Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать процесс формирования и работы кадрового резерва.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
• Определить сущность понятия кадрового резерва;
• Раскрыть нормативно-правовую базу работы с кадровым резервом;
• Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
• Рассмотреть имеющуюся современные технологии отбора;
• Выработать предложения по расширению и улучшению подготовки кадров нового поколения.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1 Теоретические аспекты кадрового резерва …….…..……….……..5
Типы кадрового резерва…………………………………………..………….5
Этапы работы с резервом………………………………………… ………..7
Методы для формирования списка резерва………………..………………..9
Социально-психологическая подготовка………………..…………………12
Глава 2: «Формирование кадрового резерва государственной
службы» …………………………………..………………………………….….14
2.1 Обоснование необходимости новой системы работы с кадровым резервом…………………………………………………….…………………….14
2.2 Нормативно-правовая база работы с кадровым резервом………………...20
Глава 3: «Современные технологии отбора, оценки, обучения кадрового резерва……………………………………………………………………...……24
3.1 Структура кадрового резерва……………………………………………….24
3.2 Формирование кадрового резерва……………………………………….….25
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров….………30
Заключение……………………………………………………………….……..33
Список литературы………………………………………………………………34
Важной
частью профессиональной характеристики
будущего руководителя являются знания
им основ организации управления,
его организаторские
Необходимы
также хорошие деловые
При оценке личностных качеств кандидатов предпочтение отдается работникам, способным с самостоятельному мышлению, проявившим высокую самодисциплину, работоспособность. При этом учитываются следующие нравственные качества: добросовестность, порядочность, скромность, простота в обращении с сотрудниками, коммуникабельность, объективность, корректность, внимание к окружающим, высокий моральный облик.
В
ходе подбора состава кадрового
резерва целесообразно
Недопустим
подбор кандидатур в состав кадрового
резерва по "принципу" личной преданности,
по признакам землячества, приятельских
отношений. Очень важно обеспечить
объективную, беспристрастную, всестороннюю
оценку кандидатов в состав кадрового
резерва Государственная
Этому при оценке профессиональных, деловых, личностных и нравственных качеств работника может помочь использование апробированных наукой и практикой методов:
- изучение
кадровых документов работника
и оценка по ним его
- изучение
и оценка работника путем
- оценка работника по результатам его практической деятельности, выполнению индивидуального плана работы, должностных обязанностей, распоряжений;
- знакомство
с отзывами о работнике
- анализ
результатов и выводов
В процессе изучения возможных кандидатур могут быть использованы также и другие методы: социологические исследования, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, матричный метод оценки, метод групповой дискуссии, деловые игры, "центры оценки" и др.
При этом надо помнить, что лишь использование различных методов изучения личности в их совокупности позволит обеспечить наиболее объективную оценку качеств кандидата в состав кадрового резерва.
Подготовку
лица, включенного в состав кадрового
резерва, рекомендуется проводить
по индивидуальному плану. Содержание
и объем подготовки определяются
исходя из соответствия уровня знаний,
практических умений и навыков кандидата
в резерв на определенную государственную
должность требованиям, предъявляемым
к данной должности Федеральным законом
"Об основах государственной службы
Российской Федерации", профессионально-
В индивидуальном плане подготовки "резервиста" предусматриваются мероприятия по приобретению теоретических, управленческих и специальных знаний, по выработке практических умений и навыков руководства на уровне современных требований.
В связи с этим в индивидуальные планы подготовки лиц, состоящих в кадровом резерве, рекомендуется включать:
- повышение
деловой квалификации, расширение
знаний в области управления
на базе специальных учебных
заведений, осуществляющих
- перевод
специалиста, состоящего в
- временное
исполнение обязанностей
- получение
в учебных заведениях высшего
профессионального и
- стажировку
в аппарате органов
- работу
в семинарах, научно-
- исполнение
решений отдельных вопросов по
той должности, на которую
- участие
в подготовке проектов решений,
- самостоятельную
подготовку по профилю
Контроль за подготовкой лиц, состоящих в резерве на выдвижение, за их использованием, обновлением состава кадрового резерва осуществляют, как правило, кадровые службы. Списки резерва рекомендуется пересматривать ежегодно. Лица, снизившие уровень профессиональной деятельности и не проявившие себя должным образом, исключаются из состава кадрового резерва.
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров
Определенный опыт подготовки резерва управленческих кадров накоплен в Японии. Особый интерес представляет анализ деятельности Школы государственного управления и промышленного менеджмента в городе Тигасаки.10 Выпускникам этой школы предназначено стать политическими и экономическими лидерами Японии в XXI в., т. е. речь идет о подготовке резерва кадров для занятия высших должностей в государстве в стратегической перспективе.
Учатся в школе физически здоровые мужчины не старше 25 лет, уже получившие образование в объеме университета или колледжа и имеющие стаж практической деятельности. При отборе учащихся учитываются их личные качества и жизненные устремления, склонность к карьере. Все они выходцы из верхнего слоя общества: сыновья президентов крупных фирм, губернаторов, депутатов парламента.
В школе нет обязательных теоретических дисциплин. Слушатели изучают теорию самостоятельно, поскольку они уже имеют высшее образование. В этой связи на первом курсе их учат методам самостоятельного приобретения знаний. Такой способ приобщения к теоретическим знаниям можно признать весьма рациональным. Научившись самостоятельной работе с литературой, выпускники школы смогут регулярно обновлять свой теоретический багаж.
Для
ведения занятий по практической
политике, конкретной экономике, идеологии
приглашаются руководители политических
партий, в первую очередь правящей,
президенты фирм и банков, министры,
известнейшие журналисты. Чтобы слушатели
привыкали к атмосфере
Слушатели занимаются также традиционной японской каллиграфией, постигают тайны чайной церемонии, тонкости икебаны.
Физическое воспитание - один из двух обязательных предметов. Физическому воспитанию отводится ежедневно 90 минут, кроме этого обязательна ежедневная физзарядка. Лидер - будь то премьер-министр или глава корпорации - должен обладать крепким здоровьем, выносливостью.
Другой обязательный предмет - английский язык. Как считают руководители школы, управлять страной, являющейся мировым экономическим гигантом, невозможно без знания иностранного языка.
Учебный процесс в школе отвечает ее назначению - готовить деятелей крупного масштаба. Их подготовка может быть только строго индивидуальной, "поштучной". На это в школе не жалеют ни денег, ни времени, ни сил.
Слушателю, прочащему себя, скажем, в партийные лидеры, индивидуальные консультации дает генеральный секретарь правящей в Японии партии. Этот слушатель получает командировку в Европу, чтобы узнать о деятельности, например, английских консерваторов непосредственно от председателя партии тори, а о тактике французских социалистов - от первого секретаря Французской социалистической партии.
Будущему президенту банка лекции читают министр финансов Японии и глава Японской торгово-промышленной палаты. Для семинарских занятий стараются пригласить одного из директоров Международного валютного фонда или члена Совета управляющих Международного банка реконструкции и развития.
Практику слушатели школы проходят в компаниях, стоящих на грани банкротства, но с явной тенденцией выхода из кризиса.
Подводя
итоги деятельности Школы государственного
управления и промышленного менеджмента
по подготовке кадров высшего эшелона,
намеревающегося руководить Японией
в будущем, можно отметить, что
такой опыт подготовки будущих политических
и экономических лидеров
Заключение
В России формирование новой системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь небольшие шаги по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки "резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с резервом кадров.
Анализ
показал, что институт резерва кадров
используется еще недостаточно. Не
во всех министерствах и ведомствах
утверждены положения, определяющие порядок
работы с резервом кадров. России необходим
единый для федерального и регионального
уровня механизм эффективного использования
кадрового резерва.
Список используемой литературы
1. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998
2. Конституция Российской Федерации Москва - 1993 г.
3. Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.
4. «Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете»
5. Положение о формировании и работе с кадровым резервом в системе Госатомнадзора России, утвержденное 9 августа 1994 г.
6. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"
7. Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
8. Антропов В.А. Современные проблемы управления персоналом предприятия.- М.: Вершина. 2008.
9. Волгин А.П. Управлением персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Просвещение. 2009.
10. Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом. М.: Инфра – М. 2008
11. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: Дело. 2008.
12. Интернет
ресурс http://www.yk-megaline.kz