Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:31, реферат
Принятие решения является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Подобно процессу коммуникации, принятие решений отражается во всех аспектах управления. Обмен информации и принятие решений являются также составной частью любой из общих функций управления.
Введение 3
Сущность понятия «решение» 4
Роль осведомленности в процессе принятия решений 4
Способы идентификации риска 6
Цикл принятия решений 6
Заключение 11
Список литературы 12
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт – Природных ресурсов
Специальность – Бурение скважин
Реферат
Процесс принятия решений
Студент гр. 2БМ23 Э.В. Дашиев
(подпись)
(дата)
Руководитель В.Л. Сергеев
д.т.н., профессор кафедры ГРНМ
(дата)
Томск – 2013
Оглавление
Введение 3
Сущность понятия «решение» 4
Роль осведомленности в процессе принятия решений 4
Способы идентификации риска 6
Цикл принятия решений 6
Заключение 11
Список литературы 12
Принятие решения является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Подобно процессу коммуникации, принятие решений отражается во всех аспектах управления. Обмен информации и принятие решений являются также составной частью любой из общих функций управления.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, но чаще подразделения или организации в целом.
Принятие решения - это выбор из возможных вариантов действий.
Решение - продукт управленческого труда. Процесс принятия решений - это процесс изготовления этого продукта.
Управленческое решение – это лишь завершение сложного многоступенчатого процесса, в котором сначала описывается проблемная ситуация, затем вырабатываются и оцениваются различные способы действий.
Принципы эффективного построения процессов разработки решений в различных областях и на различных уровнях управления едины. Это позволяет применить определенную схему алгоритма выработки решения.
Проблемная ситуация - несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления.
К возникновению проблемной ситуации могут привести три причины: отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем и изменение целей управления.
Чтобы правильно описать проблему необходимо:
Такой подход позволит декомпозировать проблему на подпроблемы разных уровней.
По степени определенности проблемные ситуации классифицируются на три группы:
Программируемое решение - реакция на структурируемую проблему, результат каждой альтернативы известен, есть вся информация.
Непрограммируемое решение - реакция на неструктурированную проблему, последствия решения трудно предсказать, информации нет.
Управленческие решения
редко оказываются
Структурированная проблема – Неструктурированная проблема
Программируемое решение – Непрограммируемое решение
Ситуация определенности – Ситуация неопределенности
Риск – это сложное
явление, характеристиками которого являются:
неопределенность будущих результатов,
вероятность отрицательных
Каким образом снижается риск и повышается степень определенности?
Риск измеряется с помощью двух подходов: статистического и экспертного.
Статистический подход основывается на имеющихся статистических данных прошлых периодов. Его достоинство в объективности, а недостаток в том, что он основывается на данных прошлых периодов, а оценивает будущие события, что в условиях быстрых изменений не всегда ценно.
Экспертный подход предполагает выявление и структуризацию источников риска, их раздельную оценку (возможно в баллах), а затем построение интегрированной оценки риска. Недостатком такого подхода является его субъективность.
Процесс принятия решений
требует от управленца соблюдение последовательности
действий, описывающих правила
· Ранжирование проблемы
· Далее производится выработка критериев и ограничений.
Критерии принятия решений – это требования, отражающие систему предпочтений при принятии решения. Другими словами, критерии - стандарты, по которым будут оцениваться альтернативы.
Ограничения сужают возможности в принятии решений, но их необходимо выявить, для того, чтобы выбранная альтернатива была реалистичной для исполнения. Ограничения могут быть :
Заключается в формулировании набора альтернативных решений проблемы.
Многие из альтернатив известны из прошлого опыта, стандарты и вписываются в критериальные границы решения. Но часто требуется нестандартный подход для решения уникальных проблем. Поэтому выработка альтернатив самый творческий этап в процессе принятия решения.
Один из методов творческого поиска альтернатив является метод "мозгового штурма".
Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
1 этап :
2 этап :
Это ключевой этап всего процесса принятия решения.
При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:
Однако, главное при выборе альтернативы, так как это и есть окончательное принятие решения – это принятие ответственности за его последствия. Может быть выделено пять стилей принятия решений:
Стиль 1. Единоличное принятие решения (без обсуждения) ;
Стиль 2. Сбор информации. а затем единоличное принятие решения;
Стиль 3. Консультации с подчиненными в индивидуальном порядке, а затем единоличное принятие решения;
Стиль 4. Консультация с группой, а затем единоличное принятие решения;
Стиль 5. Групповое принятие решения.
Критерии выбора стиля принятия решения
Стиль 1. Имеется вся необходимая информация для принятия решения.
Стиль 2. Информации для принятия решения недостаточно, она может быть получена от подчиненных, время для принятия решения ограничено.
Стиль 3. Информации недостаточно, ее можно получить у подчиненных, мнение которых существенно. Мнения подчиненных могут сильно расходиться.
Стиль 4. Информации недостаточно, ее можно получить у подчиненных, мнение которых существенно. При этом при наличии сходного опыта их мнение вряд ли будет существенно отличаться.
Стиль 5. Информации недостаточно. Оптимальное решение может в существенной степени зависеть от позиций отдельных людей. Не исключено, что подчиненные могут отвергнуть навязанное им решение.
4. Выполнение решения.
Выполнение решения – это устранение проблемы, его породившей.
Что нужно сделать чтобы решение было выполнено?
Какие проблемы чаще всего возникают в процессе принятия управленческого решения?
Проанализировав вышесказанное, постараемся, как можно точнее определить, что же все-таки скрывается под процессом принятия решений и под самим термином решение.
Решение – это выбор
альтернативы. Необходимость принятия
решений объясняется
Принятие решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.