Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа
Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.
Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43
Наиболее сложные проблемы в отношениях между Россией и Украиной (Крым, Черноморский флот, граница) были в основном решены в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и соглашений по Черноморскому флоту (в соответствии с этим Черноморский флот СССР был разделен между Украиной и Россией, российский Черноморский флот должен был базироваться в г. Севастополе на условиях аренды до 2017 г., граница между Россией и Украиной проходит по фарватеру Керченского пролива). В 2010 г. между Россией и Украиной достигнуто новое соглашение, предполагающее продление срока пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 г., а также новые условия поставок газа на Украину. Очевидно, сегодня в российско-украинских отношениях приоритетно экономическое сотрудничество на рыночной основе. [23] В этой сфере по-прежнему главной проблемой остаются условия поставок газа на Украину и его транзит через ее территорию. Другой приоритет для России — положение русских на Украине, гарантии их прав.
Западный сосед России — Республика Беларусь, крупное восточноевропейское славянское государство, проводящее более выраженную пророссийскую геополитику: ориентация на сотрудничество с Россией является для Беларуси явным геостратегическим приоритетом. Это нашло выражение в последовательном курсе на интеграцию с Россией и создании союзного государства, договор о котором был подписан в 1999 г. Эта политика обусловлена, очевидно, следующими факторами: высокой степенью взаимосвязанности белорусской и российской экономик, заинтересованностью в экономическом сотрудничестве с Россией, исторической и культурной близостью белорусского и русского народов. Создание единого государства, его эффективное функционирование будет, очевидно, главным приоритетом и для Беларуси, и для России. Для последней этот масштабный геополитический проект потребует значительных экономических затрат, однако в геополитическом плане его реализация дает России неоспоримые преимущества. Создание такого государства будет означать формирование единого союзного политического, экономического, военного и культурного пространства, стимулирующего дальнейшие интеграционные процессы в СНГ. [23]
Политика Молдовы на обозримую перспективу будет определяться под воздействием заинтересованности в экономическом взаимодействии с Россией, решения приднестровской проблемы и исторической, культурной, языковой близости к Румынии. Для России эта страна важна с точки зрения безопасности и коммуникаций. Кроме того, для России важным приоритетом в обозримом будущем останутся права соотечественников и русскоязычных граждан на территории Молдовы.
В кавказском субрегионе с точки зрения интересов России наиболее благоприятный характер имеет политика Армении. Отношения России и Армении носят характер стратегического партнерства, союзничества и взаимовыгодного сотрудничества. Армения заинтересована в экономическом и военно-стратегическом сотрудничестве с Россией, участии России в урегулировании нагорнокарабахского конфликта. Интересы России по отношению к Армении связаны с обеспечением безопасности, в том числе с обеспечением эффективного пограничного контроля с помощью находящихся на территории Армении пограничных войск РФ, а также с точки зрения коммуникаций, положения русских граждан. В целом сегодня Армения является надежным стратегическим союзником России в Закавказском регионе.
В отношениях с Азербайджаном наиболее чувствительным для России остается вопрос об использовании Каспийского шельфа и транзите каспийской нефти. Россия была заинтересована в совместном использовании шельфа, а Азербайджан настоял на его разделе. До 2000-х гг. Россия была монополистом в транзите азербайджанской нефти. В настоящее время реализован проект транспортировки нефти по маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан. Тем самым Азербайджан расширил свои возможности поставок нефти другим странам.
Наибольшие проблемы в кавказском субрегионе были связаны с политикой Грузии, стремившейся избавиться от российского военного присутствия и вступить в НАТО. [23] Особенно обострились отношения между Российской Федерацией и Грузией после попытки последней силовым путем восстановить контроль над Южной Осетией. Это привело к вооруженному конфликту Грузии и России в августе 2008 г. и признанию Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти события кардинально изменили геополитическую ситуацию на Кавказе. В результате чего появились два новых независимых государства и стратегических союзника России, тем самым произошло усиление геополитического, экономического и военного присутствия России в этом регионе. С другой стороны, российско-грузинские отношения переживают тяжелый кризис, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из состава СНГ.
Большое значение
в современной геополитике
Следует также отметить, что этот полиэтнический регион представляет собой главный ареал исламской цивилизации на постсоветском пространстве. Сегодня и в перспективе Центральная Азия является одним из приоритетных объектов геополитики ведущих мировых и региональных держав — США, России, Китая, Турции, Ирана. Главный предмет геополитической конкуренции здесь связан с освоением и транспортировкой нефти и газа. Производителями и экспортерами энергоресурсов тут являются Казахстан, Туркмения, Узбекистан. Сегодня российский маршрут транзита нефти и газа уже далеко не единственный: в 2010 г. открыт газопровод Туркмения — Китай, а также существует проект газопровода «Набукко» через территорию Азербайджана, Грузии и Турции.
С точки зрения интересов России особое значение имеет политика Казахстана. Эта страна имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, здесь проживает значительное число русских, казахстанская экономика носит либеральный характер и очень динамично развивается. В Казахстане находится важнейший объект космической инфраструктуры России — космодром Байконур, который она использует на правах аренды. Отношения России и Казахстана в настоящее время и в перспективе можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Казахстан является одним из наиболее активных участников интеграционных объединений с Россией (Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, ОДКБ).
Отношения России с Узбекистаном имеют в целом положительную динамику: страны участвуют в ОДКБ, ШОС, был заключен Договор о стратегическом партнерстве, предполагающий поставку военной техники из России в Узбекистан, предоставление друг другу максимально благоприятных условий участия в инвестиционных и приватизационных проектах и участие российских компаний в добыче нефти на территории Узбекистана. [23]
Более сложный
характер имеют отношения с Туркменией,
которая провозгласила
В целом центральноазиатский
регион имеет исключительно большое
значение для обеспечения национальной
безопасности России с точки зрения
противодействия
Одной из важных
геополитических проблем
Безусловно, Россия заинтересована в окончательном, полном политическом урегулировании всех конфликтов на постсоветском пространстве с учетом интересов всех заинтересованных государств и народов. При этом для России важно, чтобы урегулирование конфликтов было достигнуто самими заинтересованными сторонами в результате переговоров. После попытки Грузии с помощью военной силы восстановить контроль над Южной Осетией Россия 26 августа 2008 г. признала независимость Абхазии и Южной Осетии и стала выстраивать с ними полноценные межгосударственные отношения.
Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств.
При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.
Поскольку объем работы не позволяет остановится детально на всех вопросах внешней политики России, хотелось бы обратить внимание на тему взаимоотношений с Европой. С точки зрения геополитики де-факто Европа не является субъектом, причем как по имманентным причинам, так и по причинам внешнеполитическим - по большинству принципиально значимых вопросов она является ретранслятором и выразителем геополитической воли США. При этом отдельно взятые европейские государства, без сомнения, в рамках НАТО являются субъектами геостратегии; Европа в целом является субъектом геоэкономики. Объединенная Европа, составляющая больше половины пресловутого «Золотого Миллиарда», никогда не будет воспринимать Россию на равных. Тому есть, как минимум, три причины: религиозная и цивилизационная (дело даже не столько в культурной уникальности России, сколько в европейском представлении о чужеродности поствизантийского мира); расовая (высокомерие Романо-германцев и англосаксов по отношению к славянам); конкурентная борьба за ресурсы и европейское представление об исторически мотивированной неравномерности прав на них у разных народов. Другое дело, что Европа с удовольствием готова использовать Россию как «оператора» своих интересов в Азии. То есть перспектива евроинтеграции для России примерно такова: полная утрата остатков своей геополитической субъектности, попадание в зону конкурентной борьбы европейских и американских интересов.
Важно отметить,
что в свете образования новой
мощной европейской державы в
результате воссоединения Германии,
геополитическая стратегия
Источники
Литература