Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Введение………………………………………………………………………3
Государственная инновационная политика………………………………...4
Государственная инновационная политика России………………………..8
Заключение…………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………….14
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Государственная
инновационная политика……………………
Государственная инновационная политика России………………………..8
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….14
Введение.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных условиях осуществлять
специальную экономическую политику.
Как и практически всякая иная политика,
она неодинакова в разных странах, хотя
и подчинена одной и той же цели:
стимулированию инновационной активности
и развитию научно-технического потенциала.
Государственная
инновационная политика.
Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепциях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Цель государственной инновационной политики — развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
Место
и роль инновационной политики в структуре
государственного регулирования экономики
определяются особенностями инновационного
процесса как объекта управления.
Он в большей степени, чем другие
элементы НТП, связан с товарно-денежными
отношениями. Это обстоятельство
вполне убедительно проявляется в
условиях регулируемой рыночной экономики
капиталистических стран. Основная масса
инновационных процессов реализуется
здесь частными компаниями разного
уровня и масштаба, и такие
процессы выступают, понятно, не как
самостоятельная цель, а как
средство лучшего решения производственных
и коммерческих задач компании,
добивающейся высокой прибыльности.
В этих обстоятельствах
инновация изначально нацелена
на практический коммерческий результат.
Сама идея, дающая ей толчок, имеет
меркантильное содержание: это уже не
результат "чистой науки", полученный
университетским ученым в свободном,
ничем не ограниченном творческом
поиске. В практической направленности
инновационной идеи и состоит
ее притягательная сила для капиталистических
компаний. Приступая к разработке
и осуществлению этой идеи,
компании, разумеется, должны
начать с авансирования
денежного капитала. Существеннейшая
специфика такого рода вложений состоит
в том, что она связана с резко
повышенной угрозой их потери: инновации
носят рисковый характер. Вероятность
успеха воплощения новой идеи
в новом продукте достигает только
8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только
одна доходит до последней стадии
массового производства
и массовых продаж. Американский
специалист в области инноваций
Твисс отмечает, что коммерческий
успех достигается лишь
в 10% начатых проектов,
следовательно, уровень неудачи
можно оценить в 90%. Иными
словами, отдача от вложения капитала
в инновационный процесс имеет
крайне мало общего с гарантированными
выплатами ссудного процента на капитал
в банке или дивиденда на акции. И потому,
что такая отдача может при
удачной реализации инновационного процесса
оказаться сказочно большой, и потому,
что может при неудаче отсутствовать
вовсе, более того, погибнет
и вложенный капитал. Какие же побудительные
силы заставляют предпринимателей
идти на столь значительный риск? Силы
эти для любой экономической системы
(малая инновационная фирма; крупная корпорация;
группа промышленных компаний;
"объединения" промышленных
фирм, университетов, правительственных
лабораторий в разных комбинациях
и т.д.) могут быть подразделены
на внутренние и внешние либо на имеющие
объективную и субъективную природу.
Так, к числу внутренних побудительных
мотивов инновационной активности
можно отнести необходимость замены
устаревшего оборудования (объективная
причина) или стремление группы талантливых
инженеров реализовать свой
творческий потенциал (субъективная
причина). Набор внутренних
побудительных мотивов инновационной
активности индивидуален для
каждой отдельной компании и в некоторых
случаях играет решающую роль
в том, чтобы предпринять решение об
инновационном процессе. Так, для только
что созданной малой фирмы рождение
и освоение новшества
может быть единственной возможностью
завоевать место на рынке.
Однако зачастую внутренние причины
оказываются недостаточно весомыми.
Многим компаниям свойствен довольно
устойчивый консерватизм в инновационной
политике. Так, крупные монополии, добившиеся
преобладания на рынке, обычно
не имеют внутренних побудительных
мотивов к риску, связанному с инновациями.
Тут решающим стимулом могут
выступить причины внешнего
характера, в частности, обусловленные
соответствующими мерами экономической
политики государства.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Как правило, в период экономического спада характерно чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики предпочтение отдается игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
Государственное
регулирование сочетается с низкой
степенью централизации государственного
аппарата, используются косвенные методы
воздействия при развитой системе согласования
интересов правительства и бизнеса.
Государственная
инновационная политика
России.
Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения оборонной, технологической и экологической безопасности Российской Федерации.
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.
На
современном этапе одной из основных
проблем, требующих первоочередного
решения, является преодоление тенденции
технологического отставания российской
экономики. Одним из механизмов решения
указанных проблем должно стать
обеспечение развития различных
форм государственно-частного партнерства
в сфере науки и инновационной деятельности,
предполагающее взаимодействие государства
и частного предпринимательства по всему
инновационному циклу: от проведения научных
исследований, коммерциализации научно-технических
разработок и технологий до производства
наукоемкой высокотехнологичной продукции.
В целях развития наиболее значимых направлений
науки и инновационной деятельности в
рамках государственной инновационной
политики Правительством Российской Федерации
реализуется ряд конкретных мероприятий
с использованием механизмов государственно-частного
партнерства.
Доля
высокотехнологичных производств в реальном
секторе экономики России и экспорта ее
наукоемкой продукции не обеспечивают
в должной мере необходимой конкурентоспособности
на мировых рынках и статус развитой мировой
державы. Так, только 8 % роста нашей экономики
достигается за счет высокотехнологичных
секторов (в развитых странах – около
60 %), а доля страны в мировом наукоемком
экспорте не превышает 0,5 %. Вместе с тем,
как показывает зарубежный опыт, структурная
перестройка в пользу наукоемких секторов
позволяет достаточно быстро повысить
темпы роста экономики и долю страны в
мировой торговле. В России же спрос на
технологические инновации со стороны
отечественных предприятий в целом остается
относительно низким и не соответствует
условиям достижения устойчивого экономического
роста, несмотря на то, что в 2000-2004 годах
впервые с начала экономических реформ
наблюдается постепенное оживление инновационной
активности в промышленности. Количество
промышленных предприятий в России, использующих
объекты интеллектуальной собственности,
по данным Росстата, в настоящее время
составляет менее 3 %.
На современном этапе одной из основных проблем, требующих решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики, что в настоящее время выражается в низкой инновационной активности предприятий, в том числе в отраслях высоких переделов; неразвитости части перспективных элементов инновационной инфраструктуры, результатом чего является низкая эффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки; низком уровне капитализации интеллектуального потенциала и, следовательно, недостаточной инвестиционной привлекательности научных организаций.
Одним
из механизмов решения указанных
проблем должно стать обеспечение
развития различных форм государственно-частного
партнерства (ГЧП) в сфере науки
и инновационной деятельности, что
предполагает совершенствование механизмов
взаимодействия государства и частного
предпринимательства по всему инновационному
циклу: от проведения научных исследований,
коммерциализации научно-технических
разработок и технологий до производства
наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Такой подход определен, в частности, утвержденными
Председателем Правительства Российской
Федерации 5 августа 2005 года Основными
направлениями политики Российской Федерации
в области развития инновационной системы
на период до 2010 года.
К
настоящему времени необходимая в количественном
отношении инфраструктура инновационной
системы по таким ее элементам, как «бизнес-инкубаторы»,
технопарки, инновационно-технологические
центры (ИТЦ), центры трансфера технологий
(ЦТТ), коучинг-центры, уже в основном сформирована.
Так,
например, главной задачей ЦТТ
является коммерциализация разработок,
создаваемых в научных
Становление
системы ЦТТ, как и других видов инфраструктуры,
происходит при непосредственном организационном
участии Минобрнауки России, в т.ч. в рамках
реализации ФЦНТП «Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
науки и техники» на 2002-2006 годы.
Вместе с тем, по мнению Министерства,
потенциал части действующих в настоящее
время форм инновационной инфраструктуры
в значительной степени исчерпан. В частности,
для центров трансфера технологий и инновационно-технологических
центров, создаваемых на базе ВУЗов и государственных
научных организаций, уже не хватает рынка:
остающийся на низком уровне спрос на
их услуги со стороны предпринимательского
сектора требует пересмотра системы мер
государственной поддержки таких организаций,
включая, соответственно, и объемы их бюджетного
финансирования.