Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – показать, что стратегическое планирование и как один из его инструментов – выделение стратегических зон хозяйствования, является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обобщить и систематизировать результаты исследования проблемы, содержащиеся в литературе;
приобрести навыки обработки фактического материала;
Введение ...…… …………………………………….……………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегических зон хозяйствования….….…………………….………..................................6
Глава 2. Исследование формирования стратегических зон хозяйствования предприятия ООО «Восток +»......................................21
Глава 3. Разработка конкурентных стратегий ООО «Восток +» с учетом групп стратегического влияния...................................................31
Заключение……………………………………………………………….41
Список использованной литературы ………….………………..…...…43
Приложения……………………………………………………………….44
- тип рынка – конкурентный;
- динамика рынка: спрос на швейную продукции (униформа, спецодежда, постельные принадлежности) практически не меняется, но меняются предпочтения покупателей, на которые большое влияние оказывают тенденции моды (особенно в плане цветовой гаммы и сочетания цветов);
- степень деловой активности ООО «Восток +» ниже, чем у основных конкурентов, предприятие ориентировано на среднего потребителя и не стремиться расширить сферу влияния;
- сила и размах конкурентной
борьбы: в производственном плане
основные конкуренты ООО «Восто
- степень государственного регул
- условия реализации товаров: 40% продукции ООО «Восток +» реализуется через собственную розничную сеть покупателям – физическим лицам за наличный расчет с применением контрольно-кассовых машин; 60% товаров, выпускаемых ООО «Восток +» реализуется оптовым покупателям, организациям, учреждениям по безналичному расчету. Договорами купли-продажи предусмотрена рассрочка платежа (14 дней).
3. Способствующие факторы со стороны государства – социальная направленность государственной политики. Противодействующие факторы – достаточно низкий уровень доходов населения.
4. Субъективные ценности и
- менеджеров - создание
безопасных условий труда для р
- персонала – высокий уровень доходов, безопасность труда, социальные гарантии, повышение престижа работы.
5. Проанализировав полученную в ходе настоящего исследования информацию, можно утверждать, что миссия предприятия ООО «Восток +» может быть разработана и приемлема для всех участников предприятия (собственника, руководства, работников).
Развернутая форма миссии:
- потребитель получить
- партнерами ООО «Восток + » могут выступить швейные учебно-производственные комбинаты (подготовка кадров) и модельные агентства, дизайнеры, стилисты (соответствие продукции вкусам не только старшего поколения, но и молодежи);
- отношения с конкурентами-
- собственник получит повышение рентабельности предприятия, рост выручки, а соответственно прибыли, следовательно более высокий уровень заработной платы работников;
- менеджеры получат расширение
рынков сбыта, развитие
- персонал получит более
- общество в целом может получить вполне конкурентоспособное предприятие, производящее качественную и дешевую, востребованную продукцию, с перспективой выхода на российский и зарубежный рынок.
Лозунговый вариант миссии – «Гигиенично, дешево, надежно, практично».
Разработка общекорпоративных целей (рис. 7). Приоритеты и цели предприятия должны учитывать интересы не только высшего руководства, но и персонала в целом – более того, эти приоритеты должны восприниматься персоналом, как и личные приоритеты.
Стабильное развитие предприятия |
|||||||||||
Рыночные цели |
Производственные цели |
Организационные | |||||||||
Разработка фирменного стиля |
Проведение рекламных компаний |
Разработка новых моделей |
Выпуск товаров для молодежи и детей |
Рост объема производства и реализации продукции на 30-40% |
Повышение рентабельности продукции 5-7% |
Инвестирование средств в акции высокодоходных предприятий |
Долгосрочные финансовые вложения в строительство жилья для работников |
Развитие собственной розничной сети (открытие до 5 новых точек) |
Подготовка новых кадров, договор с ПТУ 5 |
Контроль и анализ ФСП, оборачиваемости активов |
Проведение регулярных маркетинговых исследований |
Рисунок 7. Дерево целей ООО «Восток +»
Рыночные цели являются краткосрочными и должны быть реализованы в течение 1 года. Производственные цели, связанные с ростом показателей хозяйственно-экономической деятельности также являются краткосрочными, развитие собственной розничной торговой сети – среднесрочная, цели, связанные с инвестированием и строительством жилья – долгосрочные. Организационные цели – среднесрочные.
Нужно иметь в виду, что выработка действенной стратегии возможна лишь при наличии определенных условий: постоянное отслеживание (мониторинг) рыночной ситуации и пополнение информационной базы; наличие людей, способных разработать и реализовать стратегию на практике.
Определим количество стратегических зон хозяйствования по формуле:
NСЗХ = Mпотребн. Kтехнол. Lтипклиен. Sгеографпотреб.
где NСЗХ - количество стратегических зон хозяйствования;
Mпотребн. - количество потребностей = 1 – стабильный рост предприятия;
Kтехнол. – количество технологий = 2 типа технологии производства;
Lтипклиен. – количество типов клиентов = 2 типа клиентов (розничные покупатели – физические лица и юридические лица - организации, учреждения, оптовые покупатели);
Sгеографпотреб. – количество географических рынков = 3 географических рынка (город, область, регион).
В случае ООО «Восток +»: NСЗХ = 1 2 2 3 = 12. Выбор эталонной и конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется путем анализа ресурсов, рисков и времени (табл. 9).
Таблица 9. Выбор стратегической альтернативы.
Стратегическая альтернатива |
Условия применения |
Ограниченный рост или стабильное развитие |
Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества. |
Рост |
Используется при условии высокой динамики развития и быстро изменяющихся технологий |
Сокращение |
Характерно для организаций, в которых цели устанавливаются «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют тенденцию к снижению. |
Сочетание |
Характерна для |
Данные таблицы 9 еще раз подтверждают правильность выводов исследования ООО «Восток +» и выбранной цели деятельности предприятия - «стабильное развитие». Сведем выбранные стратегии для продукции ООО «Восток +» в формат табл. 10.
Таблица 10. Альтернативные стратегии ООО «Восток +»
Продукт/бизнес |
Стратегическая альтернатива |
Эталонная стратегия |
Конкурентная стратегия |
Спецодежда, униформа |
Ограниченный рост |
Усиление позиций на рынке |
Лидерство в области затрат |
Постельные принадлежности |
Рост |
Развитие рынка |
Стратегия дифференциации |
Предметы белья, одежды |
Рост |
Развитие рынка |
Стратегия дифференциации |
Стратегия лидерства по издержкам не совсем подходит для ООО «Восток +», у предприятия и так достаточно невысокая себестоимость изделий. А стратегия дифференциации означает, что необходимо чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации является уникальность, которая ценится покупателями (для товаров предприятия это: отечественное производство, натуральное сырье, низкие цены, хорошее качество). Стратегия дифференциации для предприятия ООО «Восток +» подразумевает:
- ориентацию на самый широкий круг потребителей;
- предложение за дополнительное
вознаграждение вносить
- введение дополнительных видов продукции, увеличивающих возможность выбора покупателем (парео, детские косынки и панамки, пижамы для взрослых и детей, хозяйственные перчатки, «бабушкино лоскутное одеяло» и т.д., причем для производства многих из новых товаров можно использовать остатки ткани после раскроя);
- целенаправленная рекламная компания для создания системы ценностей у конечного потребителя, реклама строительства собственного жилья, повышение имиджа и престижа предприятия среди населения;
- создание качеств товара, привлекающих потребителя: новая цветовая гамма
Маркетинговая стратегия организации представляет собой программу действий по изучению и обработке рынка. Разработаем комплекс маркетинга 5-Р (план-маркетинг) по каждой рассматриваемой группе товаров ООО «Восток +» (таблица 11 приложений). Составим финансовый план на осуществление намеченных маркетинговых мероприятий (таблица 12).
Таблица 12. Ориентировочные затраты на реализацию маркетинговой стратегии (в течение года)
Затраты |
Сумма (ориентировочно) |
НИОКР – замена старого оборудования |
До 250000 руб. |
Дистрибьюция |
----- |
Реклама (в т.ч. разработка фирменного стиля) |
Не более 100000 руб. возможность оказания рекламных услуг по бартеру или в качестве спонсорской помощи, за счет собственной полиграфии |
Продвижение |
Не более 24000 на организацию выставочных стендов, скидки. |
Public relations |
Не более 36000 руб. (продукция по себестоимости в качестве призов, сувениров) |
Заработная плата |
Не более 24000 руб. или процент участия в прибыли предприятия, от внедрения разработок - выплаты дизайнерам, модельерам, технологам, маркетологам |
Итого |
434000 руб. |
По данным таблицы 12 заслуживают внимания два факта:
- общая сумма затрат на реализацию маркетинговой стратегии ниже суммы чистой прибыли, полученной ООО «Восток +» за 2010 г., к тому же прибыль 2010 г. была самой маленькой из финансовых результатов прошедших 3-х лет, т.е. предприятие вполне может позволить себе такие затраты в отчетном 2011 г., не понеся при этом убытков.
- 57,6% от суммы затрат
составляют затраты на
Финансовая стратегия предприятия представляет собой набор конкретных действий по управлению финансовыми результатами и обеспечению организации финансовыми ресурсами. Система целей финансовой стратегии должна логически вытекать из основных стратегических целей 1-го уровня, учитывать маркетинговую и производственные стратегии и формировать свою особую финансовую ветвь общего дерева стратегических целей организации. Специфика финансовой стратегии заключается в том, что с одной стороны, она является функциональной стратегией, а с другой - объединяет все иные функциональные стратегии и описывает их через «универсальный язык бизнеса» - деньги, показывая таким образом, каких финансовых результатов достигнет организация при следовании разработанным функциональным стратегиям. В рамках управления финансовыми результатами требуется
1) разработать бюджет движения денежных средств;
2) определить размер чистого денежного дохода (табл. 13).
Таблица 13. Ориентировочные затраты на реализацию финансовой стратегии
Бизнесы (СЗХ) |
Количественные показатели |
Приток денежных средств с учетом эластичности спроса, темпа прироста отрасли и доли рынка по бизнесам (СЗХ) | |
МО |
0,3 38344 = 11503 тыс. руб. |
Народное хозяйство |
1,11 38344 = 42512 тыс. руб. |
Итого ПДП |
54015 тыс. руб. |
Отток денежных средств,
в т.ч. на маркетинг расширение/ | |
Маркетинг |
1,11 4268+160=4898 |
Производство |
1,11 24116+250=27019 |
Персонал |
1,11 9482+24=10549 |
Итого ОДП |
42466 |
ЧДП |
11549 тыс. руб. |
Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации