» состоит из следующих этапов:
1. Подготовка управленческого решения;
2. Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения;
3. Выполнение управленческого решения;
4. Планирование управленческого решения;
5. Контроль за выполнением решения.
Таблица 2. - Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ООО «Сибирские подарки»[9].
Этапы управленческого решения | Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения | Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения | Генеральный директор |
Выполнение управленческого решения | Все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения | Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений |
Контроль за выполнением решения | Генеральный директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.
С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии.
«1» обозначена фактическая ответственность.
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость консультироваться.
«4» - «возможность» консультироваться.
«5» - необходимо ставить в известность.
Таблица. 3. - Распределение полномочий при принятии решений[10].
| Директор | Информ. отдел | Фин. отдел | Бухгалтерия | Одел кадров | Торговый отдел | Подразделения |
Планирование деятельности | 1 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 |
Проведение анализа деятельности | 1 | 5 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 |
Финансовое планирование | 2 | 5 | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Бухгалтерский учет | 2 | 5 | 2 | 1 | 5 | 3 | 3 |
Маркетинговое планирование | 1 | 5 | 2 | 2 | 5 | 2 | 5 |
Снабжение компании товаром | 2 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Документальное оформление торгово-технологических операций | 1 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Управление человеческими ресурсами | 1 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |