Процесс принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Этапы и процедуры процесса принятия решения 5
2.Факторы, оказывающие влияние на принятие решений 12
3.Модели и методы процесса принятия решений 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсов.11111111.docx

— 81.63 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса

                                          Кафедра МТЭК

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Теория  менеджмента»

  на тему «Процесс принятия  решений»

 

 

 

Выполнил:  гр. ФМбз-11-1

Важенина Л.М.

Проверил: ассистент,
Межецкая. Т.А.

 

 

 

 

Тюмень, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

1.Этапы и процедуры процесса принятия решения                               5

2.Факторы, оказывающие влияние на принятие решений                   12

3.Модели и методы процесса принятия решений                                 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                    24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

     Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации. Рассмотрим этот процесс.

     Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

     В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и  организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

     Пpинятие решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Далее под принятием решений мы будем понимать особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:

    - проблема, требующая разрешения;

    - человек или коллективный орган, принимающий решение;

    - несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.

      Целью данной работы является анализ, рассмотрение процесса принятия решений для более глубокого понимания его сущности. В работе будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

     В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, типичные для различных функций управления. Выполнение общих и конкретных функций управления требует принятия решения. Например, при планировании принимаются плановые решения, при организации - организационные, при мотивации - стимулирующие решения. Принятие решения, как и обмен информацией - составная часть любой управленческой функции. Выполнение различных функций управления можно представить как последовательность соответствующих решений.

      Принятие решения, как и обмен информацией - составная часть любой управленческой функции. Выполнение различных функций управления можно представить как последовательность соответствующих решений.

    Кроме того, управленческое решение связывает функции управления, поскольку процесс управления, представляет собой последовательную реализацию функций управления и направлен на достижение поставленных целей, может в целом рассматриваться как принятие решения. Так, планирование, как уже ранее отмечалось, предполагает постановку целей и выбор альтернатив и мер по их достижению, организация и мотивация организуют главные действия по реализации принятого планового решения, а контроль предполагает оценку уровня выполнения принятого решения.

    Можно говорить, что функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль - она ​​необходима для осуществления всех других функций.Функции управления можно "вписать" в отдельные этапы процесса принятия решения. Так, например, на этапе "определение проблемной ситуации", с которого, собственно, и начинается процесс принятия решения, можно выделить функцию планирования (работы на данном этапе надо планировать). Руководствуясь подобными соображениями, можно говорить о выполнении на данном этапе также функции организации, мотивации и контроля.

   Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Самая простая схема принятия решений приведена на рисунке 1.1:

Анализ проблемы и постановка задач принятия решений


 


 

Определение ограничений и критериев  оценки принятия решений



 


 Формирование и оценка  альтернатив решения



 Выбор рационального решения



 

 

Рис 1.1.Схема принятия решений

         Эта схема предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Однако схему принятия решений можно представить в более сложном виде:

 

 

 

 

                                                                                                          Таблица 1.1

                                            Этапы и процедуры процесса принятия решений

Этапы

Процедуры

1. Постановка проблемы.

Возникновение новой ситуации.

Появление проблемы.

Сбор необходимой информации.

Описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решения.

Формулирование требований и ограничений.

Сбор необходимой информации.

Разработка возможных вариантов  решений.

3. Выбор решения.

Определение критериев выбора.

Выбор решений, отвечающих критериям.

Оценка возможных последствий.

Выбор предпочтительного решения.

4.Организация выполнения решения  и его оценка

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение  новой ситуации.





      

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.

    Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы лица, принимающего решение. Наибольшую потребность в информации испытывают субъекты решений, которых в управленческих кругах называют максималистами, так как они собирают и анализируют максимум возможной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефицита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один-два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ новой информации прекращается. Это дает неплохие результаты при решении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени. Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах.

   На этапе постановки задачи принятия решений — это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы (возможности) и проблемной ситуации.

   Этап разработки вариантов включает процедуру определения целей решения и критериев отбора альтернатив. Выбор окончательного (предпочтительного) решения производится с учетом всей системы оценок: целей, критериев и возможных последствий реализации.Оценка решения проблемы осуществляется путем измерения степени достижения поставленных целей и характера новой ситуации.

     На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы. Руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, в противном случае существование проблемы определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений. Этап разработки вариантов решений (альтернатив) начинается с постановки целей решения проблемы и формулирования критериев, по которым следует оценивать предложения. Все критерии делятся на две группы: критерии-ограничения, формулирующие конкретные условия допустимости той или иной альтернативы (например, в качестве ограничивающих условий могут выступать размеры выделяемых ресурсов, лимит времени и пр.), и критерии оптимизации, позволяющие из допустимых вариантов выбрать наилучший.

   Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, может существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.

     При решении слабоструктурированных проблем возможность оценивать варианты с помощью математического аппарата, как правило, отсутствует. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в три этапа.

    На первом формируются самые важные критерии-ограничения, необходимость выполнения которых не вызывает сомнений. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие и «сомнительные». На втором этапе производится анализ по критериям оптимизации, каждый из которых получает рейтинг и соответствующую оценку значимости. На завершающем этапе делается попытка установить те опасности, которые могут возникнуть при принятии выбранного решения.

    Принятие решений происходит во времени, поэтому вводится понятие "процесс принятия решения", который состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на решение проблемной ситуации.

    Принятие решений - это наука и искусство. Часто человек, что принимает решение, не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принятое решение. Большое значение при принятии решения играет интуиция.

    Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.

  Организация выполнения принятого решения — важнейший этап процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на этом этапе — преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Все они направлены на то, чтобы минимизировать сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и в конечном счете — решить проблему или использовать новую возможность.

Информация о работе Процесс принятия решений