Формирование стратегических зон хозяйствования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы – показать, что стратегическое планирование и как один из его инструментов – выделение стратегических зон хозяйствования, является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обобщить и систематизировать результаты исследования проблемы, содержащиеся в литературе;
приобрести навыки обработки фактического материала;

Оглавление

Введение ...…… …………………………………….……………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования стратегических зон хозяйствования….….…………………….………..................................6

Глава 2. Исследование формирования стратегических зон хозяйствования предприятия ООО «Восток +»......................................21

Глава 3. Разработка конкурентных стратегий ООО «Восток +» с учетом групп стратегического влияния...................................................31

Заключение……………………………………………………………….41

Список использованной литературы ………….………………..…...…43

Приложения……………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

- тип рынка – конкурентный;

- динамика рынка: спрос на  швейную продукции (униформа, спецодежда, постельные принадлежности) практически не меняется, но меняются предпочтения покупателей, на которые большое влияние оказывают тенденции моды (особенно в плане цветовой гаммы и сочетания цветов);

- степень деловой активности  ООО «Восток +» ниже, чем у основных конкурентов, предприятие ориентировано на среднего потребителя и не стремиться расширить сферу влияния;

- сила и размах конкурентной  борьбы: в производственном плане  основные конкуренты ООО «Восток +» производят продукцию другого плана и другими количествами (ателье, мастерские – серийный и единичный выпуск); в плане реализации продукции – предприятий, реализующих швейные изделия гораздо больше и выбор товаров (униформа, спецодежда) у них значительно выше;

- степень государственного регулирования – ФЗ «О защите прав потребителей», ГК РФ в части исполнения хозяйственных обязательств и др;

- условия реализации товаров: 40% продукции ООО «Восток +» реализуется через собственную розничную сеть покупателям – физическим лицам за наличный расчет с применением контрольно-кассовых машин; 60% товаров, выпускаемых ООО «Восток +» реализуется оптовым покупателям, организациям, учреждениям по безналичному расчету. Договорами купли-продажи предусмотрена рассрочка платежа (14 дней).

3. Способствующие факторы со стороны государства – социальная направленность государственной политики. Противодействующие факторы – достаточно низкий уровень доходов населения.

4. Субъективные ценности и принципы  со стороны:

- менеджеров - создание  безопасных условий труда для работников, предоставление потребителям широкого спектра работ, услуг и товаров, производимых обществом.

- персонала – высокий уровень  доходов, безопасность труда,  социальные гарантии, повышение  престижа работы.

5. Проанализировав полученную в  ходе настоящего исследования информацию, можно утверждать, что миссия предприятия ООО «Восток +» может быть разработана и приемлема для всех участников предприятия (собственника, руководства, работников).

Развернутая форма миссии:

- потребитель получить качественную, дешевую продукцию, которая будет отвечать современным требованиям (в т.ч. моды);

- партнерами ООО «Восток + » могут выступить швейные учебно-производственные комбинаты (подготовка кадров) и модельные агентства, дизайнеры, стилисты (соответствие продукции вкусам не только старшего поколения, но и молодежи);

- отношения с конкурентами-товаропроизводителями  – акцентирование на качестве  и цене собственной продукции,  с конкурентами-продавцами –  предложение к реализации собственной  продукции;

- собственник получит повышение рентабельности предприятия, рост выручки, а соответственно прибыли, следовательно более высокий уровень заработной платы работников;

- менеджеры получат расширение  рынков сбыта, развитие предприятия,  возможность собственного профессионального  роста, при замене оборудования на новое – повышение безопасности производства и увеличение выпуска продукции, снижение затрат на производство;

- персонал получит более высокую  заработную плату, безопасные  условия труда, повышение престижности  профессии.

- общество в целом может получить вполне конкурентоспособное предприятие, производящее качественную и дешевую, востребованную продукцию, с перспективой выхода на российский и зарубежный рынок.

Лозунговый вариант миссии –  «Гигиенично, дешево, надежно, практично».

Разработка общекорпоративных  целей (рис. 7). Приоритеты и цели предприятия  должны учитывать интересы не только высшего руководства, но и персонала  в целом – более того, эти  приоритеты должны восприниматься персоналом, как и личные приоритеты.

 

   

Стабильное развитие предприятия

   

Рыночные цели

Производственные цели

Организационные

Разработка фирменного стиля

Проведение рекламных  компаний

Разработка новых моделей

Выпуск товаров для  молодежи и детей

Рост объема производства и реализации продукции на 30-40%

Повышение рентабельности продукции 5-7%

Инвестирование средств  в акции высокодоходных предприятий

Долгосрочные финансовые вложения в строительство жилья  для работников

Развитие собственной  розничной сети (открытие до 5 новых  точек)

Подготовка новых кадров, договор с ПТУ 5

Контроль и анализ ФСП, оборачиваемости активов

Проведение регулярных маркетинговых исследований


Рисунок 7. Дерево целей ООО «Восток +»

Рыночные цели являются краткосрочными и должны быть реализованы в течение 1 года. Производственные цели, связанные с ростом показателей хозяйственно-экономической деятельности также являются краткосрочными, развитие собственной розничной торговой сети – среднесрочная, цели, связанные с инвестированием и строительством жилья – долгосрочные. Организационные цели – среднесрочные.

Нужно иметь в виду, что выработка  действенной стратегии возможна лишь при наличии определенных условий: постоянное отслеживание (мониторинг) рыночной ситуации и пополнение информационной базы; наличие людей, способных разработать  и реализовать стратегию на практике.

Определим количество стратегических зон хозяйствования по формуле:

 

NСЗХ = Mпотребн. Kтехнол. Lтипклиен. Sгеографпотреб.

где NСЗХ - количество стратегических зон хозяйствования;

Mпотребн. - количество потребностей = 1 – стабильный рост предприятия;

Kтехнол. – количество технологий = 2 типа технологии производства;

Lтипклиен. – количество типов клиентов = 2 типа клиентов (розничные покупатели – физические лица и юридические лица - организации, учреждения, оптовые покупатели);

Sгеографпотреб. – количество географических рынков = 3 географических рынка (город, область, регион).

В случае ООО «Восток +»: NСЗХ = 1 2 2 3 = 12. Выбор эталонной и конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется путем анализа ресурсов, рисков и времени (табл. 9).

 

Таблица 9. Выбор стратегической альтернативы.

Стратегическая альтернатива

Условия применения

Ограниченный рост или  стабильное развитие

Применяется при условии  стабильной технологии и удовлетворенности  организацией своим положением. Следовательно  ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества.

Рост

Используется при условии  высокой динамики развития и быстро изменяющихся технологий

Сокращение

Характерно для организаций, в которых цели устанавливаются  «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют тенденцию  к снижению.

Сочетание

Характерна для многоотраслевых  компаний


 

Данные таблицы 9 еще  раз подтверждают правильность выводов исследования ООО «Восток +» и выбранной цели деятельности предприятия - «стабильное развитие». Сведем выбранные стратегии для продукции ООО «Восток +» в формат табл. 10.

 

Таблица 10. Альтернативные стратегии ООО «Восток +»

Продукт/бизнес

Стратегическая альтернатива

Эталонная стратегия

Конкурентная стратегия

Спецодежда, униформа

Ограниченный рост

Усиление позиций на рынке

Лидерство в области  затрат

Постельные принадлежности

Рост

Развитие рынка

Стратегия дифференциации

Предметы белья, одежды

Рост

Развитие рынка

Стратегия дифференциации


 

Стратегия лидерства  по издержкам не совсем подходит для ООО «Восток +», у предприятия и так достаточно невысокая себестоимость изделий. А стратегия дифференциации означает, что необходимо чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации является уникальность, которая ценится покупателями (для товаров предприятия это: отечественное производство, натуральное сырье, низкие цены, хорошее качество). Стратегия дифференциации для предприятия ООО «Восток +» подразумевает:

- ориентацию на самый  широкий круг потребителей;

- предложение за дополнительное  вознаграждение вносить индивидуальные  изменения (использование других  видов тканей, расцветок, стиля);

- введение дополнительных видов продукции, увеличивающих возможность выбора покупателем (парео, детские косынки и панамки, пижамы для взрослых и детей, хозяйственные перчатки, «бабушкино лоскутное одеяло» и т.д., причем для производства многих из новых товаров можно использовать остатки ткани после раскроя);

- целенаправленная рекламная компания для создания системы ценностей у конечного потребителя, реклама строительства собственного жилья, повышение имиджа и престижа предприятия среди населения;

- создание качеств  товара, привлекающих потребителя: новая цветовая гамма

Маркетинговая стратегия  организации представляет собой  программу действий по изучению и  обработке рынка. Разработаем комплекс маркетинга 5-Р (план-маркетинг) по каждой рассматриваемой группе товаров  ООО «Восток +» (таблица 11 приложений). Составим финансовый план на осуществление намеченных маркетинговых мероприятий (таблица 12).

 

 

Таблица 12. Ориентировочные затраты на реализацию маркетинговой стратегии (в течение года)

Затраты

Сумма (ориентировочно)

НИОКР – замена старого оборудования

До 250000 руб.

Дистрибьюция

-----

Реклама (в т.ч. разработка фирменного стиля)

Не более 100000 руб. возможность  оказания рекламных услуг по бартеру  или в качестве спонсорской помощи, за счет собственной полиграфии

Продвижение

Не более 24000 на организацию выставочных стендов, скидки.

Public relations

Не более 36000 руб. (продукция  по себестоимости в качестве призов, сувениров)

Заработная плата

Не более 24000 руб. или  процент участия в прибыли  предприятия, от внедрения разработок - выплаты дизайнерам, модельерам, технологам, маркетологам

Итого

434000 руб.


 

По данным таблицы 12 заслуживают  внимания два факта:

- общая сумма затрат  на реализацию маркетинговой  стратегии ниже суммы чистой  прибыли, полученной ООО «Восток +» за 2010 г., к тому же прибыль 2010 г. была самой маленькой из финансовых результатов прошедших 3-х лет, т.е. предприятие вполне может позволить себе такие затраты в отчетном 2011 г., не понеся при этом убытков.

- 57,6% от суммы затрат  составляют затраты на модернизацию оборудования.

Финансовая стратегия  предприятия представляет собой набор конкретных действий по управлению финансовыми результатами и обеспечению организации финансовыми ресурсами. Система целей финансовой стратегии должна логически вытекать из основных стратегических целей 1-го уровня, учитывать маркетинговую и производственные стратегии и формировать свою особую финансовую ветвь общего дерева стратегических целей организации. Специфика финансовой стратегии заключается в том, что с одной стороны, она является функциональной стратегией, а с другой - объединяет все иные функциональные стратегии и описывает их через «универсальный язык бизнеса» - деньги, показывая таким образом, каких финансовых результатов достигнет организация при следовании разработанным функциональным стратегиям. В рамках управления финансовыми результатами требуется

1) разработать бюджет  движения денежных средств;

2) определить размер  чистого денежного дохода (табл. 13).

 

Таблица 13. Ориентировочные затраты на реализацию финансовой стратегии

Бизнесы (СЗХ)

Количественные показатели

Приток денежных средств  с учетом эластичности спроса, темпа  прироста отрасли и доли рынка  по бизнесам (СЗХ)

МО

0,3 38344 = 11503 тыс. руб.

Народное хозяйство

1,11 38344 = 42512 тыс. руб.

Итого ПДП

54015 тыс. руб.

Отток денежных средств, в т.ч. на маркетинг расширение/модернизацию производства/управление персоналом

Маркетинг

1,11 4268+160=4898

Производство

1,11 24116+250=27019

Персонал

1,11 9482+24=10549

Итого ОДП

42466

ЧДП

11549 тыс. руб.

Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации