Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать процесс формирования и работы кадрового резерва.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
• Определить сущность понятия кадрового резерва;
• Раскрыть нормативно-правовую базу работы с кадровым резервом;
• Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
• Рассмотреть имеющуюся современные технологии отбора;
• Выработать предложения по расширению и улучшению подготовки кадров нового поколения.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1 Теоретические аспекты кадрового резерва …….…..……….……..5
Типы кадрового резерва…………………………………………..………….5
Этапы работы с резервом………………………………………… ………..7
Методы для формирования списка резерва………………..………………..9
Социально-психологическая подготовка………………..…………………12
Глава 2: «Формирование кадрового резерва государственной
службы» …………………………………..………………………………….….14
2.1 Обоснование необходимости новой системы работы с кадровым резервом…………………………………………………….…………………….14
2.2 Нормативно-правовая база работы с кадровым резервом………………...20
Глава 3: «Современные технологии отбора, оценки, обучения кадрового резерва……………………………………………………………………...……24
3.1 Структура кадрового резерва……………………………………………….24
3.2 Формирование кадрового резерва……………………………………….….25
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров….………30
Заключение……………………………………………………………….……..33
Список литературы………………………………………………………………34
Российский государственный социальный университет
Факультет социального управления
Кафедра
управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Основы управления персоналом
На тему:
«Формирование кадрового
резерва»
Москва
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты кадрового резерва …….…..……….……..5
Глава 2: «Формирование кадрового резерва государственной
службы»
…………………………………..………………………………….…
2.1 Обоснование
необходимости новой системы
работы с кадровым резервом…………
2.2 Нормативно-правовая
база работы с кадровым
Глава
3: «Современные технологии
отбора, оценки, обучения
кадрового резерва…………………………………
3.1 Структура
кадрового резерва…………………………………
3.2 Формирование
кадрового резерва…………………………………
3.3 Зарубежный
опыт подготовки резерва
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время в современных организациях всё большее число руководителей уделяет внимание поиску наиболее лучших, способных приносить эффект, способов подготовки специалистов, которые при необходимости могут занять руководящие должности различного уровня. Самым главным образом это связано с тем, что с каждым годом всё труднее становится привлекать руководящие кадры со стороны. Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы России и ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства.
Тема «Формирование кадрового резерва» очень актуальна, так как является важной составляющей политики любой организации. Отсутствие данного аспекта грозит снижением эффективности даже самому успешному предприятию. Административно-командная система, сформированная в годы советской власти, в условиях рыночной экономически сдает свои позиции. Система подготовки кадров в новых условиях начала формироваться сравнительно недавно.
Цель курсовой работы: исследовать процесс формирования и работы кадрового резерва.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
• Определить
сущность понятия кадрового резерва;
• Раскрыть нормативно-правовую базу работы
с кадровым резервом;
• Выделить
этапы процесса формирования кадрового
резерва;
• Рассмотреть имеющуюся современные
технологии отбора;
• Выработать предложения по расширению
и улучшению подготовки кадров нового
поколения.
Объектом курсовой работы является кадровый резерв, как одна из функций кадровой службы организации.
Предметом курсовой работы является эффективность формирования и работы кадрового резерва организации.
Чтобы
процесс кадрового обеспечения
органов государственной власти
и местного самоуправления высококвалифицированными
специалистами шел более
Глава 1 Теоретические аспекты кадрового резерва
Кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованием, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной
1.1 Типы кадрового резерва
Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.
1. По виду деятельности:
резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую;
резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
2. По времени назначения:
группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один — три года.
Принципы формирования и источники кадрового резерва
Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:
• актуальность резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной.
• соответствие кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
• перспективность кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
• руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
• главные и ведущие специалисты;
• специалисты,
имеющие соответствующее
• молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Первый уровень резерва кадров — все специалисты предприятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
1.2 Этапы работы с резервом
Работа с резервом предполагает такие этапы, как:
1) анализ потребности в резерве; 2) формирование и составление списка резерва, 3) подготовку кандидатов.
1. Анализ
потребности в резерве. Прежде
чем начать процедуры
• спрогнозировать изменение структуры аппарата;
• усовершенствовать продвижение работников по службе;
• определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
• определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
В
результате становится возможным определить
текущую и перспективную
• потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
• фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
• примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой район и др.;
• число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:1
• категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
• возможность подбора заместителей группы руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
• персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров.
2. Формирование и составление списка резерва включает: формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва следует определить:
1) кого
можно и необходимо включить
в списки кандидатов в резерв;
2) кто из включенных в списки
кандидатов в резерв должен
пройти обучение; 3) какую форму
подготовки применить к
1.3 Методы для формирования списка резерва
• анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• интервью
(беседа) по специально составленному
плану или вопроснику либо без
определенного плана для
• наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
• оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
• метод
заданной группировки работников —
сравниваются качества претендентов с
требованиями должности того или
иного ранга: под заданные требования
к должности подбирается
3. При
формировании списков
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
• профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;