Диверсификационные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить диверсификационные известные более как диверсифицированные методы исследования систем управления.
Задачи работы рассмотреть сущность и процессы диверсификации, ознакомиться с основными диверсифицированными методами исследования систем управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Диверсификация исследования………………………………………………………………….4
1.1 Процессы диверсификации исследования………………………………………………….....4
1.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования…………………………...5
2. Диверсифицированные методы исследования систем управления…………………………...5
2.1 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления………………………....5
2.2 Метод «мозгового штурма»………………………………………………………………….....9
2.3 Метод синектики в исследовании управления………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.90 Кб (Скачать)

    Активный  генератор быстро реагирует на поставленную проблему, проявляет заметный интерес  к решению проблемы, позитивно  реагирует на критику, не "въедается" в содержание проблемы, проявляет  притязания к лидерству.

    Инертный  генератор не обладает высоким уровнем  притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не торопится высказывать  идеи, анализирует собственные мысли, требует в большей степени "разогрева" в генерировании идей.

    Латентный (скрытый) генератор склонен к  индивидуальной творческой работе, проявляет  большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после  неформальной апробации.

    Очень важную роль в успехе "мозгового  штурма" играет деятельность ведущего. На первом этапе он должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей. Это достигается путем включения в проблему, информационного наполнения ее содержания, процедурного регулирования работы группы, психологической поддержки творческой активности, регулирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение), концентрации внимания на ключевых факторах поиска. Все это механизм управления коллективным творчеством, используемый ведущим.

    На втором этапе "мозгового штурма" деятельность ведущего должна быть иной, потому что здесь главным становится не идея как таковая, а выявление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспективности, практической значимости, оценка связей идей и возможностей их представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие высказанных идей.

    Именно  на это и должна быть направлена деятельность ведущего. Он должен стимулировать  полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Этими критериями он регулирует творческую деятельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты.

    Метод "мозгового штурма" как метод  исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного  обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что  все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках  свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются  и раздаются в случайном порядке  всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать  и новые идеи.

    Существует  также метод "обратного мозгового  штурма", при котором группа генерации  идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности  их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание  проблемы и определение ее роли в  развитии управления.

    Метод "двойного мозгового штурма" предполагает подготовительную работу в генерации  идей, затем их постановку без анализа  и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли. Существует и метод "конференции идей", который реализуется по специальной технологии их презентации.

    Использование метода "мозгового штурма" может  быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому  методу. Он является не только методом  использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода. 

    2.3 Метод синектики в исследовании управления

    Синектика - греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов.

    Идея  синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.

    Идея  синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

    Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

    В отборе группы главным критерием  является эмоциональный строй человека, способность "включить" эмоции в  процессы интеллектуальной совместной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо использовать специальные  тесты для формирования группы. Конечно, не исключаются наличие разнообразных  знаний, определенный уровень образования  и практический опыт исследовательской  деятельности.

    В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в  той области знаний, к которой  относится проблема или которая  отражает наиболее существенные черты  проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т. д.

    В организации работы группы главным  фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые  должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешенности - вовлеченности, во-вторых, откладывания - осторожности, в-третьих, размышления - раскованности, в-четвертых, достижения - удовлетворенности.

    Первое  состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.

    Второе  - проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках.

    Третье - ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению.

    Четвертое - ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельностью и ее результатом.

    Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако всегда существуют в работе синектической группы.

    В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями психофизиологической активизации.

    1. Анализ понятий, их значений  и дефиниций, преобразование проблемы  посредством обобщения понятий  или их инверсии, трансформации,  комбинации.

    2. Попытки отрицания существующего  понятия, закономерности или закона, отрицания тенденции или принципа.

    3. Поиск аналогов проблем и понятий,  их образного выражения отождествления  или противопоставления, попытка  сделать известное неизвестным и наоборот.

    Эти действия характеризуют операторы  синектики или механизм, средства синектической деятельности.

    Главное в синектике - добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом возникает необходимость. Этому можно научиться и научить.

    В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален.

    Группа  должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов  к риску в высказывании идей, боролся  за психологический престиж.

    Операторы синектики - это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний - эмпатия, аффект, вовлеченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

    Технология  синектики предполагает три этапа ее осуществления: превращение неизвестного в якобы известное; превращение известного в якобы неизвестное; превращение неизвестного в известное.

    Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда является стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к  чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем  как сведение неизвестного к якобы  известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

    Но  далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения  проблемы и исследователь стремится  превратить известное в якобы  неизвестное, т. е. переосмыслить известное  с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая  условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с  позиций новой, еще не решенной проблемы.

    В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в другое. Это перенос делается сначала  с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или  модификацией. В этом процессе и  происходит возникновение нового знания.

    Может показаться, что знание само дает новое  знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.

    Информационная  база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в  том числе специально запрашиваемой  и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.

    Для того чтобы превратить известное  и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть  привычный взгляд на вещи и явления  действительности. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм - основа творчества. Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное: субъективная аналогия; прямая аналогия; символическая аналогия; образная аналогия; фантастическая аналогия (см. приложение 5).

    Рассмотрим  каждый из них подробнее:

    Субъективная  аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя  в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоположные  силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Безусловно, это  не легкая операция, она отражает определенные стороны искусства исследовательской  деятельности, способности творческого  воображения, индивидуальные особенности  личности. Но практика показывает, что  при некоторых обстоятельствах  и при определенном классе проблем  это может быть очень продуктивной операцией поиска решений и исследования. Такой оператор помогает увидеть  не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А  увидеть их — это значит увеличить  вероятность решения проблемы. Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивидуальной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивируется и включается в групповое воображение.

Информация о работе Диверсификационные методы исследования систем управления