Внешняя политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43

Файлы: 1 файл

внешняя политика рф.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Сущность и функции внешней политики 6

2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13

3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23

3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23

3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26

3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30

3.4. СНГ как региональный приоритет России 33

Заключение 41

Список использованных источников…………………...........................................43

 

Введение

 

Актуальность  темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Изменения, произошедшие к началу XXI в. на европейском континенте коснулись регионов Центральной, Восточной  Европы, Балкан, постсоветского пространства. Сформулированная в историческом прошлом идея объединения европейских стран во имя общих интересов и безопасности не только начала претворяться в жизнь, но уже имеет определенные реальные очертания. Формирование интеграционных процессов в Европе началось с осознания общности проблем безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

Создание Европейского Союза изменило отношения между  государствами Европы. Все спорные  вопросы европейские государства  обязались разрешать мирным путем  и тесно взаимодействовать в  рамках общеевропейских институтов. Однако военный конфликт на Балканах напомнил о том, что война не исчезла с европейского континента и Европа находится перед лицом новых угроз и вызовов. К тому же  Европе грозит новый раунд гонки вооружений из-за развертывания элементов Противоракетной обороны США на её территории. Другими словами международный механизм в области разоружения и контроля, создававшийся на протяжении многих лет, продолжает в одностороннем порядке методично разрушаться Соединенными Штатами. Происходит деградация глобальных и региональных режимов контроля над вооружениями.

Одной из приоритетных целей Европы является усиление роли Организации Объединенных Наций, обеспечение  ее всем необходимым для реализации возложенной на нее ответственности. Это единственная организация, которой дано право применения силы, как крайнего средства, для решения международных споров. Как отметил в своей речи Президент Российской Федерации В.В. Путин, «единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы – как последнего довода – может быть только Устав ООН. Не надо подменять ООН ни НАТО, ни Евросоюзом. Когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, ситуация может измениться».

Россия —  один из ключевых участников международных  отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

Новизна темы курсовой работы. Поскольку вопросы оценки и анализа внешней политики являются актуальными для выработки единых не только теоретических, но и практических подходов к их реализации, можно говорить о необходимости систематизации и постоянного мониторинга информации данного вопроса. Новизна темы работы обсуславливается тем, что в условиях постоянно меняющейся ситуации практически полностью отсутствуют системные исследования и труды по данной проблеме.

Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциал, приоритеты и основные векторы развития внешней политики России в 2008-2011 годах, определить ее место на региональном и мировом уровне.

Реализация  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть вопрос о сущности и функциях внешней политики в целом;
  • Проанализировать понятие концепции национальной безопасности и место вопросов национальной безопасности во внешней политике РФ;
  • Рассмотреть основные тенденции и векторы развития внешней политики РФ в 2008-2011 годах.

Объект  исследования – основные тенденции и векторы развития внешней политики России в 2008 -2011 годах.

Предмет исследования – система межгосударственных взаимоотношений, которые возникают в рамках реализации Россией основных задач и принципов своей внешней политики.

Методология курсовой работы. Методологической основой исследования стал системный подход, позволивший рассмотреть предмет исследования, как комплекс проблем, находящихся в едином процессе, высветить наиболее характерные черты изучаемых явлений, установить их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость. Оценка современной международной ситуации проведена с позиций конкретно-исторического подхода.

 

 

!!!

Всё очень хорошо, но надо добавить во введении (я его чуть-чуть переделал – переставил абзацы) : степень изученности темы (то есть, дать три-четыре фамилии из списка литературы, которые вашу темы “осветили”, потом тут же надо написать, что при написании работы были использованы следующие источники (дать перечень источников из списка литературы и сказать что они помогли то – то и то-то показать и тд, и в конце – были использованы также Интернет ресурсы – и о них пару слов сказать).

Структура курсовой – что она состоит из введения глав и параграфов заключения и списка источников и литературы – этим введение заканчивается.

 

Я Вам исправил список источников и литературы –  сделайте его красивым и цифры  проставьте. Я Вам там всё распределил  – что такое источник посмотрите, что такое литература, а что – Интернет-ресурсы. В целом можно было бы подробнее расписать, но и так сойдёт.

 

1. Сущность и функции  внешней политики

 

Внешняя политика государства как отображение  его национальных интересов: сущность, виды. Национальные интересы Украины. Реализуя свои внешнеполитические функции, каждое государство проводит определенную политику за пределами своей страны на международной арене. Внешняя политика государства – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений.

Внешняя политика государства связана с внутренней, и в каждой конкретной ситуации приоритет  внутренней или внешней политики определятся отдельно, хотя обычно внутренняя политика является приоритетной и именно она определяет внешнюю политику, так как ради внутренних интересов проводится внешняя политика. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства; их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на отдельных направлениях, создает иерархию приоритетов в постановке и реализации целей внешней политики.[29; 140]

 Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств государств при международных организациях или членство в них. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание средств и методов внешнеполитической деятельности, осуществлять регулярный обмен информацией, визитами на разных уровнях, заключать договора, по разным вопросам. Внешняя политика государства определяется множеством детерминант, включая уровень общественно-политического, социально-экономического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности и т.д. В переложении на внешнюю политику эти факторы фокусируются в концепции национального интереса и содержание внешней политики определяется тем, что каждое национальное государство на международной арене стремится реализовать свой интерес. И хотя внешняя политика большинства государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что теперь называют национальным интересом, само понятие «национальный интерес» вошло в научный оборот только в первой половине ХХ века.

Среди основоположников разработки этого термина принято рассматривать американских ученых Р.Нибура, Ч.Бирда, Г.Моргентау. Концепция национального интереса, несмотря на свою достаточную разработанность, до сего времени остается категорией абстрактной и субъективной, так как ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в определенном обществе и государстве. Национальные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями государства, уровнем экономического развития страны, ее места в мировом сообществе, национально-культурными традициями.

Формирование  национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических  и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данной страны. Потому национальные интересы не могут существовать независимо от сознания их носителей, они имеют тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации.

Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данным характеристикам они подразделяются на жизненно важные (главные) и второстепенные; постоянные и переменные; долгосрочные и конъюнктурные. Жизненно важные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами; местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его потенциалом, престижем, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность каждой из преследуемых им целей, способность реализовать их зависит от многих факторов, но арсенал средств обеспечения интересов неизменен на протяжении веков: политические, экономические, дипломатические, военные.

Главной составляющей национального интереса является императив самосохранения государства, который дополняется  вопросами безопасности от внешней  угрозы, защиты экономических и политических позиций государства в отношениях с другими государствами, расширения влияния государства в мировой политике.

Реализуя свои национальные интересы, государства  действуют на международной арене  по-разному. Сегодня политическая наука  выделяет четыре основных вида внешней  политики.

  • агрессивная политика, проявляется в стремлении расширить свое влияние разрешить внутренние проблемы средствами внешней политики. Лидеры государств, реализующих такую политику, используют агрессивные экспансионистские методы;
  • консервативная политика, разновидность характерная для бывших «великих» государств, империй, которая основана на желании сохранить свое влияние на международной арене и ранее достигнутое положение без учета изменившейся расстановки сил и реального потенциала;
  • активная политика основывается на балансе между внутренней и внешней деятельностью государства, когда оно в целом успешно выступает в роли субъекта международных отношений, защищая свои интересы;
  • пассивная политика свойственна «слабым» государствам, которые не обладают необходимой для отстаивания свого суверенитета потенциалом, потому вынуждены отказываться от части свого суверенитета в угоду более «сильных» соседей либо покровителей. Эти страны приспосабливаются к международной среде с целью выживания в сложившихся обстоятельствах.

На протяжении истории человечества политические лидеры апеллировали к национальным интересам для оправдания выбранной ими политики. И сегодня национальные интересы – важная движущая сила в политике каждой страны. На основе национальных интересов должна строиться и внутренняя и внешняя политика. Они служат сохранению нации как единого целого. Потому понимание нацией своих национальных интересов актуальная проблема для любого общества.

В этом контексте  следует подчеркнуть, что современная  политическая наука рассматривает  все существующие государства, как государства-нации, т.е. общества с полиэтнической общностью, которая формируется исторически и люди осознают себя гражданами определенного государства, независимо от этнической принадлежности, понимая под национальным интересом, жизненно важные для всей общности цели. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной общности к объединению на основе общей культуры, языка, семейных, религиозных, моральных, этических традиций, обычаев, на основе общей политической системы и общей политики. В этом ключе национальный интерес можно определить как отношения сохранения и преумножения тех ценностей, которые являются самыми важными для существования данной общности и государства. В современных условиях большинство государств заявляют о стремлении к обеспечению национальной безопасности, сотрудничеству с другими государствами и созданию благоприятный условий для разрешения внутренних проблем, росту общего потенциала государства, повышения международного престижа своей страны. Эти задачи определяют как составляющие национальных интересов, по сути они подчинены гарантии национальной безопасности, которая в таком понимании рассматривается как наивысший приоритет среди национальных интересов.

Рассматривая  национальный интерес в качестве движущего фактора международной политики, следует помнить, что таковым являются реальные, национальные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и потому важным аспектом внешнего выражения национальных интересов, внешней политики государства является их признание другими государствами. Непризнанные национальные интересы воспринимаются другими странами как покушение на их национальные интересы, как выражение агрессивности и нестабильности в политике (вспомните отношение мирового сообщества к вводу советских войск в Афганистан).

Каждое государство  имеет на международной арене  свой национальный интерес, который  состоит в гарантии государственной  безопасности, внутренней стабильности, экономическом прогрессе, благоприятного внешнего окружения, создания позитивного международного имиджа и столкновение этих интересов порождает конфликты. В тоже время на международной арене конфликты могут быть вызваны ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопасности и об этом следует помнить. По сути определение национального интереса позволяет понять, что движет государством в его деятельности на международной арене и позволяет спрогнозировать развитие отношений между странами.

Информация о работе Внешняя политика РФ