Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ состояния инновационной политики в сфере авиастроения Российской Федерации за период 2002-2013г.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность инновационной политики РФ;
2.Изучить динамику развития инноваций в сфере авиастроения;
3.Проанализировать состояние инновационной политики РФ в сфере авиастроения за 10 лет.

Оглавление

Введение
1.Инновационная политика РФ
1.1. Сущность и принципы инновационной политики
1.2. Формирование государственной инновационной политики
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
2.Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники Росси
2.2. Проблемы развития инноваций в авиастроении
2.3. Анализ реализации инновационной политики РФ в сфере авиастроенич
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Основными целями ФЦП являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской АТ для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

2.2. Проблемы развития инноваций  в авиастроении

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа) определяет основные направления, цели и приоритеты развития авиационной промышленности и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет собственных средств организаций, долгосрочных кредитов коммерческих банков и инвесторов, иностранных кредитов.

 Авиационная промышленность  России является одной из ведущих  наукоемких отраслей страны, работа которой обеспечивает создание большого числа рабочих мест в авиационной и смежных отраслях промышленности и имеет существенное значение для обеспечения обороноспособности государства.

 В создании авиационной техники  принимают участие около 1500 предприятий машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности.

 Развитие отечественной авиапромышленности  является одной из приоритетных  задач государства.

 Воздушный транспорт страны, который выполняет более трети объема пассажирских перевозок, требует в ближайшие годы обновления парка в связи с выработкой ресурса и техническим устареванием. Около 70 процентов воздушных судов находятся на заключительной стадии эксплуатации.

 Государственная поддержка развития гражданской авиации в России с 1992 года осуществлялась на основе федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года", которая в январе 1996 г. получила статус президентской.

 В ходе реализации указанной программы российской авиапромышленностью разработано новое поколение пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-334, Ил-114 и других, не уступающих по летно-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Эти самолеты удовлетворяют всем международным требованиям по экологии, имеют по сравнению с самолетами предыдущего поколения примерно в 2 раза меньший расход топлива и требуют примерно на 20 процентов меньше прямых эксплуатационных расходов, чем зарубежные самолеты.

 Между Россией и США подписано межправительственное соглашение о безопасности полетов, свидетельствующее о том, что сертификация воздушных судов по российской системе соответствует требованиям системы сертификации их в США.

 Создаваемые в рамках указанной  программы новые вертолеты Ка-226, Ка-62, Ми-38 и другие являются по своим характеристикам конкурентоспособными на мировом уровне. Вертолет Ка-32 сертифицирован в Канаде.

 Однако недостаточное финансирование  указанной программы - в среднем  на уровне 20-30 процентов необходимых  средств - привело к неполной ее реализации.

 Уровень оснащенности авиакомпаний  России воздушными судами нового  поколения существенно отстает  от мирового уровня, что снижает  конкурентоспособность российских  авиаперевозчиков. Актуальность задачи  переоснащения парка воздушных судов авиакомпаний России авиационной техникой нового поколения также связана с систематическим повышением международных норм и требований к экологическим характеристикам воздушных судов (уровень шума, создаваемого на местности, эмиссия продуктов сгорания).

 Анализ состояния основных  фондов предприятий авиационной  промышленности показал, что их  износ составил примерно 51 процент, износ оборудования на предприятиях - примерно 70 процентов, а в научных  организациях - 73 процента.

 Для обеспечения эффективной работы авиационной промышленности требуется техническое перевооружение и развитие производства на основе информационных технологических процессов и дальнейшее совершенствование экспериментально-испытательной базы.

 Развитие авиационной промышленности неразрывно связано с проблемами формирования эффективной системы обеспечения послепродажного обслуживания. Поэтому важной задачей для отечественных производителей и эксплуатантов является создание современной инфраструктуры технического обслуживания и ремонта.

 Федеральным законом "О государственном  регулировании развития авиации" от 8 января 1998 г. №10-ФЗ установлено, что основным принципом развития  авиации является программно-целевой  подход (Статья 3) и финансирование  развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации на федеральные целевые программы (Статья 10).

 Основным условием эффективной  работы авиационной промышленности  является восстановление отечественного  рынка авиационной техники и  на этой основе обеспечение средствами предприятий - производителей авиационной техники и организация финансовых структур, осуществляющих продажу авиационной техники на внутренний рынок и на экспорт.

 В настоящее время США  и Европейское сообщество наметили  новые рубежи развития авиации. Подобное улучшение российской  авиационной техники при соответствующей  государственной поддержке принципиально  возможно и в случае его  осуществления обеспечит существенное повышение прибыли авиакомпаний России.

 Без государственной поддержки  разработки и производства гражданской  авиационной техники нового поколения  существенное отставание отечественного  авиастроения от зарубежного  неизбежно.

 Для обеспечения надежности  и безопасности эксплуатации авиационной техники требуется проведение большого объема стендовых и летных испытаний.

 Выполнение таких работ требует  длительных сроков и с учетом  отработки новых технических  решений составляет 5 - 7 лет для  самолета и пилотажно-навигационного комплекса и 8 - 10 лет для двигателя.

 Такие сроки разработки новых  самолетов, двигателей и их систем  и агрегатов требуют долгосрочных  кредитов, что в условиях отсутствия  оборотного капитала у российских  авиастроительных фирм делает  невозможным разработку новых образцов авиационной техники без государственной поддержки.

 Привлечение внебюджетных средств  на длительный период, составляющих 77% общего объема финансирования  Программы, возможно только при  наличии бюджетного финансирования  по утвержденной Правительством федеральной целевой программе.

 Переоснащение парка российских  авиакомпаний путем приобретения (лизинга) зарубежных воздушных судов  будет означать для России  потерю рабочих мест, налоговых  поступлений в бюджет от производимой  отечественной продукции и перевод за рубеж значительных валютных средств и являться по сути финансированием зарубежной авиационной промышленности.

 Реализация Программы позволит  создать конкурентоспособную авиационную  технику для обеспечения отечественными  авиакомпаниями внутренних и международных перевозок и для экспорта.

 

2.3. Анализ реализации инновационной  политики РФ в сфере авиастроения

 

Система программных мероприятий предусматривает проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области авиационной техники, техническое перевооружение и развитие производства гражданской авиационной техники. Создание нового поколения воздушных судов будет проводиться с использованием унифицированных авионики, бортовых систем и агрегатов.

 Опытно-конструкторские работы обеспечат создание новых или модификацию существующих самолетов, вертолетов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем.

 Особенностью воздушного транспорта  являются повышенные требования  к его надежности и безопасности эксплуатации, в связи с чем при проведении опытно-конструкторских работ предусматривается осуществлять:

 проектирование и изготовление  опытных образцов авиационной  техники;

 отработку аэродинамики в  объеме 10 - 15 тыс. часов испытаний в аэродинамических трубах;

 отработку прочности материалов  и конструкций путем проведения  статических и усталостных испытаний  в объеме 120 - 180 тыс. эквивалентных  летных часов;

 отработку газодинамики, прочности  и ресурса двигателей в стендовых  испытаниях в объеме 10 - 20 тыс. часов, а также в летных испытаниях;

 отработку отказобезопасности  систем управления и бортовых  систем электронного оборудования  на вычислительных и стендомоделирующих  комплексах в объеме 5 - 6 тыс. часов;

 испытания систем управления, бортовых систем и агрегатов на надежность при внешних воздействиях на комплексных стендах в объеме 3 тыс. часов;

 проведение летных доводочных  и сертификационных испытаний  в объеме 1000 - 1500 полетов.

 Перечень опытно-конструкторских  работ, предусматриваемых Программой, представлен в приложении №1.

Ресурсное обеспечение Программы производится за счет использования собственных средств организаций, банковских кредитов и средств федерального бюджета.

Реализация Программы потребует в 2002 - 2015 годах финансирования научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, технического перевооружения и развития производства в объеме 158188,6 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе:  

                                                                                                                   

 

                                                                                                                  Таблица 2

 

на первом этапе - 2002 - 2005годы

(млн. рублей)

 

2002 год

2003 год

2004

 год 

2005

год

2002 - 2005

 годы

Всего

8752,2

9361,4

10101,7 

10908,4 

39123,7

из них:

         

федеральный бюджет:

2290,0

2427,8 

2562,4 

2711,9 

9992,1

по разделу 6

2200,0 

2332,0

2460,2

2602,9 

9595,1

по разделу 7

90,0 

95,8

102,2 

109,0 

397,0

внебюджетные источники

6462,2 

6933,6 

7539,3 

8196,5 

29131,6


 

                                                                                                                    Таблица 3

на втором этапе - 2006 - 2010 годы и период до 2015 года

(млн. рублей)

 

2006

 год

2007

 год

2008

 год

2009

 год

2010

 год

2006 -2010

 годы

2011 -2015

 годы

Всего

11279,7 

11573,8 

11765,0 

11872,0

11945,4 

58435,9

60629,0

из них:

             

федеральный бюджет:

2829,2 

2815,3 

2783,5 

2731,5

2663,6

13823,1 

11870,9

по разделу 6

2709,3 

2677,5 

2618,1 

2533,0

2423,6

12961,5

10496,8

по разделу 7

119,9

137,8 

165,4 

198,5 

240,0

861,6

1374,1

внебюджетные источники

8450,5

8758,5

8981,5

9140,5 

9281,8 

44612,8 

48758,1


 

 

                                                                                                                

 

                                                                                                                  Таблица 4

Объемы и источники финансирования по направлениям

 

(млн. рублей)

Источник финансирования

2002-2015 годы

2002 год

1.

Опытно-конструкторские работы по воздушным судам, двигателям, бортовому радиоэлектронному оборудованию, агрегатам и системам - всего

115985,6 

6483,9

из них: федеральный бюджет по разделу 6

24445,0

1819,5

внебюджетные источники

91540,6

4664,4

2.

Научно-исследовательские работы по разработке новых технических решений.

 Содержание и развитие экспериментальной  базы

   

федеральный бюджет по разделу 6

8608,4 

380,5

3.

Инвестиции на техническое перевооружение и развитие производства - всего

33594,6

1887,8

из них: федеральный бюджет по разделу 7

2632,7

90,0

внебюджетные источники

30961,9 

1797,8

Всего

158188,6

8752,2

из них:

федеральный бюджет:

35686,1

2290,0

по разделу 6 "Фундаментальные исследования исодействие научно-техническому прогрессу"

33053,4

2200,0

по разделу 7 "Промышленность, энергетика и строительство"

2632,7 

90,0

внебюджетные источники

122502,5 

6462,2

Информация о работе Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения