Формирование кадровой политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Формирование кадровой политики является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Не секрет, что от успешной работы организаций различных организационно-правовых форм сегодня во многом зависит становление и развитие рыночных отношений в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой политики в организации…………………………………………6
1.1. Содержание понятия «кадровая политика», ее типы и специфика…….…6
1.2. Общие требования к кадровой политики в современных условиях развития рыночных отношений…………………11
1.3. Основные этапы построения кадровой политики в организации………..13
Глава 2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации …………………………………18
2.1. Разработка кадровой политики в рамках стратегии организации…….…18
2.2. Критерии оценки кадровой политики организации………………………23
2.3. Кадровая политика, ее роль и значение в стратегии организации………25
Глава 3. Совершенствование формирования кадровой политики организации в современных условиях ……27
3.1. Проблемы и организационно-экономические условия, осложняющие развитие кадрового потенциала организаций ……………………………..…..27
3.2. Основные направления совершенствования формирования кадровой политики организации…………………………………………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

кадровая политика.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Курсовая работа

Формирование кадровой политики организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой политики в организации………………………………………………………….……………6

1.1. Содержание понятия «кадровая политика», ее типы и специфика…….…6

1.2. Общие требования к кадровой политики в современных условиях развития  рыночных отношений………………………………………………..11

1.3. Основные этапы построения кадровой политики в организации………..13

Глава 2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации ……………………………………………………………………...18

2.1. Разработка кадровой политики в рамках стратегии организации…….…18

2.2. Критерии оценки кадровой политики организации………………………23

2.3. Кадровая политика, ее роль и значение в стратегии организации………25

Глава 3. Совершенствование формирования кадровой политики организации в современных условиях ………………………………………………………..27

3.1. Проблемы и организационно-экономические условия, осложняющие развитие кадрового потенциала организаций ……………………………..…..27

3.2. Основные направления совершенствования формирования кадровой политики организации…………………………………………………………..29

Заключение ………………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………………...35

 

Введение

Формирование кадровой политики является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Не секрет, что от успешной работы организаций различных организационно-правовых форм сегодня во многом зависит становление и развитие рыночных отношений в России.

Сегодня выигрывает и преуспевает предприятие, четко организованное, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться. Поэтому каждый руководитель любого предприятия, независимо от уровня профессиональной подготовки и знаний, ученой степени и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом.

За последние годы не только ученые, но и руководители многих предприятий России стали уделять внимание роли «человеческого» фактора в российских организациях.

Особый интерес представляет выработка кадровой политики, поскольку этот вопрос, направлен на создание коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных методов, приемов в работе. Интересной является и проблема субъекта управления, потому что именно руководитель вырабатывает и задает алгоритм всей работы с кадрами, определяет ее стратегию и тактику. 

Именно кадровая политика имеет  целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. Успешная деятельность любого учреждения зависит, в первую очередь, от слаженной и стабильной работы квалифицированного персонала. В любой организации должно уделяться большое внимание формированию кадровой политики.

В настоящий период времени  в России утверждается новая философия  управленческой деятельности и отношений, характерная для стран с рыночной экономикой. И, в этом смысле, реализация новых подходов к управлению персоналом предполагает изучение проблем в сфере отношений с персоналом, отказ от привычки манипулировать кадрами.

В такой ситуации на первый план выходят вопросы обеспечения организации необходимыми высококвалифицированными кадрами, способными решать неожиданно возникшие проблемы и развиваться в соответствии с требованиями производства. Решение этих проблем обеспечивается на основе принятой в организации кадровой политики. С этим связана актуальность изучения и анализа вопросов формирования кадровой политики  организации.

Кадровая политика является составной частью кадровой стратегии, разрабатываемой в тесном взаимодействии со стратегией организации. Эффективная кадровая политика способна обеспечить конкурентное преимущество организации за счёт реализации целенаправленных усилий по повышению профессионального потенциала его.

Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров организации в соответствии со стратегией его развития.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает кадровая политика организации, в качестве предмет исследования - условия и факторы формирования кадровой политики организации.

Цель исследования - определить основные аспекты формирования кадровой политики организации.

Задачи исследования были обусловлены целью исследования курсовой работы:

1. анализ теоретических основ понятия «кадровая политика» и подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;

2. определение взаимосвязи кадровой политики и стратегии развития организации;

3. выявление основных направлений по совершенствованию формирования кадровой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты формирования кадровой  политики в

организации

    1. Содержание понятия «кадровая политика», ее типы и специфика

Термин «кадровая политика»  может иметь широкое и узкое  толкование.

В широком смысле –  это система правил и норм, приводящих человеческие ресурсы в соответствии со стратегией фирмы (отсюда следует, что  все мероприятия по работе с кадрами  – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации)1.

В узком смысле – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации, в этом смысле, например слова «кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием», могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса2.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные  изменения. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами, как только администрированной работы. Возникла необходимость более широкого учёта мотивационных процессов.

Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в, части увольнения. Приём на работу сотрудников является компетенцией организаций.

Цели кадровой политики можно  сформулировать следующим образом:

- безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, КЗОТа, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;

- подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава;

- рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

- формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;

- разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;

- подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;

- разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс3.

Анализ существующей в конкретных организационных условиях кадровой политики, дает возможность выделить два основания для их группировки.

Выделяют два основания  для формирования кадровой политики:

Первое – связано с уровнем осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию. По данному основанию выделяют четыре варианта кадровой политики:

1. Пассивная кадровая  политика. Руководство организацией не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

2. Реактивная кадровая  политика. В русле этой политики  руководство предприятия осуществляет  контроль за симптомами негативного  состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития  кризиса: возникновение конфликтных  ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия принимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи.

3. Превентивная кадровая  политика. Руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на неё. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержится краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ.

4. Активная кадровая  политика. Если руководство имеет  не только прогноз, но и средства  воздействия на ситуацию, а кадровая  служба способна разработать  антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с вешней и внутренней ситуацией, то можно говорить о подлинной активной политике.

Вторым основанием для  формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики – открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика, характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях. Новый сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация  ориентируется на включение в  свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а  замещение вакансий высших должностных  позиций происходит только из числа сотрудников организаций. Такая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам иллюстрирует табл. 14.                                                 Таблица 1 

Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики

 

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции  на рынке труда

Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих  рук

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в  конкурентные отношения, внедрение  новых для организации подходов, предложенных новичками

Эффективная адаптация за счет института  наставников (“опекунов”), высокой  сплоченности коллектива, включение  в традиционные подходы

Обучение и  развитие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового

Часто проводится во внутрикорпоративных  центрах, способствует формированию единого  взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации

Продвижение персонала

Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция  набора персонала

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры

Мотивация и  стимулирование

Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удов-летворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение инноваций

Постоянное инновационное воздействие  со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение ответственности сотрудника и организации

Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое  чувство причастности, ответственности  за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия

Информация о работе Формирование кадровой политики организации