Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:16, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие финансовой политики
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики………………………….
1.2. Содержание и значение финансовой политики……………………………
Глава 2. Финансовая политика РФ
2.1. Механизм функционирования финансовой политики РФ……………….
2.2. Основные направления финансовой политики РФ на среднесрочную перспективу……………………
Глава 3. Развитие и перспективы финансовой политики РФ в XXI в.
3.1. Анализ единой государственной денежно-кредитной политика на 2010
год…………………………………………………...
3.2. Анализ о бюджетной политики РФ на 2011–2013 год……………………………………………………………………………
3.3 Направления развития финансовой политики РФ на среднесрочную и долгосрочные перспективы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемых источников информации…………………………….
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие финансовой политики
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики………………………….
Глава 2. Финансовая политика РФ
2.1. Механизм функционирования финансовой политики РФ……………….
2.2. Основные направления финансовой политики РФ на среднесрочную перспективу……………………
Глава 3. Развитие и перспективы финансовой политики РФ в XXI в.
3.1. Анализ единой государственной денежно-кредитной политика на 2010
год…………………………………………………...
3.2. Анализ
о бюджетной политики РФ на 2011–2013 год………………………………………………………………………
3.3 Направления
развития финансовой политики
РФ на среднесрочную и
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников информации…………………………….
Введение
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Наблюдается серьезная ситуация на фондовом рынке страны, что вызвано так называемым сложившимся «мировым финансовым кризисом». Кризис достиг больших масштабов в США, затем проник во многие другие государства Европы и Азии, а также и в Россию. Но при первых же принятых мерах (это рефинансирование по снижению ставок) он «сбежал» из нашей страны.
Несомненно, только научный подход,
знание и изучение всех
Несомненно,
данная тема считается актуальной на сегодняшний
день. Финансовая политика не только регулирует,
контролирует и распределяет поток денежных
средств, но способствует экономическому
развитию государства. В данной области
создаются различные проекты, концепции
по развитию финансовых рынков, международных
экономических отношений, усиления работы
налоговой службы.
Глава 1. Понятие финансовой политики
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложнее, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1)
разработку общей концепции
2)
создание адекватного
3)
управление финансовой
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования социальных и экономических процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
При выработки финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренний и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Цели финансовой политики
Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления её проведения фискальное и регулирующее.
Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. Поэтому государству постоянно приходиться искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.
Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Данная зависимость между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения.
Балансирование доходов и расходов государство возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных задач.
Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными ресурсами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.
К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.
В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.
При этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них.
Финансовые
инструменты регулирования
Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центробанке.
Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии: фискальные требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а регулирующие очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается сбалансирование бюджета и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, т.е. покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
Информация о работе Развитие и перспективы финансовой политики РФ в XXI в