Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель курсового проекта– исследовать процесса принятия решения на примере организации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений в организации;
2. Изучить особенности принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки»;
3. Предложить пути совершенствования принятия управленческого решения.
Введение 4
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в организации 6
1.1. Роль принятия решений в системе управления 6
1.2. Этапы исследования организации как системы принятия решений 7
1.3. Схема принятия решений в орагниазции 9
1.4. Основные методы исследования системы управления 12
2. Изучение принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки» 17
2.1. Структура, кадровый состав организации 17
2.2. Анализ принятия управленческого решения 24
3. Пути совершенствования принятия управленческого решения в ООО «Сибирские подарки» 34
Заключение 42
Список литературы 45
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
| ||
| ||
Курсовой проект | ||
по дисциплине: «Исследование систем управления» | ||
на тему: «Исследование процесса принятия решения на примере организации ООО "Сибирские подарки"»
| ||
| ||
Группа |
| |
Студент |
| |
Преподаватель |
|
Екатеринбург 2012 г. |
|
Аннотация.
Курсовой проект – «Исследование процесса принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки».
«Московский Государственный Индустриальный Университет», Екатеринбург 2012 г.
Дисциплина: «Исследование систем управления»
Руководитель: Валентинов Вячеслав Аркадьевич
Курсовой проект содержит 46 страниц текста, 6 таблиц, 7 рисунков.
В данном курсовом проекте рассмотрены теоретические основы принятия управленческих решений в организации, изучены особенности принятия управленческого решения в ООО «Сибирские подарки». Предложены пути совершенствования принятия управленческого решения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в организации 6
1.1. Роль принятия решений в системе управления 6
1.2. Этапы исследования организации как системы принятия решений 7
1.3. Схема принятия решений в орагниазции 9
1.4. Основные методы исследования системы управления 12
2. Изучение принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки» 17
2.1. Структура, кадровый состав организации 17
2.2. Анализ принятия управленческого решения 24
3. Пути совершенствования принятия управленческого решения в ООО «Сибирские подарки» 34
Заключение 42
Список литературы 45
Актуальность курсового проекта основана на том, что отличительной особенностью современного этапа развития общества являются глубокие политико-экономические изменения, предполагающие развитие рыночных отношений в экономике и появление негосударственных экономических структур.
Развитие этих процессов способствует появлению соответствующих методов управления, направленных на обеспечение жизнедеятельности организаций в рыночных условиях. Современный менеджмент предусматривает управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях эффективной деятельности организации. Эффективность управления организации в целом зависит от сквозного процесса, пронизывающего всю деятельность руководителя, - процесса принятия управленческих решений.
Согласно теории управления функция принятия решения является центральным звеном всей деятельности руководителя. Отличительная особенность данной функции состоит в том, что она значительно меньше, по сравнению с иными функциями управления, стандартизирована и алгоритмизирована. В связи с этим в ней велика роль субъективных психологических факторов.
Функция принятия решения и процесс ее реализации выступает стержнем всей деятельности управленческого типа. Локализация данной функции обоснована тремя основными обстоятельствами: во-первых, она выступает как важный этап процесса стратегического планирования; во-вторых, она включена в качестве необходимого компонента в реализацию всех иных управленческих функций; в-третьих, она является связующим звеном между этапами и фазами управленческой деятельности.
Одним из основных противоречий изучения процессов принятия управленческих решений является существование двух разных подходов: нормативного, который исследует идеальные способы принятия управленческих решений, без учета субъективных и психологических факторов и дескриптивного подхода, который предполагает изучение реального процесса принятия управленческих решений, с обязательным учетом раскрытия его основных психологических закономерностей, не рассматривая оптимальные методы принятия управленческих решений. (А.В. Карпов, Т.В. Корнилова, О. А. Кулагин, О. И. Ларичев, Б. Г. Литвак и др.)
Среди факторов, определяющих эффективность процесса принятия управленческих решений, особое место занимают индивидуальные характеристики личности, которые в значительной степени определяют способы принятия решений. При этом результаты и способы принятия решений зависят не от отдельных качеств личности руководителя, а от того, как они сочетаются друг с другом.
В связи с этим возникает проблема определения этих индивидуальных характеристик и их сочетаний, которые позволят дать полное и детализированное описание стратегии принятия управленческих решений руководителем, а также раскрыть особенности ее развития.
Цель курсового проекта– исследовать процесса принятия решения на примере организации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений в организации;
2. Изучить особенности принятия управленческого решения на примере организации ООО «Сибирские подарки»;
3. Предложить пути совершенствования принятия управленческого решения.
Предмет исследования курсового проекта – особенности принятия управленческих решений.
Объект исследования курсового проекта – процесс принятия управленческих решений.
Функции принятия решений в методологии процесса управления многообразны и связаны, прежде всего, с решениями: по производству, маркетингу, менеджменту, планированию, организации, мотивации, контролю, распределению власти, разрешению конфликтов и др.
Каждая проблема принятия решения имеет свои особенности. Однако существует и нечто общее для всех проблем, а именно: определенная исходная ситуация, альтернативные варианты решения, определенные последствия различных вариантов. С помощью этих компонентов можно охарактеризовать любую проблему принятия решения.
Цели принятия управленческих решений. Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство. Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели[1].
Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей[2].
Принятие управленческих решений в сложных ситуациях требует тщательного анализа всех факторов и представляет собой многошаговый процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов. Эти этапы описывают так называемый нормативный процесс принятия решений, который в литературе по теории управления обозначается также понятием процессуального инварианта, т.е. некоторой стандартной и неизменной последовательности шагов, которые должен сделать любой руководитель, если он хочет принять рациональное решение. Обычно процесс принятия управленческих решений охватывает три основных фазы: подготовка, принятие и реализация. Однако каждая из них представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. В настоящее время разработано много различных подходов к выделению этапов принятия управленческих решений.
Для того, чтобы изучать организацию как систему принятия решений
необходимо пройти следующие этапы:
Постановка задачи;
Предварительный анализ информации;
Формирование исходных гипотез;
Планирование и организация;
Проведение эксперимента;
Анализ и обобщение;
Проверка исходных гипотез;
Окончательная формулировка новых факторов и законов;
Внедрение полученных результатов.
Саймон обратил внимание тех, кто занимается теорией организации, на процессы принятия решения внутри организации. Он отказался от традиционного подхода и сосредоточился на исследовании процессов решения человеком проблем и на механизмах выработки решений как основных факторах, определяющих поведение организации. С его точки зрения, членов организации нельзя рассматривать как чисто механические элементы. Их надо воспринимать как личности с их желаниями, мотивами, возможными стремлениями и влечениями, которые ограничивают их способность к разумным решениям проблем.
Саймон использует термин “принятие решения” как синоним термина “руководство”. В этом смысле выработка решения включает три основных этапа: информацию- оценку обстановки для определения условий, которые надо знать для принятия решения; проектирование- поиск, разработка и анализ возможных вариантов действий; и выбор- отбор одного какого-то направления действий из возможных альтернатив.
В книге, написанной совместно с Марчем, Саймон рассматривает процесс принятия решений как основу для создания еще более общей теории организации. Главная идея этой книги выражена следующим образом: “Основные особенности структуры и деятельности организации определяются характерными особенностями процесса решения проблем человеком и процесса разумного выбора. Мыслительные способности человека ограничены по сравнению со сложностью проблем, стоящих перед отдельной личностью и организацией. Поэтому для рационального поведения необходимо создавать упрощенные модели, которые воплотят в себе главные черты проблемы без всей ее сложности”.
Такое представление позволяет существенно дополнить традиционную и неоклассическую теории организации за счет знаний, почерпнутых из социальных наук, о мотивах поведения человека, конфликтах интересов, восприятии нового и ограничениях разумности поведения, т.е. всего того, что оказывает серьезное влияние на поведение организации в целом.
Сайерт и Марч развили стройную теорию поведения предпринимательских организаций, обратив особое внимание на процесс принятия решений в организации. Они исходили из того, что “для понимания современных процессов принятия решений по экономическим вопросам необходимо кроме изучения проблем рынка исследовать внутреннюю деятельность фирмы - изучать воздействие организационной структуры и традиционной практики на разработку целей фирмы, на оценку перспектив ее развития и на осуществление выбора вариантов действий”.