Порядок формирования целей организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение целей, порядка их формирования и реализации в организации. В соответствии с поставленными целями предстоит решить ряд задач:
- Изучение понятия и сущности целей организации;
- Изучение классификации целей организации;
- Исследование процесса выработки целей организации;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения целей организации…….. 4
1.1. Понятие и сущность целей организации………………………4
1.2. Классификация целей организации……………………………7
Глава 2. Порядок формирования целей организации……………….10
2.1. Процесс выработки целей………………………………………10
2.2. Метод целеобразования "Дерево целей"………………………13
Глава 3. Реализация целей организации……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Цели организации.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………… 3     

Глава 1. Теоретические основы изучения целей организации…….. 4 

1.1. Понятие и сущность целей организации………………………4

1.2. Классификация целей организации……………………………7

 

Глава 2. Порядок формирования целей организации……………….10 

          2.1. Процесс выработки целей………………………………………10

2.2. Метод целеобразования "Дерево целей"………………………13

 

Глава 3. Реализация целей организации……………………………….22 

 

Заключение…………………………………………………………………26

 

Список литературы………………………………………………………..27

 

Приложения………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Организация - это сложная система, в которой люди, ресурсы, технологии объединены таким образом, чтобы их совместная деятельность обеспечивала решение определенных задач, стоящих перед ней. Управлять такой системой непросто, необходимо установить цели, определяющие, в каком направлении будет двигаться и развиваться вся организация.

Миссия — создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, основных задачах.1 За миссией стоит ряд целей, которые, в свою очередь, делятся на подцели, и в итоге перед каждым сотрудником организации ставится задача, направленная на достижение главных целей и миссии.

Таким образом, тема данной работы является актуальной, особенно в современных условиях, при которых постановка целей и их всестороннее обоснование является ключевым начальным моментом процесса управления. От достижения или не достижения поставленных целей зависит дальнейший успех организации.

Целью данной курсовой работы является изучение целей, порядка их формирования и реализации в организации. В соответствии с поставленными целями предстоит решить ряд задач:

- Изучение  понятия и сущности целей организации;

- Изучение  классификации целей организации;

- Исследование  процесса выработки целей организации;

- Рассмотрение методов целеобразования

- Рассмотрение  процесса реализации целей организации

Объектом исследования являются цели современной компании, предметом исследования являются особенности формирования и основные этапы выработки целей компании, а также пути их реализации.

Глава 1. Теоретические основы изучения целей организации

1.1. Понятие и сущность целей  организации

 

Постановка целей жизненно важна для любой организации. Цели - это исходная точка планирования, а значит, на них базируются системы организации, мотивации и контроля за результатами фирмы. В экономической литературе приведены следующие определения цели:

  • Цели – это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.2
  • Цели – это четко выраженная причина существования организации.3
  • Цель – предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды.4
  • Цели – это идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации.5
  • Цели – это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы.6

 

Главные моменты постановки целей заключаются в том, что они:

-обеспечивают  ясное представление о намерениях  организации и определяют в  каких направлениях деятельности  участвуют сотрудники;

-создают  рабочую атмосферу, позволяя людям  понять, каких принципов и ценностей  придерживается организация;

-служат  основой для определения стратегии  и политики; каждый член организации  должен нести ответственность  за свою работу, внося тем самым  вклад в общее дело достижения успеха организации;

-лежат  в основе принятия любого делового  решения.

 

Существуют определенные требования, предъявляемые к целям:

1) Цели  должны быть достижимыми. Это  не значит, что нужно ставить  исключительно лёгкие цели, но  они также не должны быть  непосильными для выполнения. Чересчур сложная цель демотивирует работника, так как он заведомо понимает, что не сможет выполнить поставленные задачи, а это отрицательно сказывается на деятельности организации.

2) Цели  должны быть измеримыми. Это значит, что нужно таким образом ставить  цель, чтобы её можно было количественно  измерить. Таким образом оценивается, достигнута цель или нет. Неизмеримые цели затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты. 

3) Цели  должны быть конкретными, то есть, однозначными. Цель должна чётко  определять, в каком направлении  движется и развивается организация, что должно получится в результате  деятельности, в какие сроки цель  должна быть достигнута. Более  конкретная цель легче для  достижения, все сотрудники организации  понимают её, а значит, знают, что  от них требуется.

4) Цель  должна быть гибкими. Это значит, что даже после постановки  цели должна оставаться возможность  скорректировать её в соответствии  с внешними изменениями. Это требование  особенно важно в современных  условиях динамичного развития  самой организации и её окружения (конкурентов, поставщиков, клиентов).

5) Цели должны быть совместимыми, то есть, внешние и внутренние цели, краткосрочные и долгосрочные не должны друг другу противоречить. Взаимосвязанные, согласованные цели - залог успеха всего предприятия.

 

  Можно  выделить некоторые наиболее  важные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:

· положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

· производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

· финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

· мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

· разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;

· человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;

· работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

· оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.7

  Задача руководителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы учитывая всё вышеизложенное,  ответить на три главных вопроса: на каком уровне мы находимся в настоящий момент, куда мы хотим двигаться и как мы собираемся это делать. Руководитель должен оценить состояние организации, рассматривая её сильные и слабые стороны, предусмотреть угрозу со стороны внешнего окружения, определить направление развития организации и решить, что в общих чертах должны делать все члены организации для её успешного функционирования и достижения поставленных целей. Это и есть основа целеобразования и планирования в организации, ан которую в дальнейшем будут опираться все управленческие решения.

1.2. Классификация целей организации

 

Для упорядочения разнообразия целей применяют классификации целей по определенным критериям.

1) По уровням:

– низший уровень (объективная целесообразность)

– высший уровень (направленность технических и организационных структур на достижение высших социальных целей)

2) По источникам

– заданные извне

– сформированные внутри организации

3) По комплексности

– простые

– сложные (разбиваются на подцели)

4) По степени важности

– миссия (основная цель организации, смысл ее существования; имеет общественный характер)

– генеральные (внутриорганизационные, связанные с получением прибыли; с миссией не совпадает)

– стратегические (определение в общем виде того, какой организация хочет стать в будущем)

– тактические (тактические цели менее глобальны, чем стратегические, и имеют меньший срок для достижения. Они определяют, что должны делать крупные подразделения организации для выполнения стратегического плана)

– оперативные (конкретные результаты, ожидаемые от отделов, рабочих групп и сотрудников)

5) По фактору времени (горизонту планирования)

– долгосрочные (свыше 5 лет)

– среднесрочные (1-5 лет)

 

– краткосрочные (до года)

6) По содержанию:

– личные (связаны с повседневной жизнедеятельностью людей)

– институциональные (цели производственно-хозяйственной деятельности):

а) технологические (внедрение новых технологий, в частности, информационных; автоматизация производства и управления)

б) производственные (выпуск определенной продукции нужного качества, в нужном объеме, в поставленные сроки, с использованием определенных ресурсов, с определенными затратами)

в) административные (по управляемости, коммуникациям)

г) маркетинговые (сбыт и продвижение товаров/услуг)

д) научно-технические (совершенствование и разработка продукции, технологии, качества)

е) социальные (по персоналу)

7) По приоритетности:

– необходимые (главные цели организации, определяющие направление её деятельности)

– желательные

– возможные

8) По направленности:

– на конечный результат (например, выпуск определенного объема продукции)

– на осуществление деятельности (например, совершенствование технологии)

– на достижение определенного состояния (например, приобретение новой профессии)

9) По особенностям взаимодействия:

– безразличные друг к другу (индифферентные)

– конкурирующие

– дополняющие друг друга

– исключающие друг друга (антагонистические)

– совпадающие (идентичные)

10) По степени обязательности:

– цели-задания (непосредственные и выполнимые задачи сотрудников организации)

– цели-ориентиры (показывающие, в каком направлении двигаться, но далёкие для достижения. Такие цели показывают идеализированный результат деятельности организации)

11) По степени реальности:

– действительные (развивающие)

– мнимые (приводят к банкротству, умиранию системы)8

 

Такая классификация помогает практическому использованию целей при функционировании организации, а также совершенствованию процесса управления в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок формирования целей организации

2.1. Процесс выработки целей

 

    Процесс выработки целей состоит из двух больших этапов, это определение миссии организации и собственно целей. В зависимости от организации этот процесс может проходить как централизованно, так и децентрализовано. При централизованной постановке цели формируются исключительно высшим руководством, однако для других уровней управления такие цели могут оказаться навязанными, что зачастую приводит к разногласиям, непониманию и конфликтам. При децентрализованной постановке отделы компании выдвигают свои цели, а руководство на их основе формулирует общую цель компании. В идеале постановка целей должна происходить с участием как высшего руководства, так и управляющих отделами. Такой процесс целеполагания называется диалоговым.

  Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении; установление целей для организации в целом; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей. 9

 

1) Первая фаза.

  Влияние  внешней окружающей среды воздействует как на установление миссии организации, так и на цели. В первой главе данной работы разбирался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы в соответствии с происходящими в окружающей среде изменениями цели можно было корректировать. Но постоянно рассчитывать на то, что цели можно при необходимости переделать, неправильно. Грамотное руководство ещё на этапе формирования целей должно пытаться предвидеть, в каком состоянии окажется среда спустя некоторое время, то есть, должно подключаться прогнозирование. Для этого очень важно выявлять тенденции, которые характерны для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Естественно, предусмотреть все возможные исходы нереально, особенно учитывая тот факт, что зачастую происходящие изменения не вытекают из прогнозируемых событий. Это значит, что необходимо быть готовыми к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который может бросить среда, то есть, необходимо формулировать цели так, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Информация о работе Порядок формирования целей организации