Формирование системы принципов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - фомирование симтемы принципов управления гостиничным комплексом «Берёзка».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
оценить место принципов менеджмента в системе управления;
изучить развитие принципов менеджмента;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……..6
1.1 Место принципов менеджмента в системе управления………………………7
1.2 Принципы классической системы управления………………………………..9
1.3 Общие принципы управления…………………………………………………13
1.4 Современные принципы управления…………………………………………17
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА «БЕРЕЗКА»………………………………....20
2.1 Анализ принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничного комплекса «Берёзка»……………………………………………….20
2.2 Предложения по совершенствованию использования принципов управления гостиничным комплексом «Берёзка»……………………………………………..24
2.3Развитие системы принципов управления гостиничного комплекса «Берёзка»……………………………………………………………………….…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент Принципы управления!.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

    Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

    К основным из них относятся следующие:

  • принцип централизации и децентрализации;
  • принцип единства политики и экономики;
  • научность;
  • системность и комплексность;
  • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
  • принцип единства распорядительства в управлении;
  • принцип экономии времени;
  • принцип делегирования полномочий;
  • принцип обратной связи;
  • принцип эффективности;
  • принцип демократизации управления;
  • принцип гибкости;
  • принцип мотивации.

    Принцип централизации и децентрализации.

    Основным  принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии.

    Оптимальным вариантом считается подход, когда  централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

    Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое [5, с.54].

    Принцип единства политики и  экономики.

    Экономика является базисом любого государства  и общества и подчиняется объективным  экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование  приводит к экономическому росту, а  игнорирование или не учет проявляются  в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

    Научность.

    Этот  принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

    Системность и комплексность.

    Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. 
Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств [7, с.86].

    Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений.

    Принцип единоначалия исходит из того, что  у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. 
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации [6, с.54].

    Принцип единства распорядительства  в управлении.

    Рациональная  структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем. 
Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

    Принцип экономии времени.

    Принцип экономии времени требует постоянного  уменьшения трудоемкости операций в  процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

    Принцип делегирования полномочий.

    Принцип делегирования полномочий состоит  в передачи руководителем части  возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня [16].

    Принцип обратной связи.

    Обратная  связь в системах управления –  это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым  условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии. 
 

    Принцип экономичности.

    Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

    Принцип эффективности.

    Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

    Принцип гибкости управления.

    Практическая реализация этого принципа позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования [7, с.87]..

    Принцип демократизации управления.

    С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел  принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

    Принцип мотивации.

    Этот  принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности [6, с.55].

    Существует  ещё много принципов, которые  можно отнести к общим. Таким  образом, проанализировав вышеназванные  принципы, можно сделать вывод о том, что общие принципы имеют важное значение в управлении. Они  являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления и управленческой практикой.

    Общие принципы - это правила, которыми руководствуются при управлении. 
 
 
 
 

    1.4 Современные принципы управления 

    Менеджмент  это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных  и четких методов сугубо прагматического  характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий.

    Поскольку менеджмент базируется на современной  науки и теории управления людьми и делом, система его принципов  включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики. 
К некоторым современным принципам менеджмента относят:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
  • обостренное чувство ответственности за дела организации;
  • ориентация на конечные результаты деятельности;
  • стремление к нововведениям;
  • ориентация на лидеров;
  • энтузиазм персонала;
  • развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
  • опора на общечеловеческие ценности;
  • высокие стандарты деятельности;
  • опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
  • решение новых проблем новыми методами;
  • возрастание роли неформальной организации.
  • свобода и жесткость одновременно;
  • постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
  • поступки должны быть решительными, но взвешенными;
  • концентрация своей деятельности на приоритетных программах[11, с.46].
 

    В качестве современных принципов  менеджмента можно также рассматривать  систему принципов, предложенную Т. Питтерсом и Р.Уотэрменом.

    На  мой взгляд, эти принципы являются самыми оптимальными:

    1. Ориентация на достижение успеха.

    Под этим принципом понимаются постоянный поиск наилучших путей развития предприятия, умение выбрать правильное направление деятельности и сконцентрироваться на нем, умение вырабатывать адекватные методы разрешения возникающих у фирмы проблем.

    2. Ориентация на потребителя.

     Этот принцип означает: ясно и  четко осознавать интересы своего потребителя, с уважением и пониманием относиться к запросам потребителей своей продукции, побуждать каждого сотрудника фирмы к инновациям и постоянному совершенствованию продукции.

    3. Предприимчивость.

    Этот  принцип базируется на культивировании  в фирме: индивидуальной инициативы всех сотрудников; решительных, но взвешенных действий персонала на основании прогноза последствий; ответственности работников за свои действия.

    4. Производительность.

    Данный  принцип может быть достигнут  следующими действиями: поддержка стремления сотрудников создать интересную профессиональную жизнь; постоянное обучение персонала; ориентация сотрудников на регулярные изменения, связанные с динамикой рынка; отождествление сотрудников с фирмой, когда каждый работник — это «свой человек» для коллектива.

    5. Связь с жизнью.

    Этот  принцип опирается на объективные экономические законы и реальную оценку производственной ситуации, выработку простых и понятных критериев оценки деятельности каждого работника и фирмы в целом, регулярный анализ и необходимую корректировку целей и задач, укрепление связей организации с внешним окружением, ориентацию деятельности организации на интересы своих потребителей и общества в целом, умение учиться на ошибках, своих и чужих.

    6. Верность своему делу.

    Она формируется на основе общечеловеческих ценностей, миссии (философии) организации, социального партнерства и взаимной выгоды, создания атмосферы общности интересов, фирмы и персонала.

    7. Простота структуры и управления.

    Это достигается за счет предпочтения «плоских»  структур перед «высокими» как в  собственно фирме, так и в руководстве ею; децентрализации управления и делегирования «вниз» значительной части властных полномочий; широкого привлечения сотрудников к процессам творческого поиска и принятия управленческих решений.

Информация о работе Формирование системы принципов управления предприятием