Диверсификационные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить диверсификационные известные более как диверсифицированные методы исследования систем управления.
Задачи работы рассмотреть сущность и процессы диверсификации, ознакомиться с основными диверсифицированными методами исследования систем управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Диверсификация исследования………………………………………………………………….4
1.1 Процессы диверсификации исследования………………………………………………….....4
1.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования…………………………...5
2. Диверсифицированные методы исследования систем управления…………………………...5
2.1 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления………………………....5
2.2 Метод «мозгового штурма»………………………………………………………………….....9
2.3 Метод синектики в исследовании управления………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.90 Кб (Скачать)

    Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Эта разработка имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т. д. Эта стратегия построена на установлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.

    Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

    Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако это предполагает усиление компоненты системного анализа и предельно четкую формулировку цели исследования.

    Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и  организационными факторами. Они не обязательно предполагают алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используются и при коллективном исследовании, где могут иметь наибольший эффект. Например, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эффективными, когда они строятся на разделении функций между различными исследовательскими группами в целях аккумулирования и презентации идей, их строго и тщательного системного анализа.

    Стратегии различаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по следующим  параметрам: цель исследования и характер проблемы, что делать для ее решения, какими средствами решать, как решать (см. приложение 3).

    Важным  фактором выбора стратегии является также наличие информации на начальном  этапе исследования, возможность  и необходимость ее накопления, формы  использования (количественные данные, систематизированное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии  интуитивного поиска.

    Может показаться, что интуитивный поиск  полностью построен на случайных  озарениях и по сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Это не совсем верно. Любая  мыслительная, а тем более, творческая деятельность имеет две составляющие - сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказываются.

    До  определенных пределов этим сочетанием можно управлять и можно развивать  бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На этом и построены различные  стратегии творческого поиска.

    Один  из классиков американского менеджмента  Джеймс Марч писал: "Нам нужно дополнить технологию разума технологией безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, не как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать".

    Менеджеру и исследователю менеджмента  тем более всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда "по наитию". 
 
 

    2.2 Метод «Мозгового  штурма»

    Метод "мозгового штурма" имеет большую  известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении  многих сложных исследовательских  и не только исследовательских проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках  по менеджменту, и в специальных  учебниках по проблемам разработки управленческих решений.

    Исследование  - это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объяснение сложного. Поэтому в исследованиях метод "мозгового штурма" имеет особое значение. С его помощью можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

    Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

    Основной  целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой  проблемы, выход за границы тех  представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

    Люди  различных специальностей, практического опыта, научного темпераметра, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть "мозгового штурма". Другое его качество - соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

    "Мозговой  штурм" проводится в два  этапа: этап генерации идей  и этап практического анализа  выдвинутых идей.

    Каждый  из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность (см. приложение 4).

    Первый  этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

    1. Принцип формирования группы  по способностям к научному  воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

    2. Отбор группы для генерации  идей можно делать по результатам  специального тестирования, которое  позволит выявить и учесть  критерии этого принципа. Кроме  того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

    3. Все это нужно для того, чтобы  создать в работе этой группы  атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

    4. Принцип строго запрещения всякой  критики. Она может ограничить  полет фантазии, создавать опасения  в высказывании идей, ухудшать  социально-психологическую атмосферу,  заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать  внимание и концентрировать его  на какой-либо одной идее и  тем самым уменьшать их количество  и разнообразие. Ведь главной  задачей первого этапа "мозгового  штурма" является поиск как  можно большего количества различных  вариантов решения проблемы, путей  достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна  быть направлена только на  поиск идей, а не на их критику,  объяснение, обоснование. Поэтому  следует сформулировать и еще  один принцип.

    5. Принцип запрещения обоснования  выдвигаемых идей. Надо исключить  эту естественную потребность  человеческого общения. Можно  предлагать лишь дополнительные  идеи, отличные от высказанной. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

    6. Принцип мотивации разнообразных  идей, снятия ограничений по области  знаний, богатству опыта, должностному  статусу, возрасту, социальному положению.  Можно высказывать абсолютно  нереальные и фантастические  идеи, более того, именно это и  надо мотивировать в работе  группы.

    7. Такая мотивация определяется  подбором группы и организацией  ее работы. В группу могут входить  специалисты в различных областях  знаний, разного опыта и научно  — практического статуса. Разнообразие  участников работы способствует  генерации идей.

    8. Принцип регламента времени на  выдвижение идей. Желательно, чтобы  идеи выдвигались на основе  озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

    На  втором этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

    1. Принцип полноты анализа идей  и их обобщения. Ни одна высказанная  идея, как бы скептически она  ни оценивалась первоначально,  не должна исключаться из практического  анализа. Все представленные идеи  должны быть классифицированы  и обобщены. Это помогает освободить  их от возможных эмоциональных  моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение  идей иногда дает очень удачные  результаты.

    2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из  аналитиков, хорошо понимающих суть  проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие  чувством повышенной ответственности,  терпимостью к чужим идеям,  четким логическим мышлением.

    3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

    4. Принцип дополнительной разработки  идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

    5. Принцип позитивизма в анализе  идей. Можно проводить анализ  на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый  проводится по установке на  критические оценки, скептицизм, жесткость  практических критериев. Второй  — по поиску рационального,  позитивного, конструктивного в  любых их проявлениях.

    6. Принцип конструктивизма, предполагающий  ориентировать идеи на построение  концепции, реальность, программу  действий, осуществлять увязку идей.

    В практическом использовании метода "мозгового штурма" большое  значение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и  второй групп должна быть соответствующим  образом организована и регулироваться в процессе их проведения. Эту роль выполняет ведущий. Возможны различные  варианты: ведущий может быть для  первой и второй групп один и тот  же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том и в другом случае ведущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

    Целесообразность  использования метода "мозгового  штурма" определяется оценкой сложности  и оригинальности исследовательской  проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать  в процессах "мозгового штурма". Чаще всего это люди, подобранные  по специальным тестам и прошедшие  необходимое обучение.

    Большое значение в успехе "мозгового  штурма" имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его  предмета — проблемы.

    Проблема  может быть поставлена в обобщенном виде, либо в конкретно-практическом. Возможна постановка проблемы также в виде проблемы -аналога (антипроблемы) или из смежной области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления). Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения "свободы" творческого процесса, раскованности мышления.

    Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зависит от профессионального  состава группы, ее структуры по психологическим данным, сложившимся  или несуществующим человеческим отношениям (незнакомые люди), организационным  условиям работы группы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.).

    При подборе группы для генерирования  идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию  люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей:

Информация о работе Диверсификационные методы исследования систем управления