Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:34, курсовая работа
Целью данной работы является формирование целей и задач в системе управления на предприятии ООО Слав – Трейд.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы целеполагания к управлению предприятием;
• рассмотреть краткую характеристику деятельности организации и выявить основные недостатки в формировании целей и задач;
• сформировать цели и задачи в системе управления этим предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. ПРОЦЕСС И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ 8
1.3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ 11
1.4. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ. ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ И МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ 16
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «СЛАВ-ТРЭЙД» 21
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
ООО «СЛАВ-ТРЭЙД» 21
2,2Анализ целеполагания ООО "Слав - трэйд"
2,3 Выявить недостатки в управлении ООО " Слав - трэйд"
2,4 Сформировать дерево целей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы современного подхода к управлению предприятием
1.1. Процесс и система управления предприятием
1.2. Основные методы и способы формирования целей
1.3. Основные процедуры и способы постановки задач
1.4. Дерево целей. Построение дерева целей и метод реализации целей
2. Совершенствование системы управления ООО «Слав-Трэйд»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Слав-Трэйд»
2,2Анализ целеполагания ООО "Слав - трэйд"
2,3 Выявить недостатки в управлении ООО " Слав - трэйд"
2,4 Сформировать дерево целей
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы определяется тем, что в условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.
Эффективность организации является управленческой категорией, поэтому управление эффективностью - это главная задача, которую менеджмент должен решать непрерывно и системно. Только такой подход позволяет получить результаты, соответствующие целевым установкам организации. Базой для сопоставления результатов с целями является система оценок, соответствующих модели организации, и учитывающая критерии оценки, которые она использует.
Важнейшими механизмами управления эффективностью являются мотивация работающих и обратная связь, с помощью которых происходит приспособление системы к меняющимся условиям. За этими процессами активно следят не только менеджеры организации, но различные заинтересованные группы, в том числе внешние (потенциальные инвесторы, банки, кредиторы, потребители, поставщики, конкуренты и т. п.) и внутренние (рабочие, профсоюзы, неформальные группы). Все они создают определенную экономическую и социальную среду, в границах которой могут находиться как возможности роста эффективности, так и факторы, приводящие к ее снижению.
Организация - это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.
Целью данной работы является формирование целей и задач в системе управления на предприятии, ООО Слав – Трейд.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы целеполагания к управлению предприятием;
рассмотреть краткую характеристику деятельности организации и выявить основные недостатки в формировании целей и задач;
сформировать цели и задачи в системе управления этим предприятием.
Теоретической основой данной работы явилась учебная, специальная и периодическая литература, а также труды ученых, таких как: Базаров Т.Ю., Волкова О.И., Девятина О.В., Черникова Д.А., Кибанова А.Я., Попов, А.В., Фролов С.С. и др.
Управление предприятием на любом уровне - сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы [12, с.125].
В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность по реализации планов – учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рисунок 1) [29, с.78].
Рисунок 1 - Обобщенная схема управления
Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.
Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным. В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.
Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. Система управления существует на любом предприятии. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления» [35, с.27].
Рассмотренные выше положения проверены практикой и лежат в основе методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности.
Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель при принятии управленческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом следует выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь ее целей. Однако достижение целей всех подсистем организации - явление желательное, но почти всегда нереальное. Необходимость системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы своей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели. Стратегия, техника и экономика - взаимосвязанные элементы одной общей проблемы. Суть экономической проблемы состоит в том, чтобы избрать такую стратегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наиболее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затратах) [34, с.119].
Управляющая система может быть представлена особым видом машины на основании того, что каждая система выполняет какие-либо функции, которые можно рассматривать как цель машины. Одной из основных отличительных категорий управляемых систем является сложность. Любая фирма имеет много противоречивых целей, и это является одним из решающих факторов, обуславливающих необходимость описания предприятия или фирмы как очень сложной вероятностной системы. Сложность системы определяется количеством составляющих ее элементов и возможных связей между ними. Степень сложности измеряется разнообразием системы. Разнообразие характеризует число возможных состояний системы. Фундаментальным принципом управления, является закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню разнообразия управляемой системы. Отсюда, в частности, следует, что невозможно создать простую систему управления для управления сложными системами и процессами. Из этого следует, что, как отдельные люди, так и целые организации не в состоянии справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый определенный уровень. Когда этот уровень превышен, управляющие уже не в состоянии понять, что происходит вокруг и разработать адекватную стратегию управления фирмой или страной.
Таким образом, управление предприятием означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование систем различных уровней. Основная цель управления предприятием - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Значение целей функционирования велико. Во-первых, потому, что в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования.
Во-вторых, во избежание «паразитной» деятельности организации, т.е. деятельности, мешающей достижению цели функционирования организации, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы.
Любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась [12, с.233].
Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
четкая ориентация на определенный интервал времени;
конкретность и измеримость;
непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
адресность и контролируемость.
Предназначение организации образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.
Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-
В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. Если нет критериев выбора или оценки степени достижения целей функционирования, нет и самих целей функционирования.
Один из возможных вариантов классификации целей представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация целей
Критерии классификации | Группы целей |
Период установления | Стратегические, Тактические, Оперативные |
Содержание | Экономические, Организационные, Научные, Социальные, Технические, Политические |
Функциональная структура | Маркетинговые, Инновационные, Кадровые, Производственные, Финансовые, Административные |
Среда | Внутреннее, Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные, Приоритетные, Прочие |
Измеримость | Количественные, Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся), Разовые |
Иерархия | Организации, Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта, Рост объекта, Зрелость объекта, Завершение жизненного цикла объекта |
Информация о работе Формирование целей и задач в управлении предприятием