Формирование стратегических зон хозяйствования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы – показать, что стратегическое планирование и как один из его инструментов – выделение стратегических зон хозяйствования, является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обобщить и систематизировать результаты исследования проблемы, содержащиеся в литературе;
приобрести навыки обработки фактического материала;

Оглавление

Введение ...…… …………………………………….……………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования стратегических зон хозяйствования….….…………………….………..................................6

Глава 2. Исследование формирования стратегических зон хозяйствования предприятия ООО «Восток +»......................................21

Глава 3. Разработка конкурентных стратегий ООО «Восток +» с учетом групп стратегического влияния...................................................31

Заключение……………………………………………………………….41

Список использованной литературы ………….………………..…...…43

Приложения……………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 

Все выпускаемые товары сертифицированы и соответствуют ГОСТам. Продукция предприятия проходит контроль ОТК, аттестован технический процесс производства, осуществляется приемочный контроль качества продукции. Используемые сырье и материалы для производства – отечественного производства.

Деятельность отдела маркетинга, как комплекса мер  по изучению всех вопросов, связанных  с процессом реализации продукции: исследование продукции, услуг; анализ объема товарооборота предприятия, комплексное изучение рынка, форм и  каналов товародвижения; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров; выявление неудовлетворенного спроса, изучение каналов и способов стимулирование сбыта, при качестве и должной цене позволяют конкурировать с дешевым привозным товаром.

Среда внешнего воздействия  – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем –  макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия  – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рисунок 6).

 

   

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

   
                 

Факторы косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия

Политические и правовые

Экономические

Социальные

Технологические и технические

Экологические

Поставщики

Покупатели

Конкуренты

Профсоюзы


Рисунок 6. Внешняя среда организации

 

Анализ внешней среды косвенного воздействия проведем с помощью PESTE-анализа (таб. 3 приложений). Оценку произведем по критериям:

- оценка важности фактора для  отрасли (Х): 3 – большое значение, 2 – умеренное влияние; 1 – слабое  значение.

- оценка влияния на организацию  (Y): 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние; 0 – отсутствие влияния.

- оценка направленности влияния  (Z): 1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность (угроза).

Для анализа выберем те факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние: открывают дополнительные возможности или несут потенциальную  угрозу. Области значения влияний  макросреды: (-441;-147) – неблагоприятное; (-147;147) – нейтральной; (147;441) – благоприятное.

Политические факторы: несомненно предприятие ООО «Восток +» зависит от законодательства и экономической политики государства, Международные отношения - несомненно предприятие должно использовать возможности для расширения рынков сбыта (например страны Ближнего зарубежья).

Экономические факторы: уровень доходов населения не достаточно высок, поэтому покупательная  способность достаточно низкая, хотя продукции предприятие ООО «Восток +» отдается предпочтение по сравнению с другими производителями (отечественными и зарубежными).

Социально- культурные факторы: в случае ООО «Восток +» на его деятельность оказывают влияние: культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране. Старшее поколение нашего города привыкло пользоваться продукцией предприятия, их привлекают качество и цена товаров. Для молодого поколения выпускаются новые виды продукции (например, спецодежда).

Научно- технический прогресс оказывает значительное влияние на предприятие ООО «Восток +»: внедрение новых ресурсосберегающих технологий способствует снижению издержек; ужесточение требований безопасности способствует уменьшению травматизма на производстве (в т.ч. и страховых выплат).

Экологические факторы  влияют на деятельность предприятия  достаточно опосредованно. Наиболее сильное  влияние оказывают климатические  условия – от них в достаточной  мере зависит спрос на ту или иную продукцию предприятия. Ресурсы  также достаточно сильно влияют на деятельность предприятия.

В целом влияние косвенного воздействия внешней среды попадает в область значений (-147;147), т.е. оказывает  нейтральное влияние.

Анализ прямого воздействия  внешней среды характеризует  отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель 5 сил Портера, которая включает следующие факторы: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция); сила влияния поставщика; конкурентная сила покупателей продукта; сила потенциальных производителей аналогичной продукции; сила производителей товаров-заменителей. Для обобщения результатов анализа составим таб. 4 (см. приложения), где: 3 - хороший показатель; 2 - средний показатель; 1 - удовлетворительный.

Для обобщения результатов  анализа внешней среды ближнего окружения составим таблицу 5 (см. приложения).

Главный конкурент ООО «Восток +» - «Мир спецодежды» выпускает продукцию не такого широкого ассортимента как исследуемое предприятие, но за счет налаженной сбытовой политики и более современного оборудования занимает достаточно большую долю рынка. Все остальные предприятия конкуренты, в основном, являются торговыми, а не производственными предприятиями и даже реализуют продукцию ООО «Восток +». Основные конкуренты ООО «Восток +» – «Мир спецодежды»; ООО «Компания базис», «Униформкомплект», ООО «СКС», ООО «Прометей»; ООО «Авента»; ООО «Серафима». Цены на продукцию в этих фирмах значительно выше, не все из них являются производственными предприятиями и выпускают продукцию такого широкого ассортимента как ООО «Восток +», но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, свои розничные отделы и магазины, выпускаемая продукция некоторыми из них более современна и соответствует вкусам потребителей, особенно молодежи.

Основными поставщиками по ткани в ООО «Восток +» являются ООО ТД «Тим», ООО «Артстолица», ЗАО «Серпуховский текстиль», ООО «Полимеринвест», ООО «Рустек»,ООО «Ивановские ситцы», ООО «Вышневолоцкий текстиль». Также поставляют нитки - ИП Лукьянова, пакеты - ООО «Альфа-Россия», пуговицы - ООО ТД «Веллтекс».

Потребители – население, организации и фирмы:

- различные учреждения: Детская клиническая больница №2, Детская клиническая больница № 3, Детская стоматологическая поликлиника №1;

- организации - УВД Дзержинского района, Профучилище №10 и многие другие.

В целом влияние прямого  воздействия внешней среды попадает в область значений (15;45), т.е. оказывает благоприятное влияние.

Внутреннюю среду ООО «Восток +» исследуем с использованием SNW-анализа – усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон по сравнению со средневзвешенным рыночным состоянием:

Основными технико-экономическими показателями организации ООО «Восток +» являются: отпускаемая ею товарная, швейная и типографская продукция, а также НСО (нормативная стоимость обработки). Проанализировав эти показатели можно сказать, что с каждым годом наблюдается их рост. Следует отметить, что предприятие ООО «Восток +» достаточно уникально на рынке швейной продукции:

- выпускаемая швейная  продукция не требует сложного  технологического процесса и  индивидуальных характеристик (производство  носит массовый характер), оборудование не сложное и не энергоемкое;

- ассортимент выпускаемой  продукции носит широкий потребительский  характер (постельное белье, спецодежда, халаты, трусы и т.д.);

- отпускные цены на  продукцию ООО «Восток +» не высокие по сравнению с другими производителями и продавцами из-за низкой себестоимости (дешевые, но натуральные материалы – ситец, сатин)

Также положительно влияет на формирование покупательского спроса тот факт, что все изделия изготавливаются  согласно ГОСТов и проходят различные  виды контроля качества (ОТК).

Как отрицательный факт стоит отметить некомпетентность руководства предприятия, экономических служб, отдела маркетинга при организации сбытовой политики. Практически не развита реклама  продукции, оплата покупателями (юридическими лицами) производится хотя и полностью, но сроки оплаты не всегда соответствуют условиям договоров купли-продажи и обычаям делового оборота, а нередко превышают установленные 14 дней для оплаты товаров.

Некомпетентность руководства  проявляется и в отсутствии на предприятии инвестиционной и финансовой деятельности, свободные денежные средства не приносят дополнительный доход (получаемый при вложении их в различные проекты, ценные бумаги и т.д.), а наоборот изымаются из оборота в виде дебиторской задолженности и сверхнормативных запасов сырья и материалов.

Предприятие ООО «Восток +» и сейчас работает «по старинке», существует «при командно-административной и распределительной системе отношений», выпуск рекламных календариков на 2011 г. и использование тканей современных расцветок выглядят как «отмашка на требования рынка – мы тоже рекламируем». Реклама должна работать, это такое же вложение денег, как и на депозит. Маркетинговая служба не предпринимает никаких действий для анализа рынка, их позиция «продается товар, и ладно». Низкий уровень образования работников, в т.ч. и руководства, отсутствие возможности повышения квалификации, неспособность руководства перестроится на рыночные отношения приводят к тому, что продукция покупается только за счет низких цен, а между тем все показатели эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия имеют тенденцию к уменьшению. С 2010 г. в моду вошли расцветки тканей типа «хаки» и «камуфляж», за счет этого выиграли основные конкуренты «Восток +», а предприятие, естественно, снизило розничные обороты. Неспособность перестроиться к меняющимся условиям рынка, считаю основным недостатком руководства предприятия.

В то же время, как положительный  факт, следует отметить, что предприятие  сохраняет свое место на рынке, обеспечивает высокую социальную защищенность своим работникам, вполне кредитоспособно и, самое главное, у предприятия ООО «Восток +» есть резервы роста и повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности.

Анализ внутренней среды  осуществляется по таким направлениям, как менеджмент, маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал. Результаты анализа представим в таблице 6 приложений. Мониторинг внешней и внутренней среды дает возможность структурировать информацию, так или иначе связанную с деятельностью.

В дополнение к таким  фундаментальным методам, как системный  анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа - оперативный диагностический анализ предприятия и его среды. Построим матрицу SWOT-анализа предприятия ООО «Восток +» (таб. 7, 8 приложений). В результате SWOT-анализа получился необходимый материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия ООО «Восток +» с учётом выявленных возможностей и угроз.

Как видно из таблицы 8, предприятие имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих его от конкурентов. Самые главные из них – низкая стоимость ресурсов и доверие покупателя, полученное благодаря качеству продукции и низким ценам. Также предприятие ООО «Восток +» обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению позиции фирмы на рынке – расширение ассортимента, увеличение объемов производства, привлечение дополнительных источников финансирования и использование собственных средств.

Слабые стороны –  необходимо правильно разработать инвестиционную и инновационную политики, систему маркетинга – для улучшения связей с потребителем, увеличения возможностей организации для расширения производства Угрозы имеют преимущественно внешний характер, и предприятие не может оказать на них существенного влияния.

Поэтому надо разработать  альтернативные варианты действий на случай усиления влияния какого-либо негативного внешнего фактора – использование внутренних резервов, ускоренная амортизация оборудования и постепенная замена его новым (устаревшее оборудование продать учебно-производственным швейным комбинатам и образовательным учреждениям, но не ниже остаточной стоимости), новое оборудование даст возможность повышения рентабельности, привлечение на работу профессионалов высокого класса для получения единичных заказов и перевода их в серийное производство (разработка новых моделей), использование цветовых гамм, отвечающих требованиям моды. На предприятии имеется собственное полиграфическое производство, следовательно, можно наладить выпуск постеров, журналов, других видов рекламы с целью формирования вкусов потребителей. Проводить акции, розыгрыши, лотереи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка конкурентных стратегий ООО «Восток +»                    с учетом групп стратегического влияния

 

Стратегическое планирование на предприятии, в контексте данной работы, предполагает:

- разработку (совершенствование)  миссии предприятия;

- разработку дерева  общекорпоративных целей;

- выбор новой общекорпоративной  стратегии.

Разработка миссии ООО «Восток +».

1. Базис конкурентоспособности  предприятия: большой ассортимент  выпускаемых изделий; постоянный  спрос на продукцию; массовость  производства; невысокая техническая  сложность изделий; высокое качество  продукции, контроль качества; низкие отпускные цены; невысокие затраты на производство; натуральные материалы; сформировавшийся рынок сбыта; финансовая и правовая поддержка со стороны государства; высокая социальная защищенность работников; устойчивое финансовое состояние; высокий уровень платежеспособности; резервы роста и повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности.

2. Конъюктура рынка:

- масштаб рынка – г. Ярославль, покупатели из других городов (г. Тутаев, Данилов, Рыбинск и др.), возможность выхода на Российский рынок;

- наличие полностью платежеспособного  спроса сбалансировано предложением  как со стороны ООО «Восток +», так и других производителей и продавцов швейной продукции;

Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации