Формирование системы принципов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - фомирование симтемы принципов управления гостиничным комплексом «Берёзка».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
оценить место принципов менеджмента в системе управления;
изучить развитие принципов менеджмента;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……..6
1.1 Место принципов менеджмента в системе управления………………………7
1.2 Принципы классической системы управления………………………………..9
1.3 Общие принципы управления…………………………………………………13
1.4 Современные принципы управления…………………………………………17
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА «БЕРЕЗКА»………………………………....20
2.1 Анализ принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничного комплекса «Берёзка»……………………………………………….20
2.2 Предложения по совершенствованию использования принципов управления гостиничным комплексом «Берёзка»……………………………………………..24
2.3Развитие системы принципов управления гостиничного комплекса «Берёзка»……………………………………………………………………….…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент Принципы управления!.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

    2) принципы имеют смысл только  в том случае, если на их  основе организация может достигать  своих целей [5, с. 122].

    Механизм  формирования принципов управления представлен на рисунке 1

 

    

      

    

    

      

      

      
 
 

    Рисунок 1 – Механизм формирования принципов управления

    Примечание  – Источник: [6, с. 17].

    Как видно из схемы на содержание принципов  управления оказывают существенное влияние не только известные современной  науке законы управления и накопленный  опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социо-культурные факторы.

    Принципы  управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

    Однако, не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и содержат наиболее общие положения теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Один из осново-положников научной организации труда, создатель "теории администрации" Анри Файоль говорил: "Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением" [6, c. 18].

    Таким образом, искусство управления не может опираться, только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

    1.2 Принципы классической системы управления 

    В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различных подходов, которые  составляют сегодня современную  теорию менеджмента. Впервые термин "принципы управления" ввел инженер- технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием "Принципы научного менеджмента". На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочими;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

    Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Ф.Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего[9, с.24].

    Другой  известный специалист в области  менеджмента - А. Файоль в 1916 году в книге "Общая промышленная администрация" предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. При этом он относил к приоритетным два принципа - единоначалия и единства действий.

    1.Разделение труда.

    Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

    2.Полномочия и ответственность.

    Полномочия  есть право отдавать приказ, а ответственность  есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

    3.Дисциплина.

    Дисциплина  предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между  фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкция.

    

    4.Единоначалие.

    Работник  должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

    5.Единство  направления.

      Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть  объединена единым планом и  иметь одного руководителя.

    6 Подчиненность личных интересов общим.

    Интересы  одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

    7. Вознаграждение персонала. 

    Для того, чтобы обеспечить верность и  поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

    8. Централизация. 

    Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

    9. Скалярная цепь 

    Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих  на руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, ио было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

    10. Порядок. 

    Место — для всего и все на своем месте.

    11. Справедливость.

    Справедливость—это  сочетание доброты и правосудия.

    12. Стабильность рабочего места  для персонала. 

    Высокая текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

    13. Инициатива.

    Инициатива  означает разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это придает  организации силу и энергию.

    14. Корпоративный дух.

    Союз  — это сила.

    А она является результатом гармонии персонала [11, с.43].

    Американский  исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге "Двенадцать принципов  производительности" привел следующие управленческие принципы:

  • точно поставленные цели;
  • здравый смысл;
  • компетентная консультация;
  • дисциплина;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  • диспетчеризация;
  • нормы и расписание;
  • нормализация условий;
  • нормирование операций;
  • написанные стандартные инструкции;
  • вознаграждение за производительный труд.

    Ведущими  принципами Г. Эмерсон считал точно  поставленные цели и здравый смысл [15].

    Социолог  М. Вебер на основе обобщения прусского  опыта управления административными  организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления:

  • специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих);
  • каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы;
  • рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины;
  • работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником;
  • все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;
  • интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов;
  • получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд;
  • естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр;
  • лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией;
  • полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности;
  • неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников");
  • рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте;
  • установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи;
  • установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность;
  • поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

    Изучение  принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых [15].

    Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

    Принципы  управления целесообразно использовать:

    - при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы (структуры) управления;

    - при оценке качества системы  управления, т. е. результатов  процесса управления. В этом смысле  они превращаются в критерии  оценки качества, результативности  работы органов управления.

    Все эти классические принципы управления стали основой для современных принципов менеджмента и применяются на современном этапе управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Общие принципы управления 

    Принципы  классической системы управления получили развития в современных «школах  управления» как основополагающие принципы менеджмента.

    Принципы  менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления[4, с.86].

    Существует  несколько подходов к классификации  принципов управления как классических, так и современных. Однако, один из основоположников научной организации  труда, создатель теории администрирования  А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность. В связи с этим все принципы  менеджмента целесообразно разбить на две группы – общие и частные.  Частные принципы относятся  к  отдельным  частям  и  элементам  системы  управления

    Важное  значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность[7, с.86].

Информация о работе Формирование системы принципов управления предприятием