Система менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать систему обучения, выявить недостатки, и выдвинуть предложения по усовершенствованию данной системы обучения, оформить документально.

Оглавление

Введение и цель
1.0 Понятие, значение, виды и методы обучения персонала
1.1 Понятие и значение обучения персонала
1.2 Методы определения потребности компании в обучении персонала
1.3 Методы обучения персонала
1.4 Система контроля и оценки результатов обучения.
2.0 Анализ обучения персонала на примере ООО «Универсам Восток» в городе Владимире
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ персонал в организации.
2.3 Анализ текучести персона в организации за 2007г., 2008г., 2009г.
2.4 Анализ психологического состояния коллектива.
2.5 Анализ обучения персонала на примере ООО «Универмаг Восток»
2.6 Анкета: по выявлению эффективности обучения в ООО «Универмаг Восток».
3.0 Заключение работы
План Мероприятий по усовершенствованию обучения персонала в ООО «Универсам Восток».
Должностная инструкция
3.1 Разработка Оперограмма
3.2 Предложения по улучшению обучения персонала
3.3 Заключение
3.4 Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 348.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение и цель

1.0  Понятие, значение, виды и методы обучения персонала

1.1 Понятие и значение обучения персонала

1.2 Методы определения потребности компании в обучении персонала

1.3 Методы обучения персонала

1.4 Система контроля и оценки результатов обучения.

2.0 Анализ обучения персонала на примере ООО «Универсам Восток» в городе Владимире

2.1 Общая характеристика организации

2.2 Анализ персонал в организации.

2.3 Анализ текучести персона в организации за 2007г., 2008г., 2009г.

2.4 Анализ психологического состояния коллектива.

2.5 Анализ обучения персонала на примере ООО «Универмаг Восток»

2.6 Анкета: по выявлению эффективности обучения в ООО «Универмаг Восток».

3.0  Заключение работы

План Мероприятий по усовершенствованию обучения персонала в ООО «Универсам Восток».

Должностная инструкция

3.1 Разработка Оперограмма

3.2 Предложения по улучшению обучения персонала

3.3 Заключение

3.4 Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

Цель: проанализировать систему обучения, выявить недостатки, и выдвинуть предложения по усовершенствованию данной системы обучения, оформить документально.

 

Актуальность Темы: данная работа вполне актуальна в современное время, так как многие руководители не знаю как и какими методами лучше всего проводить обучение персонала и к кому стоит обратиться за помощью. Эта работа поможет вам, определиться оптимальные решения и методы обучения персонала.

В данной курсовой я проанализировал документы организации (устав, правила и положения). Я выбрал следующие методы исследования: анкетирование, опрос и анализ. Бизнес развивается. Конкуренция растет. И задача любой компании не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.

Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.) что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.

Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе обучения работникам может быть передана информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.


1.1 Понятие и значение обучения персонала

Обучение персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.

В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет: обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации. Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты. Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

Причины необходимости обучения персонала предприятия заключаются в следующих тезисах.

1.              Повышение квалификации. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами.

2.              Мотивация. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.

3.              Специфика профессии. Сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию.

4.              Соответствие стандартам. В некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.

5.              Международное сотрудничество. Наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса (например, ИТ). Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.

6.              Отсутствие специалистов. Зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись. Осваивая новое для России производство, а значит и технологии, компания берет на себя задачу подготовки кадров.

7.              Стратегия компании. В некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию — там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы определения потребности компании в обучении персонала

Метод

Преимущества

Недостатки

Заявки руководителей

Хорошо учитываются особенности конкретных сотрудников

 

Заявка на обучение отражает реальные потребности компании

 

Низкие издержки

Руководителям, подающим заявку, могут быть присущи:

 

 

субъективизм;

 

ориентация на краткосрочные цели;

 

отсутствие профессиональных навыков

Предложения сотрудников

Учитываются пожелания самих сотрудников на основе:

 

 

знания собственных достоинств и недостатков;

 

знания собственных интересов;

 

видения развития личной карьеры

Сотрудникам, подающим заявку, могут быть присущи:

 

 

недостаточное знание целей и стратегии компании;

 

формализм и скептицизм

Аттестация персонала

У руководителей есть возможность оценить потенциал каждого подчиненного

 

 

 

Регулярность процесса

Есть опасность задать слишком общие критерии и получить слишком общие

 

оценки

Анализ результатов работы сотрудников

Обеспечиваются:

 

 

наглядность и конкретность оценок;

 

связь обучения с целями и стратегией компании

 

 

 

 

 

Повышается мотивация сотрудников к эффективному труду

Этот метод невозможно применить к топ-персоналу

Анализ должностных инструкций

Есть возможность оценить, соответствуют ли предъявляемые требования

 

профессиональным качествам сотрудника

Трудно точно оценить, какую работу сотруднику придется выполнять в

 

будущем

Экспертная оценка независимого консультанта

Консультант дает оценку на основе:

 

 

глубокого понимания целей и стратегии обучения;

 

специальных профессиональных знаний и опыта

Запас знаний консультанта о компании ограничен

Психологическая оценка (определение личных качеств и потенциала сотрудников

 

на основе ролевых игр и психологических тестов

Обеспечиваются:

 

 

связь обучения с целями и стратегией компании;

 

непосредственная оценка качеств конкретных сотрудников;

 

высокая точность оценки потенциала сотрудников;

 

индивидуальный подход к сотрудникам

Высокие издержки

 

Не все сотрудники легко соглашаются пройти тестирование и участвовать

 

в тренингах

 

 

Выявление потребностей в обучении. Когда в компании уже организован отдел персонала, у директора по персоналу возникает стремление систематизировать обучение в компании, освоить единые процедуры выявления потребности в обучении и оценки его эффективности.

Центральным ядром целостной системы работы с персоналом может стать модель компетенций. Компетенцию нельзя путать с компетентностью, которая скорее относится к владению узкопрофессиональными знаниями. Компетенция — понятие более широкое, это совокупность ключевых знаний, умений, навыков, качеств, требуемых на определенной позиции. Например, для должности бухгалтера главной компетенцией является внимание к деталям, для продавца — клиент-ориентированность, для менеджера — планирование и контроль.

Каждая компетенция описывается в терминах поведенческих индикаторов, которые можно наблюдать в реальных рабочих ситуациях и в деловых играх. По личностному складу человек может быть недостаточно решительным, мягким, но здесь важно не то, как он общается с друзьями, а то, насколько он эффективен на своем рабочем месте. Поэтому, если менеджер способен четко ставить задачи, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, корректировать действия подчиненных и добиваться достижения поставленных целей, он получит высокие оценки по компетенции “управление исполнением”.

 

1.3 Методы обучения персонала

К принципам выбора метода обучения персонала чаще всего относят: объективность, надежность, достоверность, доступность, а также принцип соответствия общей кадровой политике организации.

1.              Принцип объективности требует, чтобы профессиональное обучение персонала проводилось вне зависимости от чьего-то мнения или отдельных суждений.

2.              Принцип надежности предполагает работу системы обучения вне зависимости от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач).

3.              Принцип достоверности определяет, насколько успешно человек на практике применяет знания и навыки, полученные в процессе обучения.

4.              Принцип доступности провозглашает, что процесс обучения и критерии оценки должны быть доступны и понятны как обучающим, так и самим обучаемым. Кроме этого, актуальна задача разработки такой системы обучения, которая позволила бы решить проблему регулярного обучения вновь поступающих сотрудников и передачи им накопленных в компании знаний, опыта и культуры.

Методы обучения делятся на традиционные и активные: К традиционным относятся лекции, семинары и учебные видеофильмы. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы .

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные не-просто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

Традиционные методы обучения персонала:

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения. Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции отличаются от тех, которые раньше читали в институтах. Сейчас чаще обращаются к интерактивному общению — проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают решить практические задачи. Используют много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.

Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях — проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

Информация о работе Система менеджмента