Факторы повышения эффективности руководства в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является оценить важность факторов успешной деятельности руководителя.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
3. Рассмотреть факторы эффективности деятельности руководителя предприятия.
4. Изучить основные методы оценки, сущность и значение деловых и личных качеств руководителей и специалистов в Сельскохозяйственном унитарном предприятии «Отменные продукты».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы эффективности руководства в системе менеджмента 5
1.1. Понятие руководство и руководитель в системе социальных и производственных отношений 5
1.2 Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя 7
1.3 Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления 12
1.3.1 Количественные методы 15
1.3.2 Качественные методы оценки 17
1.3.3 Оценка по методу черт 18
1.3.4 Оценка на основе анализа труда 18
1.3.5 Функциональная оценка 19
1.3.6 Методика определения стиля руководства 20
1.3.7 Целевой метод оценки 21
2 Общая характеристика предприятия 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 23
3. Анализ эффективности управления УП «Отменные продукты» и организация труда руководителя 31
3.1.Экономическая и социальная эффективность деятельности организации 31
3.2 Организация личной работы руководителя 35
3.3 Организация и методы управления персоналом. 37
Основные направления совершенствования методов оценки деловых и личных качеств руководителя и персонала предприятия. 37
Заключение 41
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

    Но  исследователи отмечают, что в  отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами и проявляют малую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

    Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами  руководителями, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

    3. Социально-экономический  статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.

    Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.

    Более поздние исследования, проведенные  Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом  и эффективностью работы оказывают  воздействие и другие факторы. К  ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.

    К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

    Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

    Способность максимально использовать возможности  сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя явно не достаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий. Для оптимального использования трудового потенциала работников руководитель должен не только обладать личным обаянием, но и хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства [7].

    К факторам успешной деятельности руководителя относятся:

    - результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;

    - желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

    - готовность начинать процессы изменений в управлении или их использовать в интересах организации;

    - готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

    - искусство принимать быстрые решения;

    - способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;

    - способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;

    - готовность к близким социальным взаимоотношениям;

    - готовность к общему руководству;

    - творческий подход;

    - постоянное совершенствование и хорошая общая психологическая и физическая формы;

    - умение правильно использовать свое время;

    - готовность к мотивации себя и персонала;

    - готовность работать во главе хорошо подготовленного и профессионального персонала;

    - готовность к политическому руководству;

    - международный кругозор [11].

    Мы  рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик руководителя, которые способствуют эффективности его работы. Но для успеха в работе руководитель не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшего руководства необходим какой - то определенный минимум. Но, что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять - сказать трудно или невозможно. Каждый руководитель сам должен сделать выбор, учитывая свои индивидуальные способности и специфику стоящих перед ним профессиональных задач.

1.3 Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления

    Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

    Применение  современных методов объективной  оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.

    Оценка  является неотъемлемым и важнейшим  элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.

    Сегодня в некоторых организациях одним  из важнейших принципов работы с  кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.

    По  общему признанию специалистов в  области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

  • знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
  • знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
  • умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;

    - наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;

  • способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
  • умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
  • способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
  • умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
  • распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
  • координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
  • умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
  • умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
  • конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
  • учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
  • стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
  • устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных [6].

    В условиях рыночной экономики предъявляются  повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. Например, за рубежом широко используется методика английского исследователя Р. Беннета, который предложил выявлять степень проявления двадцати качеств личности руководителя: интеллигентность, честность, доступность, авторитарность, стремление, вдумчивость, тактичность, коммуникабельность, заинтересованность в людях, цельность характера, позитивное отношение к действительности, мужество, решительность, порядочность, чувство юмора, умение слушать, твердость, дружелюбие, энтузиазм, умение отстоять свое мнение, самокритичность в оценках своих действий и поступков, умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено, умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия, а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных

    Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:

  1. установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
  2. выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
  3. обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
  4. вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
  5. обсудить оценку с работником;
  6. принять решение и задокументировать оценку.

    К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.

    Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик  в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.

    К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.

    К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника [13].

    Рассмотрим  немного подробней методы оценки персонала.

Информация о работе Факторы повышения эффективности руководства в системе менеджмента