Внешняя политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43

Файлы: 1 файл

внешняя политика рф.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Сущность внешней  политики состоит в способности  государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру:

  1. Интересы различных социально-политических сил;
  2. Национальные интересы;
  3. Общечеловеческие интересы.

Национальные  интересы - это общие потребности  всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных  внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Возможности осуществления интересов зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские (идеологические), политические, экономические, военные средства. Сегодня положение государства на международной арене всё больше определяется его экономическим потенциалом, уровнем развития науки и технологии, а также приверженностью к праву и моральным авторитетам. Также внешнеполитический потенциал зависит от геополитического положения государства, стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процес преобразования интересов в цели. В настоящее время большинство развитых государств преследуют в своей внешней политике следующие цели:

  • Повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства
  • Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности
  • Недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне
  • Повышение престижа и роли государства на международной арене
  • Защита определённых политических и экономических позиций государства во внешнем мире.

Реализация  реальных целей зависит от способа  внешнеполитического действия, т.е. от очерёдности использования ресурсов. Совокупность внешнеполитических целей и способов их реализации составляет концепцию внешней политики. Она обычно включает 3 момента. Во-первых, общее представление об оптимальном состоянии международной системы. Во-вторых, общее представление о том, каким образом может быть создана эта система. В-третьих, она содержит обоснование места и роли данного государства в создании этой системы. [29; 140] Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс, т.е. целевую направленность внешнеполитической деятельности государства.

Функции внешней политики:

  1. Охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах.
  2. Информационно-представительская, выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, о намерениях других государств и так далее.
  3. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государтва на мировой арене, координацию усилий по решению глобальных проблем.
  4. Идеологическая функция заключается в пропаганде преимуществ своей системы, а также в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

 

2. Концепция национального  интереса и национальной безопасности

 

Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные организации. Для того, чтобы ориентироваться в этом сложном мировом политическом механизме, давайте сначала определимся с терминами.

Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и  других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

Внешняя политика - деятельность государства на международной  арене, а также общественных и  политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов. [29; 140]

Международная (мировая) политика - это термин в  политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой  можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных  отношений и внешней политики. Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:

  • Межгосударственные отношения.
  • Отношения между региональными межгосударственными объединениям.
  • Всемирные правительственные и неправительственные организации.

Международные отношения должны объективно достигать  уровня международного сотрудничества.

Объективная необходимость  перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.

В основе международного сотрудничества, как уровня международных  отношений, лежат 5 принципов мирного  сосуществования (на языке хинди - "панча шила"), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года:

  • Уважение территориальной целостности и суверенитета.
  • Ненападение.
  • Невмешательство во внутренние дела друг друга.
  • Равенство и взаимная выгода.
  • Мирное сосуществование.

Международная политика, международные отношения  не являются постоянной, застывшей  субстанцией - они меняются, развиваются.

Современная обстановка в мире диктует основные тенденции  в развитии международных отношений. [23]

Первая тенденция - демократизация международных отношений  и международной политики.

Демократизацию  международных отношений можно  понимать таким образом:

  • рост взаимодействия всех участников международного процесса, интеграционные тенденции;
  • уменьшение роли государства на международной арене и повышение значения международных организаций;
  • реформирование структуры ООН и основных форм и методов ее деятельности;
  • понижение непроницаемости национально-государственных границ;
  • рост взаимозависимости стран и народов;
  • переосмысление роли войны, как средства политики;
  • в международной политике голос здравого смысла должен быть сильнее, чем голоса отдельных политиков и т.д.

Вторая тенденция - гуманизация международных отношений, что означает:

  • обеспечение всеобщего мира;
  • освобождение сознания людей от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага;
  • объединение людей независимо от их государственной, национальной или социально-классовой принадлежности;
  • интересы человека, его права и свободы должны быть выше интересов и прав государства;
  • главный критерий международной и внешней политики - служение людям;
  • нравственность международной политики и др.

Третья тенденция - демилитаризация международных  отношений, которая означает:

  • разоружение;
  • ликвидация военно-политических блоков;
  • конверсия экономики;
  • конверсия науки;
  • освобождение сознания людей от влияния военного элемента.

В международных  отношениях важную роль играют международные  организации. В настоящее время  насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организаций. [29; 140]

В межправительственных международных организациях участвуют  официально назначенные правительством представители и делегации государств-членов.  Неправительственные международные организации объединяют национальные группы, союзы, ассоциации и частных лиц.

Одной из основных характеристик современной мировой  системы является взаимозависимость  государств и целостность мира, его  единство.

Вместе с тем стержневую основу международной политики составляет национальный государственный интерес. Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что миром правит интерес.

Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное  развитие государств. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.  Они носят долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Национальные  интересы России включают:

  • интересы личности;
  • интересы общества;
  • интересы государства. [23]

Интересы личности состоят в:

  • реализации конституционных прав и свобод;
  • обеспечении личной безопасности;
  • повышении качества и уровня жизни;
  • физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в:

  • упрочении демократии:
  • в создании правового, социального государства;
  • достижении и поддержании общественного согласия;
  • духовном обновлении России.

Интересы государства  состоят в:

  • незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;
  • политической, экономической и социальной стабильности;
  • безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;
  • развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики. Национальные интересы России состоят из интересов  в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

  • сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;
  • завершении процесса становления демократического общества;
  • нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные  интересы России в международной  сфере заключаются в:

  • обеспечении суверенитета;
  • упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);
  • повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне.

Безопасность  обычно рассматривают неделимо в  различных масштабах:

  • национальная безопасность - в границах одного государства;
  • региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;
  • международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.

Информация о работе Внешняя политика РФ