Внешняя политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43

Файлы: 1 файл

внешняя политика рф.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Наиболее сложные  проблемы в отношениях между Россией  и Украиной (Крым, Черноморский флот, граница) были в основном решены в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и соглашений по Черноморскому флоту (в соответствии с этим Черноморский флот СССР был разделен между Украиной и Россией, российский Черноморский флот должен был базироваться в г. Севастополе на условиях аренды до 2017 г., граница между Россией и Украиной проходит по фарватеру Керченского пролива). В 2010 г. между Россией и Украиной достигнуто новое соглашение, предполагающее продление срока пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 г., а также новые условия поставок газа на Украину. Очевидно, сегодня в российско-украинских отношениях приоритетно экономическое сотрудничество на рыночной основе. [23] В этой сфере по-прежнему главной проблемой остаются условия поставок газа на Украину и его транзит через ее территорию. Другой приоритет для России — положение русских на Украине, гарантии их прав.

Западный сосед  России — Республика Беларусь, крупное  восточноевропейское славянское государство, проводящее более выраженную пророссийскую геополитику: ориентация на сотрудничество с Россией является для Беларуси явным геостратегическим приоритетом. Это нашло выражение в последовательном курсе на интеграцию с Россией и создании союзного государства, договор о котором был подписан в 1999 г. Эта политика обусловлена, очевидно, следующими факторами: высокой степенью взаимосвязанности белорусской и российской экономик, заинтересованностью в экономическом сотрудничестве с Россией, исторической и культурной близостью белорусского и русского народов. Создание единого государства, его эффективное функционирование будет, очевидно, главным приоритетом и для Беларуси, и для России. Для последней этот масштабный геополитический проект потребует значительных экономических затрат, однако в геополитическом плане его реализация дает России неоспоримые преимущества. Создание такого государства будет означать формирование единого союзного политического, экономического, военного и культурного пространства, стимулирующего дальнейшие интеграционные процессы в СНГ. [23]

Политика Молдовы  на обозримую перспективу будет  определяться под воздействием заинтересованности в экономическом взаимодействии с Россией, решения приднестровской  проблемы и исторической, культурной, языковой близости к Румынии. Для России эта страна важна с точки зрения безопасности и коммуникаций. Кроме того, для России важным приоритетом в обозримом будущем останутся права соотечественников и русскоязычных граждан на территории Молдовы.

В кавказском субрегионе с точки зрения интересов России наиболее благоприятный характер имеет политика Армении. Отношения России и Армении носят характер стратегического партнерства, союзничества и взаимовыгодного сотрудничества. Армения заинтересована в экономическом и военно-стратегическом сотрудничестве с Россией, участии России в урегулировании нагорнокарабахского конфликта. Интересы России по отношению к Армении связаны с обеспечением безопасности, в том числе с обеспечением эффективного пограничного контроля с помощью находящихся на территории Армении пограничных войск РФ, а также с точки зрения коммуникаций, положения русских граждан. В целом сегодня Армения является надежным стратегическим союзником России в Закавказском регионе.

В отношениях с  Азербайджаном наиболее чувствительным для России остается вопрос об использовании Каспийского шельфа и транзите каспийской нефти. Россия была заинтересована в совместном использовании шельфа, а Азербайджан настоял на его разделе. До 2000-х гг. Россия была монополистом в транзите азербайджанской нефти. В настоящее время реализован проект транспортировки нефти по маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан. Тем самым Азербайджан расширил свои возможности поставок нефти другим странам.

Наибольшие  проблемы в кавказском субрегионе были связаны с политикой Грузии, стремившейся избавиться от российского военного присутствия и вступить в НАТО. [23] Особенно обострились отношения между Российской Федерацией и Грузией после попытки последней силовым путем восстановить контроль над Южной Осетией. Это привело к вооруженному конфликту Грузии и России в августе 2008 г. и признанию Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти события кардинально изменили геополитическую ситуацию на Кавказе. В результате чего появились два новых независимых государства и стратегических союзника России, тем самым произошло усиление геополитического, экономического и военного присутствия России в этом регионе. С другой стороны, российско-грузинские отношения переживают тяжелый кризис, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из состава СНГ.

Большое значение в современной геополитике имеют  страны Центральной Азии — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и  Узбекистан. Этот регион имеет исключительно  выгодное геостратегическое положение  в центре Азии, между ведущими евразийскими державами, на перекрестке важнейших путей из Европы на Дальний, Ближний Восток и Южную Азию. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, проходят маршруты их транспортировки. Здесь также сосредоточены значительные людские ресурсы.

Следует также  отметить, что этот полиэтнический регион представляет собой главный  ареал исламской цивилизации  на постсоветском пространстве. Сегодня  и в перспективе Центральная  Азия является одним из приоритетных объектов геополитики ведущих мировых и региональных держав — США, России, Китая, Турции, Ирана. Главный предмет геополитической конкуренции здесь связан с освоением и транспортировкой нефти и газа. Производителями и экспортерами энергоресурсов тут являются Казахстан, Туркмения, Узбекистан. Сегодня российский маршрут транзита нефти и газа уже далеко не единственный: в 2010 г. открыт газопровод Туркмения — Китай, а также существует проект газопровода «Набукко» через территорию Азербайджана, Грузии и Турции.

С точки зрения интересов России особое значение имеет  политика Казахстана. Эта страна имеет  самую протяженную сухопутную границу  с Россией, здесь проживает значительное число русских, казахстанская экономика  носит либеральный характер и  очень динамично развивается. В Казахстане находится важнейший объект космической инфраструктуры России — космодром Байконур, который она использует на правах аренды. Отношения России и Казахстана в настоящее время и в перспективе можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Казахстан является одним из наиболее активных участников интеграционных объединений с Россией (Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, ОДКБ).

Отношения России с Узбекистаном имеют в целом  положительную динамику: страны участвуют  в ОДКБ, ШОС, был заключен Договор о стратегическом партнерстве, предполагающий поставку военной техники из России в Узбекистан, предоставление друг другу максимально благоприятных условий участия в инвестиционных и приватизационных проектах и участие российских компаний в добыче нефти на территории Узбекистана. [23]

Более сложный  характер имеют отношения с Туркменией, которая провозгласила нейтралитет, ввела визовый режим, отменила институт двойного гражданства, что в первую очередь затронуло интересы русских граждан этой страны. Возможно, в связи со сменой политического руководства в Туркмении произойдут и изменения российско-туркменских взаимоотношений. Киргизия и Таджикистан не обладают какими-либо значительными запасами ценных природных ресурсов, экономически они гораздо слабее своих соседей и более зависимы от экономического сотрудничества с Россией. В большей степени они заинтересованы и в военно-политической поддержке России для укрепления своей государственности в условиях относительной слабости своих государственных институтов. Сегодня и в будущем в Таджикистане будет сохраняться российское военное присутствие. В Таджикистане находится российская военная база. Киргизия, пройдя через вооруженные конфликты и политическую нестабильность, также заинтересована в военно-политическом сотрудничестве с Россией как в рамках Договора о коллективной безопасности, других региональных объединений, так и в рамках двусторонних отношений. Здесь открыта на постоянной основе российская военно-воздушная база, предназначенная для обеспечения российского воинского контингента в Таджикистане. [23]

В целом центральноазиатский  регион имеет исключительно большое  значение для обеспечения национальной безопасности России с точки зрения противодействия распространению  исламского экстремизма и международного терроризма, противодействия контрабанде оружия и наркотиков. Большое значение для России будет иметь обеспечение ее прочных позиций в освоении и транспортировке энергоресурсов из Центральной Азии, в конкуренции за влияние в этом регионе с ведущими региональными державами.

Одной из важных геополитических проблем постсоветского пространства является окончательное  урегулирование конфликтов: нагорнокарабахского, приднестровского, абхазского, южноосетинского. Результатом их стало появление так называемых «самопровозглашенных, или непризнанных постсоветских государств»: Нагорнокарабахской республики, провозглашенной армянским населением на территории бывшей Нагорнокарабахской автономной области Азербайджана, Приднестровской Молдавской республики — на территории Молдовы; Абхазии и Южной Осетии — на территории Грузии. [23] Во всех этих случаях имеет место однотипная проблема: противоречие между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. Естественно, что стороны конфликта по-разному трактуют соотношение этих принципов международного права. [29; 140]

Безусловно, Россия заинтересована в окончательном, полном политическом урегулировании всех конфликтов на постсоветском пространстве с  учетом интересов всех заинтересованных государств и народов. При этом для России важно, чтобы урегулирование конфликтов было достигнуто самими заинтересованными сторонами в результате переговоров. После попытки Грузии с помощью военной силы восстановить контроль над Южной Осетией Россия 26 августа 2008 г. признала независимость Абхазии и Южной Осетии и стала выстраивать с ними полноценные межгосударственные отношения.

 

 

Заключение

 

Глобальные  проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств.

При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Поскольку объем  работы не позволяет остановится  детально на всех вопросах внешней  политики России, хотелось бы обратить внимание на тему взаимоотношений с Европой. С точки зрения геополитики де-факто Европа не является субъектом, причем как по имманентным причинам, так и по причинам внешнеполитическим - по большинству принципиально значимых вопросов она является ретранслятором и выразителем геополитической воли США. При этом отдельно взятые европейские государства, без сомнения, в рамках НАТО являются субъектами геостратегии; Европа в целом является субъектом геоэкономики. Объединенная Европа, составляющая больше половины пресловутого «Золотого Миллиарда», никогда не будет воспринимать Россию на равных. Тому есть, как минимум, три причины: религиозная и цивилизационная (дело даже не столько в культурной уникальности России, сколько в европейском представлении о чужеродности поствизантийского мира); расовая (высокомерие Романо-германцев и англосаксов по отношению к славянам); конкурентная борьба за ресурсы и европейское представление об исторически мотивированной неравномерности прав на них у разных народов. Другое дело, что Европа с удовольствием готова использовать Россию как «оператора» своих интересов в Азии. То есть перспектива евроинтеграции для России примерно такова: полная утрата остатков своей геополитической субъектности, попадание в зону конкурентной борьбы европейских и американских интересов.

Важно отметить, что в свете образования новой  мощной европейской державы в  результате воссоединения Германии, геополитическая стратегия обновленной  Германии будет проявлять себя, скорее всего, в форме экономической  и культурной экспансии. Уже на первом послевоенном этапе в западногерманской геополитике достаточно широкое распространение приобрела интеграционная концепция, одним из важных элементов которой была идея «общеевропейского дома» вплоть до отказа от национального суверенитета. Единая Европа может быть создана под флагом единой Германии. Безусловно, Россия заинтересована в расширении и закреплении на качественно новом уровне своих отношений с европейскими странами, в том числе, и, наверное, в первую очередь с Германией, Францией, Италией и Англией, как с государствами, пользующимися наибольший политическим и экономическим «весом» в ЕС. Вместе с тем, важнейшим вопросом нового международного позиционирования России, на наш взгляд, является вопрос о ее геополитической субъектности, об участии в мировой политике в качестве самостоятельного игрока, в качестве генератора самодостаточной стратегической линии.

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники

 

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 12 июля 2008 г. № 1440) //Рос. газ. – 2008. – 12 июля. – С. 6.
    1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос. газ. 2009. – 19 мая. – С. 4.

 

 

 

 

Литература

 

    1. Ашенкампф, Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика: Учебное пособие/Н.Н. Ашенкампф, С.В. Погорельская. – М.: Академический Проект, 2005. – 208 с.
    2. Баталов, Э. Иллюзии и реалии «новой эры» / Э. Баталов // Свободная мысль. – 2002.– № 1. – С. 14–19.
  • Бурлаков В.А. Геополитика в системе современной российской политической науки: поиск новой парадигмы /В.А. Бурлаков// Россия и АТР. – 2008. – №4. – С. 134-148
  • Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб. пособие/И.А. Василенко. – М.: Гардарика, 2006. – 340 с.
  • Внешняя политика и безопасность современной России: хрестоматия: в 4 т. М.: РОСПЭН, 2002. Т. 4. С. 12—18.
  • Волынчук А.Б.  Опыт предварительного определения состава геополитического потенциала /А.Б.Волынчук, В.Б. Шведов//Вестник Челябинского государственного университета. – 2008.- № 13. – С. 42-50
  • Гаджиев К.С. Введение в геополитику/ К.С. Гаджиев. – М: Логос, 2001. – 432 с.
  • Галкин, А. Глобальные изменения и политические институты / А. Галкин // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 12. – С. 115–118.
  • Гостева С.Р. Наука об управлении государством (некоторые вопросы геополитики современной России) /С.Р. Гостева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – №2. – С. 203-212
  • Губченко А.В. Геополитическая оценка современной России в глобализирующемся мире /А.В. Губченко //Власть. – 2011. – № 3. – С. 115-118.
  • Исаев, Б.А. Геополитика: Учеб. пособие/Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2006. – 360 с.
  • Казначеев В.П Д мин Д. В Мингазов И. Ф. Геополитика и проблема этногенеза М. ТАНДЕМ. 1997г. 402с.
  • Мальченков С.А. Категория «геостратегический приоритет» в современной политической науке/ С.А. Мальченков//Известия Саратовского университета. – 2010. – т.10; вып. 3. – С. 92-94
  • Маринченко А. В. Геополитика: Учеб. пособие/А.В. Миринченко. – M.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с.
  • Нартов, Н.А. Геополитика: Учебник для вузов/ Н.А. Нартов, В.Н. Нартов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Единство, 2007. – 450 с.
  • Носков В. В. Образ России в идеологии Американской империи // Проблемы социально-экономической истории России. — СПб., 1991. — С. 298.
  • Общая теория национальной безопасности: учеб. / Под общ. ред. А.А. Прохожева. – М. : РАГС, 2011. – 320 с.
  • Савельев А.Б. Геополитические ориентиры новой России: внутренние угрозы и ресурсы /А.Б. Савельев, А.Ю. Маруев //Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 2009. – Т. 239. – № 12. – С. 6-15.
  • Соловьев, Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности / Э.Г. Соловьев // Полис. – 2001. – № 6. – С. 116–130.
  • Шеремет, О.Л. Геополитическое положение России: современность и будущее/ О.Л. Шеремет// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – №31. – С. 152-156
  • Якунин, В.И. Современные проблемы геополитики России/В.И. Якинин. – М.: Экономика, 2006. – 32 с.
  • Яницкий О.Н. Ресурсные войны XXI века/ О.Н.  Яницкий // Социс, 2009. -  № 6. – С. 139-144.

Информация о работе Внешняя политика РФ