Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:16, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие финансовой политики
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики………………………….
1.2. Содержание и значение финансовой политики……………………………
Глава 2. Финансовая политика РФ
2.1. Механизм функционирования финансовой политики РФ……………….
2.2. Основные направления финансовой политики РФ на среднесрочную перспективу……………………
Глава 3. Развитие и перспективы финансовой политики РФ в XXI в.
3.1. Анализ единой государственной денежно-кредитной политика на 2010
год…………………………………………………...
3.2. Анализ о бюджетной политики РФ на 2011–2013 год……………………………………………………………………………
3.3 Направления развития финансовой политики РФ на среднесрочную и долгосрочные перспективы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемых источников информации…………………………….
Валютный курс
Курсовая политика Банка России в 2009 г. направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы и сглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику. Стремительное развитие кризисных процессов, начавшееся в 2008 году и сопровождавшееся масштабным снижением цен на нефть и выводом капитала c российского рынка иностранными инвесторами, определило развитие ситуации на российских финансовых рынках в начале 2009 года.
Существенным негативным фактором для России стало наличие высокого уровня задолженности по внешним заимствованиям финансового и нефинансового секторов, значительная часть погашения которой приходилась на IV квартал 2008 года, что в условиях резкого падения фондовых рынков и снижения стоимости обеспечения спровоцировало волну требований кредиторов по внесению дополнительных денежных и материальных взносов (margin call) или досрочному погашению займов. В результате основная часть свободной ликвидности корпоративного сектора была направлена на покупку иностранной валюты.
Результат этих обстоятельств - спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке существенно превышал ее предложение, в силу чего Банк России осуществлял продажи иностранной валюты, нетто-объем которых за январь 2009 года составил 39,6 млрд. долларов США.
Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таритирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.
В результате в течение рассматриваемого периода Банк России осуществлял операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, сглаживая колебания курса рубля. В целом по итогам января-сентября Банк России являлся нетто-продавцом валюты: общие объемы нетто-продажи иностранной валюты за этот период составили 8,1 млрд. долларов США. Вместе с тем в течение указанного периода направление валютных интервенций Банка России изменялось: в отдельные периоды Банк России осуществлял как продажу (в январе – 39,6 млрд. долларов США, в июле-августе в целом – 5,3 млрд. долларов США), так и покупку (в феврале-июне в целом – 34,2 млрд. долларов США, в сентябре -2,6 млрд. долларов США) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
По состоянию
на 1 октября 2009 года официальные курсы
доллара США и евро к рублю составили 30,0087
рубля за доллар США и 43,8877 рубля за евро,
повысившись с начала года на 2,1 и 5,9% соответственно.
Реальный эффективный курс рубля к иностранным
валютам в сентябре 2009 года по отношению
к декабрю 2008 года снизился на 5,6%.
Варианты макроэкономического прогноза
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие
реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут
увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.
Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке.
Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80
долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых
денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал –8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидаетсяна уровне 4,4%.
Основным считается четвертый вариант, по которому, не стоит забывать, рассчитывался и трехлетний бюджет на 2008 - 2010 гг. По этому варианту экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами – в 128,5 млрд. долларов США.
Платежный баланс
Платежный баланс при всех вариантах развития должен остаться, по мнению Банка России, устойчивым. Оценивается, что положительное сальдо торговли товарами и услугами составит в 2010 г. 77,2-98,3 млрд долл. США. Это - явно заниженный показатель, рассчитанный из снижающихся мировых цен на нефть. На деле же годовой показатель, по мнению компании "ФБК", будет не менее 155,7 млрд долл. США. В пользу такого прогноза говорит и тот факт, что только за первую половину 2009 г. сальдо внешней торговли составило, по данным таможенной статистики, 85,7 млрд долл. США.
Нетрудно предположить, что ошибочность исходных макропоказателей не позволяет согласиться и с прогнозами на 2010 - 2012 гг. Предполагается, что в 2011 г. значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит дефицит счета текущих операций. Маловероятно, что такое действительно может произойти в недалеком будущем.
Инструменты денежно-кредитной политики
Значительное уменьшение платежного баланса должно привести согласно прогнозу Банка России к соответствующему уменьшению участия этого показателя в операциях на внутреннем валютном рынке. Значит, должна замедлиться динамика денежного предложения. И это хорошие условия для усиления влияния ставок по операциям банка на процентные ставки в российской экономике.
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных
резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных
требований.
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это
во многом стало результатом
И что
очень важно, удалось сохранить
социальную стабильность, смягчить социальные
последствия кризиса, обеспечить даже
в сложных экономических
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.
Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.
Важнейшие
из них связаны с опасностью, что
ставшее привычным
Сегодня,
когда российской экономике в
определенной степени удалось преодолеть
кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться
на новых задачах.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011–2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Информация о работе Развитие и перспективы финансовой политики РФ в XXI в