Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Этапы и процедуры процесса принятия решения 5
2.Факторы, оказывающие влияние на принятие решений 12
3.Модели и методы процесса принятия решений 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Третья особенность науки управления — использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.
Моделирование — это концепция, которой уделено много внимания в нашем обсуждении. Наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие из таких моделей настолько сложны, что не всякий средний руководитель в состоянии воспользоваться ими самостоятельно. Однако, отсутствие основательного представления о моделях может привести руководителя к методу проб и ошибок и принятию необдуманных решений, вместо применения проверенных методов.
Научный метод оптимизации управленческих решений рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет всесторонне изучать возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решений и выбрать наиболее эффективное их них.
Системная ориентация в процессе оптимизации решений базируется на том, что проблему, которую необходимо разрешить, рассматривают как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих (параметров, факторов), имеющих целевую направленность. Инструментарием исследования данного подхода является системный анализ, реализация которого дает возможность осуществлять выбор наиболее эффективного варианта решения.
Моделирование позволяет принимать решения с учетом всех факторов и альтернатив, которые возникают процессе производственно-хозяйственной деятельности. Использование моделирования рассматривается как наиболее эффективный способ оптимизации управленческих решений.
Модель - это отображение реальной системы (объекта, идеи) в некоторой абстрактной форме, отличающейся от самой целостности. Необходимость использования моделей обусловлена рядом причин:
- Сложностью производственно-хозяйственной деятельности;
- Скрытостью многофакторных зависимостей в процессе решения управленческих задач;
- Необходимостью экспериментальной проверки многих альтернатив управленческих решений;
- Целевой ориентацией руководства на будущее.
Выделяют следующие типы моделей:
1. Физическая. Она отображает увеличение или уменьшение реального объекта системы (чертеж завода, модель изделия и т.д.);
2. Аналоговая. Эти модели ведут себя так, как реальный объект, но не являются таковым (график – зависимости между объемом производства и издержками и т.д.);
3.Математическая. Эта модель используется для описания характеристик и свойств объекта или событий в виде математических символов, формул и т.д.
Процесс построения модели включает несколько этапов:
1.Постановка задачи;
2.Построение модели – установление причинно-следственных связей факторов;
3.Проверка модели на достоверность, т.е. соответствие модели реальному процессу или организации;
4.Применение модели, т.е. ее использование;
5.Обновление модели.
В управлении с целью принятии обоснованного и эффективного решения используется широкий спектр способов моделирования:
-Теория игр. Этот метод моделирования и оценки воздействия принятого решения на конкурентов, потребителей поставщиков и т.д. разработан с тем, чтобы можно было учесть в стратегии возможные действия противоположной стороны из внешнего окружения.
- Теория массового обслуживания. Это модели поиска оптимального обслуживания потребителя (очередь автомобилей на складе под разгрузку, планово-предупредительный ремонт оборудования и т.д.).
- Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы, их количество, а также необходимой массы готовой продукции на складах.
- Имитационное моделирование. Это способ исследования моделей вместо реальной системы на основе изменения вариантов ее поведения.
- Модели линейного программирования используются для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей, а также для разрешения тех или иных производственных трудностей (для оптимизации загрузки оборудования, раскроя материалов и т.д.).
- Экономический анализ является наиболее распространенным методом в принятии управленческих решений. Он базируется на определении условий, посредством которых деятельность хозяйственной организации становится выгодной.
- Балансовый метод, который основывается на построении материальных, финансовых, трудовых и иных балансов.
- Платежная матрица – статистический метод, который позволяет из нескольких вариантов выбрать оптимальное решение. Центральное место в платежной матрице занимает вероятность (доля риска), которая прямо влияет на определение ожидаемого результата.
- Дерево решений. Схематическое представление выработки наилучшего направления действий с учетом финансовых результатов, вероятности возникновения их позитивного значения при заданных критериях.
- Прогнозирование – это метод, который основывается как на прошлом опыте, так и текущей деятельности с целью определения и перенесения тенденций развития в будущем.
- Качественные методы – основаны на суждениях экспертов, к которым обращаются за помощью с целью принятия оптимального решения (Метод коллективной экспертной оценки, метод Дельфи, метод «мозговой атаки»).
Таким образом, методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. В данной работе рассмотрены наиболее распространенные методы и модели используемые при принятии решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов.
Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений. Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.
Этапы рационального решения проблем – диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.
Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Правильно принимать решение - это область науки и может быть познана из книг. Принятие же правильных решений это область управленческого искусства.
Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. – М: Технологическая школа бизнеса, 2004.
2.Анализ рынков в современной экономической социологии [Текст] / ГУ ВШЭ; ред.: В. В. Радаев, М. С. Добрякова. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2008. - 423 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, - М.: Гардарика, 2004.
4. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие, – Мн.: Мисанта, 2005. - 624 стр.
5. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. А. А. Аузан. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
6. Курс институциональной экономики. Задачник к учебнику: в 4 ч [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / ГУ ВШЭ; ред.: Е. А. Подколзина, М. М. Юдкевич. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ. Ч. 4: Контракты / А. А. Бальсевич [и др.]. - 2009. - 192 с.
7. Курс институциональной экономики. Задачник к учебнику: в 4 ч [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / ГУ ВШЭ; ред.: Е. А. Подколзина, М. М. Юдкевич. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ. Ч. 3:Трансакционные издержки / А. А. Бальсевич, М. М. Юдкевич, Е. А. Подколзина. - 2009. - 210 с.
8. Курс институциональной экономики. Задачник к учебнику : в 4 ч. [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / ГУ ВШЭ; ред.: Е. А. Подколзина, М. М. Юдкевич. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ. Ч. 1: Институты / А. А. Бальсевич [и др.]. - 2009. - 255 с.
9. Курс институциональной экономики. Задачник к учебнику: в 4 ч. [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / ГУ ВШЭ; ред.: Е. А. Подколзина, М. М. Юдкевич. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ. Ч. 2: Сети / А. А. Бальсевич [и др.]. - 2009. - 144 с.
10. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. – М: Юнити, 2007.
11.Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М: Экмос, 2005.
12. Лукьянов, Сергей Александрович. Барьеры входа на рынок и способы их преодоления в условиях глобализации мировой экономики: институциональный подход [Текст] / С. А. Лукьянов; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Урал.ун-та, 2007. - 284 с.
13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2003.
14. Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое изд. - Дашков и . Москва 2008г.
15. Семенов А.К., Набоков В.И., «Основы менеджмента», М: Дашков и , 2007г.
16. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2007.- 125 с.
17. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 271 стр.
18. . Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .- М.:"Дело", 2007г. - 365 с.
19. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 283 стр.
20. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. – М: Инфра-М, 2006.
21.Ямпольская Д. О., Зонис М.М., «Менеджмент», М: «ОЛМА-ПРЕСС», 2009г.