Факторы повышения эффективности руководства в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является оценить важность факторов успешной деятельности руководителя.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
3. Рассмотреть факторы эффективности деятельности руководителя предприятия.
4. Изучить основные методы оценки, сущность и значение деловых и личных качеств руководителей и специалистов в Сельскохозяйственном унитарном предприятии «Отменные продукты».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы эффективности руководства в системе менеджмента 5
1.1. Понятие руководство и руководитель в системе социальных и производственных отношений 5
1.2 Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя 7
1.3 Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления 12
1.3.1 Количественные методы 15
1.3.2 Качественные методы оценки 17
1.3.3 Оценка по методу черт 18
1.3.4 Оценка на основе анализа труда 18
1.3.5 Функциональная оценка 19
1.3.6 Методика определения стиля руководства 20
1.3.7 Целевой метод оценки 21
2 Общая характеристика предприятия 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 23
3. Анализ эффективности управления УП «Отменные продукты» и организация труда руководителя 31
3.1.Экономическая и социальная эффективность деятельности организации 31
3.2 Организация личной работы руководителя 35
3.3 Организация и методы управления персоналом. 37
Основные направления совершенствования методов оценки деловых и личных качеств руководителя и персонала предприятия. 37
Заключение 41
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

       1.3.1 Количественные методы

    Количественные  оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:

  1. способность организовывать и планировать труд;
  2. профессиональная компетентность;
  3. сознание ответственности за выполняемую работу;
  4. контактность и коммуникабельность;
  5. способность к нововведениям;
  6. трудолюбие и работоспособность.

    По  каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не - удовлетворительно - 2; плохо - 1).

    Для определения общей оценки деловых  и организаторских качеств кандидата  на управленческую должность составляется специальный оценочный лист.

    Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин  кандидат заместить должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.

    Образование, стаж работы и возраст работника  должны обязательно учитываться  при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.

    Данные  об образовании кандидата, его стаже  и возрасте учитываются путем  расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:  

    К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где

    Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается составляет

    0,15 для лиц, имеющих незаконченное среднее образование;

    0,60 - для лиц со средним образованием;

    0,75 - для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием;

    1,00 - для лиц с высшим образованием  по специальности;

    С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);

    В - возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования).

    На  этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств.

    Проверка  практикой, бесспорно, имеет решающее значение для оценки любого управленческого  работника. В связи с этим рекомендуется  осторожно и терпеливо испытывать и распознавать среди них настоящих организаторов, сочетающих интерес к делу с умением наладить совместную работу коллектива людей. Для этого при работе с резервом кадров на выдвижение широко практикуется их привлечение к временному исполнению обязанностей руководителя в период его отсутствия, стажировка и другие формы и методы практической проверки. Однако и в таких случаях результаты работы требуют объективных оценок.

    На  ряде российских организаций накоплен положительный опыт оценки управленческого персонала. Сущность одного из наиболее апробированных и достаточно эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции, наиболее компетентных в своей области работы специалистов - экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.

    1.3.2 Качественные методы оценки

    К настоящему времени в отечественной  и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны управленческой деятельности подвергаются измерению, анализу и интерпретации, позволяет выделить несколько основных подходов.

    В качестве предмета оценки руководителя в различных методиках выступают:

  • деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
  • характеристики их поведения в различных ситуациях;
  • качество выполнения управленческих функций;
  • характеристики применяемых средств руководства;
  • показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;
  • результаты организаторской деятельности;
  • успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами.

    Распространена  также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов оценки труда. Степень разработанности каждого из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка качеств) доведены до вполне полного методического обеспечения, и даже автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде определенных принципов

    1.3.3 Оценка по методу черт

    Широкое распространение получила оценка руководителей  по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.

    Различие  методик связано с используемыми  способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности руководителя. В результате всегда получается социально-психологическая характеристика оцениваемого и констатируется обладание им определенными свойствами.

    Используемые  перечни качеств в слабой степени  привязаны к управленческой деятельности и скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к психологическим характеристикам руководителя как субъекта управления. Фактически такая оценка основывается не на анализе реального управленческого труда, а на том, что думают о руководителе окружающие.

    1.3.4 Оценка на основе анализа труда

    Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого  персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.

    В методике ситуационной оценки предусмотрена  процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.

    Основу  методики составляет представление  об управленческих ситуациях как  единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплектованность подразделения персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.

    Результатам оценки поведения управленческих работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.

    1.3.5 Функциональная оценка

    Функциональная  оценка руководителя основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности. Например, в одной из методик выделяют такие управленческие функции, как планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.

    В основе такого способа - представление  об особых задачах организаторской  деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих  некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.

    Можно говорить, что основными задачами его (руководителя) деятельности как субъекта управления являются:

  • устранение расхождений в подходе, времени действия, усилиях совместно работающих индивидов;
  • задание и поддержание правил и норм трудового поведения и взаимодействия в коллективе, а также определенной системы ценностей в сфере труда;
  • согласование общих и индивидуальных целей деятельности;
  • обеспечение максимального вклада каждого в получении общего результата.

    Условия управленческой деятельности, сфера  совместного труда, параметры возглавляемого коллектива лишь конкретизируют эти задачи, заполняют их предметным содержанием, не изменяя сути выполняемых функций. Функциональная оценка имеет то достоинство, что основывается на анализе того, чем в действительности занимаются руководители. Она позволяет определять слабые стороны в работе конкретных руководителей на основе знания об общих задачах управленческой деятельности.

    1.3.6 Методика определения стиля руководства

    Анализ  качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.

    Главными  в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей.

    При таком подходе предметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения". Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности, поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества управленческого труда.

Информация о работе Факторы повышения эффективности руководства в системе менеджмента