Диверсификационные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить диверсификационные известные более как диверсифицированные методы исследования систем управления.
Задачи работы рассмотреть сущность и процессы диверсификации, ознакомиться с основными диверсифицированными методами исследования систем управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Диверсификация исследования………………………………………………………………….4
1.1 Процессы диверсификации исследования………………………………………………….....4
1.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования…………………………...5
2. Диверсифицированные методы исследования систем управления…………………………...5
2.1 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления………………………....5
2.2 Метод «мозгового штурма»………………………………………………………………….....9
2.3 Метод синектики в исследовании управления………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.90 Кб (Скачать)

    Прямая  аналогия заключается в сравнении  фактов из двух параллельно существующих областей знании или процессов, ситуации, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параметров с одного объекта  на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в  исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы  в целом или даже общества. Именно так возникала идея кибернетики. Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира.

    Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение  парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма. Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие.

    Для символической аналогии очень важно  выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у него противоположные  этой функции качества, как может  выглядеть их реальное сочетание, что  добавляет нам это сочетание  в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

    Соединение  субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор —  образную аналогию. Ее особенность  заключается в превращении первоначального  объекта исследования в некоторый  образ, который сопоставляется в  последующем с образом — критерием, с образом функционального тождества, образом — развития и т. д.

    В использовании этого оператора  большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных  посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств  и качеств и сопоставление  с подобным образом.

    Фантастическая  аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли.

    Синектическая группа - это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем.

    Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, наоборот она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает  вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской  работой. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потенциал.

    Но  эти ее качества возможны в своем  проявлении при условии определенных правил или принципов деятельности синектических групп.

    Существует  принцип трехэтапного формирования группы (см. приложение 6).

    Группа  должна формироваться в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования  и опыта - это первый этап; второй - отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей); третий - отбор по потенциалу коммуникативности.

    Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты  реализации этих критериев в оценках  кандидатов.

    Для первого этапа наиболее важными  являются критерии уровня и характера  образования. Группа должна содержать  специалистов из разных отраслей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень  образования, конечно, должен соответствовать  сложности решаемой проблемы.

    Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для  участника синергического процесса, потому что, как было уже отмечено, эти процессы характеризуются напряженной работой, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души.

    Энергетический  потенциал - это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобилизация сил.

    Существуют  и возрастные требования. В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений. Чаще всего это от 25 лет до 50.

    Важным  фактором является также потенциал  профессионализма. Он проявляется в  опыте профессиональной деятельности, глубоком практическом знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма - это обладание знаниями, лично  проверенными практической деятельностью.

    Здесь также можно указать и на фактор психологической основы творческой деятельности индивида. Есть люди, которые  склонны к творческой деятельности и желают работать в группе. Но их психологическими особенностями является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она проявляется в повышенной критичности к чужим мыслям, в стремлении к самоутверждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болезненном самолюбии, зависти и пр. Такое поведение может нарушать гармоничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Ему группа нужна не для поиска истины, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым.

    Это факторы отбора членов группы, которые  действуют на первом этапе. Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие:

    1. Способность к образному восприятию  и метафорическому мышлению. Эти  способности легко можно выявить  специальным тестированием, в  процессе собеседования, при решении  специальных кроссвордов.

    2. Эмоциональная зрелость, которая  проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать  на проблему или ситуацию, но  при этом проявлять способность  к конструктивному действию Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность

    3. Способность к риску также  характеризует одно из важных  качеств кандидата в синектическуго группу. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Один стремится его обойти, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идеи со стороны других участников работы, опасение вызвать негодование и пр.

    4. Большое значение имеет также  способность кандидата к обобщению,  тип мышления, позволяющий видеть  целое, составлять из разрозненных  фактов целостную картину, обобщать  факты или мысли, выделять главное  и отсеивать второстепенное относительно  целей исследования. Эти способности  также можно проверить и установить. Существуют специальные тесты.  Человеку даются три-четыре факта,  по которым надо сделать обобщающее  заключение. Эти задачи могут  быть разной степени сложности.  Возможны компьютерные варианты  таких тестов.

    На  третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность  его работы в синектической группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристики:

    1. Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действии может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

    2. Очень важным качеством является  ответственность. Может ли человек  отождествить свою деятельность  с общими результатами работы, ощутить их как собственные  удачу или неудачу, объективно  оценить свою деятельность и  роль в группе, признать порицание  или одобрение. Ответственность  проявляется в обязательности.

    3. Кандидату должна быть присуща  также мотивация поддержки. В  работе группы он не может  занимать наблюдательную или  выжидательную позицию, он должен  поддерживать огонь мысли, искать  и находить свою роль, функцию,  место в общем процессе творческой  деятельности, проявлять активность. И это должно быть органической  склонностью в его поведении,  в его отношении к группе. Не  отрицать и сомневаться, критиковать  и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением других. Это способ интеграции в группу, достижения авторитета растворения и собственной самобытности. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, альтернативность, инновационное обогащение идеи.

    4. Важную роль в формировании  синектической группы играет и статус разнообразия, который может быть присущ кандидату в совместной работе. Синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

    Сформировать  группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно  работать. Ее надо ввести в работу и  обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

    Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное  — сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем  исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе. Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся знаний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний.

    Наконец, заключительный этап представляет собой  организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведение исследовательской работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Исследование  систем управления - главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

    Современная наука имеет обширный и богатый  арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

    Классификация методов позволяет упорядочить  представление об их составе, связях и особенностях.

    Методы  исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное  применение способствует получению  достоверных и полных результатов  исследования возникших в организации  проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при  проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

    Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными  методами исследования.

    В данной работе раскрывалось содержание и основные характеристики диверсификационных методов исследования систем управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ "Крылья", 2000.

Информация о работе Диверсификационные методы исследования систем управления