Процесс принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «процесс принятия решений», выделить его характерные особенности, раскрыть содержание его основополагающих этапов, а также всесторонне осветить наиболее популярные и эффективные модели и методы принятия организационных решений.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 157.09 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе все большее число экономистов, аналитиков, практических работников и деятелей науки часто независимо друг от друга приходят к выводу о том, что наиболее актуальной задачей хозяйственной деятельности следует считать выявление критических проблем и поиск их оптимального решения. Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями — задаваемым (желаемым) и фактическим (прогнозируемым). Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки управленческого решения и контроля за его реализацией.

Совершенствование управления на всех уровнях является огромным и еще мало востребованным резервом повышения эффективности хозяйственной деятельности в отраслях производства, а качество управления в конечном счете определяется принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями. С увеличением сложности задач (технических, экономических, организационных, социальных), возникающих при выборе и реализации инвестиционных проектов, повышается уровень требований к управленческим решениям (комплексность, соответствие современному техническому уровню, научная обоснованность, многоаспектность и т. д.).

Цель  настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «процесс принятия решений», выделить его характерные  особенности, раскрыть содержание его  основополагающих этапов, а также  всесторонне осветить наиболее популярные и эффективные модели и методы принятия организационных решений.

 

 

  1. Природа процесса принятия решений

Развитие  любой разумной цивилизации основано на разработке и реализации различного рода решений. Все решения обычно связываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности.

Простые решения могут разрабатываться  и реализовываться одним и  тем же человеком. Более сложные  — требуют привлечения группы людей с неизбежным разделением труда. Лица, разрабатывающие решения, называются специалистами (проектанты, разработчики, конструкторы, модельеры и т.д.). Лица, которые эти решения оценивают, называются экспертами. При разработке сложных решений специалистам помогают консультанты, которые обладают более глубокими знаниями по отдельным вопросам данного решения.

Лица, наделенные правом принимать решения или  организовывать их реализацию, называются субъектами решения. Ими могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц: мэр, директор, главный экономист и др. Исполнители решений иногда называются объектами решения. Таким образом, в упрощенной схеме разработки и реализации решений имеются следующие элементы.

 

 

Субъект (инициатор) решения


Специалисты

Консультанты

Эксперты

Объект (исполнитель) решения

Персонал  или население, для которых разрабатываются или реализуются управленческие решения


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Упрощенная схема элементов, участвующих в процессе разработки и реализации решений

 

Принятие  решений составляет суть управленческого  процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить  какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением  целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это  процесс выбора из множества имеющихся  альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней  и носит достаточно формализованной характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств.

В зависимости  от уровня управляющего субъекта могут  меняться сфера обязательного применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется.                                                                                 

Тем не менее, успеха достичь удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат, и воздействовать на них.

Эффективное решение должно быть:

  1. простым и логичным;
  2. приемлемым для большинства членов организации;
  3. экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
  4. своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать отбывающиеся возможности);
  5. ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра); устраняющим причины, а не следствия проблемы.

Выделяют  два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.

Проблемы в организации




Решения на уровне организации


 

Решения на уровне индивида


 


 

  • Создание соответствующей среды

  • Важно принятие решения к определенному моменту
  • Вовлечение всех уровней управления
  • Имеет дело с неопределенностью
  • Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом
  • Управление творчеством и новаторством
  • Выполнение решений
  •  

    • Наличие индивидуального умения

  • Важен процесс принятия решения как такового
  • Классификация решений
  • Имеет дело с ошибками в решении
  • Решение определяется используемым индивидуальным стилем
  • Создание и выбор альтернатив
  • Взятие риска на себя
  •  


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 1.2. Два уровня принятия решения в организации

    В теории принятия решений могут выделяться и некоторые классификационные признаки, а именно:

    1. количество в операции целей, преследуемых каждой из оперирующих сторон;
    2. зависимость целей и условий решения от времени (статические и динамические задачи принятия решений);
    3. наличие случайных и неопределенных условий.

    Возможны  и другие подходы к классификации  решений. Это обусловлено многообразием  решений и существенных для конкретного  случая факторов. В целом, знание и  использование классификационных  признаков управленческих решений  позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем  задачи. Это позволяет более четко  формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

    Таким образом, на практике любые решения содержат элементы иррациональности и субъективизма. Это предъявляет определенные требования к личности того, кто эти решения  принимает.

     

    1. Механизм принятия и реализации решения

    2.1 Этапы и процедуры процесса принятия решений

    Термин  «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях - как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение - это выполнение основных процедур.

    Как явление управленческое решение - это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

    Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный  процесс, состоящий из ряда этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением  действий, решающих эту проблему.

    Типовой процесс принятия решений включает:

    1. предварительное формулирование проблемы;
    2. определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
    3. выявление и установление ограничений;
    4. составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
    5. сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
    6. точное формулирование поставленной задачи;
    7. анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; принятие решения;
    8. доведение решения до исполнителей;
    9. выполнение решения и оценку результата.

    Схема процесса принятия управленческих решений представлена на рис.3.2., где представлены этапы, внутри которых выделены процедуры, необходимые для выполнения каждого этапа и их последовательность. Схема отображает логику управленческой деятельности, а не её сложность.

    Не каждая управленческая система требует  для своего разрешения всех указанных на схеме этапов. Если ситуация проста, достаточно рутинна и повторяется, то решение может быть принято и реализовано в 3-4-5 этапов. И наоборот: чем ситуация и соответственно проблема сложнее и нестандартнее, тем больше этапов необходимо пройти для нахождения и осуществления эффективного решения. В процессе принятия решения допускается параллельность ряда процедур, что позволяет сократить время принятия решения.

    Первый этап рассматриваемого процесса состоит в постановке проблемы. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы - второй этап (формирование решения). Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

    Завершающий этап - это выбор и реализация решения проблемы. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено. Выполнение решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.

    Организация выполнения решения предусматривает  координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных  конфликтов, делать людей заинтересованными  и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

     

    Возникновение ситуации


    Проявление  проблемы, её определение

    Описание  проблемной ситуации

    Определение неординарных ресурсов

    Сбор и  обработка информации

    Формирование  критериев решения

    Выработка курса  действия

    Возможные последствия  принятого решения

    План действия по реализации решения

    Выполнение  принятого решения

    Модификация

    Обратная  связь

    Результаты  контроля хода реализации

    Получение

    Анализ

    Варианты

    Выбор

    Сбор

    Допустимые  решения

    Полезные  решения

    1. Постановка проблемы (диагноз  проблемы)

    3. Выбор и реализация  решения проблемы

    2. Формирование решения  (выявление и оценка альтернатив)

    Оценка

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 2.1. Схема процесса принятия управленческих решений

     

    Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий превращающих решение  в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Важно помнить старое правило: «Ничего не происходит, если нет ответственного за действие». Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

    Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные  методы делегирования полномочий и  участия в управлении.

    Следующий этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

    Информация о работе Процесс принятия решений