Внешняя политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43

Файлы: 1 файл

внешняя политика рф.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Система международной  безопасности - структурно включает такие  основные сферы или области, как  военную, политическую, экономическую, экологическую, гуманитарную. Во всех этих сферах имеются стержневые проблемы, от решения которых зависит прочность всей конструкции безопасности. [29; 140]

В военной области:

  • отказ от ядерной войны;
  • демилитаризация космоса;
  • ликвидация ядерного и химического оружия;
  • сокращение обычных вооружений;
  • уменьшение военных расходов.

В политической области:

  • обеспечение права каждого народа на свободу своего социального и политического выбора;
  • справедливое урегулирование конфликтов;
  • укрепление доверия между народами.

В экономической  области:

  • отказ от любых форм экономической дискриминации;
  • установление нового экономического порядка.

В экологии:

  • объединение усилий всех государств в борьбе с растущей загрязненностью окружающей среды;
  • развитие экологически чистых, безотходных технологий и производств;
  • сохранение озонного слоя планеты.

В гуманитарной сфере:

  • расширение культурного и научного международного сотрудничества;
  • взаимодействие в сфере медицины и образования;
  • соблюдение политических и других прав человека. [23]

Всеобщая безопасность будет настолько прочной и  стабильной, насколько крепкой будет  национальная безопасность, безопасность каждого государства.

Национальная  безопасность - это защищенность государства  от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования  страны, которые гарантируют возможность  стабильного прогресса общества и его граждан.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности употребил в 1904 году американский президент Т. Рузвельт в послании конгрессу США, где он обосновал  присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В России разработана Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

  • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
  • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
  • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
  • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
  • распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
  • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
  • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
  • притязания на территорию Российской Федерации.

Возрастают  уровень и масштабы угроз в  военной сфере.

Возведенный в  ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности в обществе;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявление, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Таким образом, международные отношения, являясь основной формой международного сотрудничества государств на мировой арене, способствуют укреплению всеобщей безопасности.

 

 

3. Общая характеристика  внешней политики России на  современном этапе (2008 -2011 год)

3.1. Концепция  внешней политики России 2008 года

 

15 июля 2008 года  Президент Российской федерации  подписал Концепцию внешней политики  России, которая, фактически, определила  основы и приоритеты развития  внешней политики страны на  ближайшие годы.

Россия как крупное  государство не способно успешно реализовать свои национально-государственные интересы, проводить эффективную международную политику, не имея продуманной, всесторонне взвешенной и реалистической внешнеполитической концепции. [29; 140] Такая концепция должна быть отражением коренных, как долгосрочных, так и текущих интересов страны, вытекать из реальных возможностей к учитывать важнейшие тенденции развития общемировой ситуации, место и роль страны в системе международных отношений, постоянно меняющуюся геостратегическую ситуацию. Несомненно в то, что внешнеполитическая концепция в максимальной мере должна аккумулировать и использовать накопленный опыт, сохранять определенную линию.

Концепция внешней политики Российской Федерации - система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.

Основу настоящей Концепции  составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации и другие аналогичные документы. Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. [23]

В рамках Концепции были определены основные цели внешней политики на ближайшие несколько лет:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
  • создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
  • воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;
  • формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;
  • поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
  • всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
  • содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
  • поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

Субъекты Российской Федерации развивают свои международные  связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации  международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами. Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного и внешнеэкономического сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России, используя в этих целях возможности действующих при Министерстве иностранных дел Российской Федерации Совета глав субъектов Российской Федерации и Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям. Развитие регионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими странами и регионами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях. [23]

При подготовке внешнеполитических решений федеральные  органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями, академическим сообществом и объединениями деловых кругов России, содействуя их участию в международном сотрудничестве. Широкое вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс соответствует тенденциям внутреннего развития России, отвечает задаче поддержания в стране согласия по вопросам внешней политики и способствует ее эффективной реализации. [29; 140]

Согласно положениям Концепции, последовательное осуществление  государственной внешней политики призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

 

3.2.Анализ основных  векторов развития внешней политики  России в 2008-20011 годах

 

2008-2011 года были  достаточно бурными для развития  как ситуации в мире, так и  в России, однако для нас представляет  интерес характеристика именно  основных аспектов внешней политики  государства, как способа укреплений  его роли на международной арене.

Инициатива  о новой архитектуре европейской  безопасности, выдвинутая в июне 2008 года во время визита в Германию. Пятидневная война с Грузией  и последовавшее за ней заявление  о «сфере привилегированных интересов», а также признание Абхазии и Южной Осетии. Перезагрузка с Соединенными Штатами, подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. [23] Отмена контракта на поставку в Иран установок С-300. Заметное повышение внимания к Азии, причем не только к Китаю, предложение качественно нового подхода к решению проблемы Корейского полуострова — через крупный энергетический проект. Личное выяснение отношений с президентами Украины и Белоруссии, включая мощную информационную кампанию против последнего. Неожиданное согласие на военную интервенцию в Ливии. Визит на Южные Курилы, вызвавший резкое ухудшение отношений с Токио. Условно к этому перечню можно добавить Таможенный союз и прогресс в отношениях с Польшей, но в этих случаях очевидна ведущая роль премьер-министра Владимира Путина. Вообще, анализируя период с весны 2008-го по осень 2011 года, нужно, конечно, иметь в виду, что, строго говоря, внешнеполитического курса Дмитрия Медведева не существовало, был курс правящего тандема. [23]

Информация о работе Внешняя политика РФ