Внешняя политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн. Длительный период проживания европейских народов на континенте, их общение друг с другом выявили многочисленные модели сосуществования: от вооруженной конфронтации, до формирования политической интеграции с ориентацией вначале на экономическую составляющую, а затем и на социально-политическое единение вокруг Шенгенских и Маастрихских соглашений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и функции внешней политики 6
2. Концепция национального интереса и национальной безопасности 13
3. Общая характеристика внешней политики России на современном этапе (2008 -2011 год) 23
3.1. Концепция внешней политики России 2008 года 23
3.2.Анализ основных векторов развития внешней политики России в 2008-2011 годах 26
3.3. Анализ основных этапов развития отношений между РФ и США в 2008-2011 годах 30
3.4. СНГ как региональный приоритет России 33
Заключение 41
Список использованных источников…………………...........................................43

Файлы: 1 файл

внешняя политика рф.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

В отношениях с  Европой — и НАТО, и особенно Евросоюзом — похвастаться нечем. За три с половиной года не произошло вообще ничего, кроме произнесения красивых слов. Инициатива по европейской безопасности оказалась проходным элементом бесконечной игры в попытках друг друга запутать. Бессодержательное «Партнерство для модернизации» с ЕС и аналогичной эффективности декларации по ЕвроПРО остались галочками на бумаге. Справедливости ради надо, конечно, отметить, что вина отнюдь не только на российской стороне. В том состоянии, в котором сегодня пребывают Европейский союз и европейская часть Североатлантического альянса, не до масштабных проектов. Впрочем, под конец срока выяснилось, что и нейтральными отношения, скажем, с ЕС назвать трудно: скоординированная атака на «Газпром» и очередное резкое обострение трубопроводной конкуренции продемонстрировали масштаб противоречий. [29; 140]

Наиболее успешным актом в отношениях с Западом  стала как раз самая критикуемая  там операция — война в Южной  Осетии. Несмотря на первоначальный шок  и угрозы изоляции Москвы, довольно быстро выяснилось, что способность вовремя продемонстрировать силу как минимум снимает некоторые ненужные вопросы и отрезвляющее действует на партнеров. Вообще парадоксальным образом может случиться так, что с исторической дистанции грузинская война будет выглядеть главным внешнеполитическим деянием Дмитрия Медведева, хотя это противоречит его публичному образу.

Успехов Россия при Медведеве добилась как раз  в Азии. [23] Во всяком случае, география визитов и интеллектуальная активность заметно сместилась туда. В Москве стали много говорить о необходимости выработки всеобъемлющей стратегии, которая совмещала бы задачу восстановления позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе с развитием российского Дальнего Востока. Транскорейский газовый проект — заявка на то, чтобы предложить принципиально новую парадигму урегулирования, а Курильский демарш — напоминание о том, что Россия из Азии никуда уходить не собирается. Причем напоминание, в принципе, не Японии.

При Медведеве  наметилась линия, которая, похоже, получит продолжение и при Путине: трансформация России в державу с прежде всего региональным горизонтом (хотя регион — вся Евразия, что по определению придает и глобальное измерение). И заявление о сфере привилегированных интересов (то есть признание того, что у интересов есть очерченные границы), и отстраненная позиция по Ливии, и заметно активизировавшиеся усилия по приданию импульса постсоветским интеграционным структурам (Таможенный союз, ОДКБ, зона свободной торговли СНГ) — действия одного порядка. Россия постепенно локализует свои приоритеты, они расположены вдоль ее границ, все остальное — разменные монеты. Это не линейный и только начавшийся процесс, но симптомов его все больше. [23]

Если обобщать, последние три года (после грузинской войны, которая, конечно, была запоздавшим проявлением путинского курса) можно назвать периодом внешнеполитической стабилизации. Это естественная интерлюдия. К осени 2008 года Россия исчерпала возможности «восстановительного» политического подъема после распада СССР, понадобилось переосмысление, а потом формулирование новых задач. Этот процесс не завершен. Однако корректный и внешне приветливый президент России приглушил страсти, оттенив своего брутального ментора. При этом его вежливость многие захотели интерпретировать как прозападность, в то время как на деле это скорее было безразличие. Что тоже полезно на фоне повышенной и в основном негативной эмоциональности Путина.

Укрепление  экономического положения страны сказалось  и на авторитете России на внешнеполитической арене. Политика России характеризуется жестким отстаиванием суверенитета и интересов государства во всех сферах. Здесь достаточно вспомнить принуждение Грузии к миру после нападения войск Саакашвили на российских миротворцев, а также однозначную позицию, занятую российским руководством в конфликте акционеров ТНК-ВР, которая привела в итоге к урегулированию отношений между российской и британской сторонами. [23]

Параллельно Россия стремится к развитию отношений  со всеми участниками международных  отношений. Свою роль сыграла так называемая перезагрузка отношений с США, которая завершила этап охлаждения между двумя странами, начавшийся с момента вторжения американцев в Ирак в 2003 году. Россия также существенно укрепила свои позиции в Латинской Америке, где мы имеем многомиллиардные контракты. Подлинный прорыв произошел во взаимоотношениях с нашим западным соседом – Польшей. Наконец, за последние три года достигнуты соглашения о безвизовых перемещениях с Абхазией, Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Гайаной, Израилем, Колумбией, Македонией, Никарагуа, Перу, Гонконгом, Сербией, Турцией, Уругваем, Черногорией, Чили и Южной Осетией.

В целом внешнюю  политику-2008—2011 можно оценить как  успешную — опять-таки с учетом того, что и мир, и Россия находились и находятся в середине бурного и опасного переходного этапа. [23]

 

3.3. Анализ основных  этапов развития отношений между  РФ и США в 2008-2011 годах

 

31 августа 2008 года в своем интервью трём  российским телеканалам в Сочи  Медведев объявил пять «позиций»,  на которых он намерен строить внешнюю политику РФ в ближайшие годы. Будучи юристом, Медведев положил в основу всех своих действий международное право, им он будет оперировать во время конфликта с Грузией, к нему призовет апеллировать во время военных событий в Ливии в рамках «Арабской весны» в 2011 году. Главной задачей Медведева, как президента, было строительство многополярного мира и создания новых институтов безопасности на площадке Европы и всего мира, в связи с новыми угрозами и современными условиями ведения политики. Безусловно, главным событием во внешней политике Медведева стал военный конфликт, «пятидневная война», с Грузией в 2008 году, который явился первой с 1979 года интеграцией российских войск в иностранное государство. На Западе к операции и одностороннему признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, а также установлению с ними дипотношений, отнеслись негативно, что вполне логично, но никаких серьезных санкций в ответ не последовало. Более того, Николя Саркози, Президент Франции, сам вызвался стать посредником между Москвой и Тбилиси. Однако, в этом конфликте был и серьезный недочет. [23]

Напомним, в августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

«Вряд ли можно  назвать американскую политику по отношению  к России ответственной и осторожной, она безответственно агрессивна» (Пол Крейг Робертс, июль 2009 года). [23]

На брифинге 07.01.2009, посвящённом политике уходящей администрации президента США Буша-младшего, его советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, говоря об американо-российских отношениях, так сформулировал итоги последних лет: «…президент Буш работал над тем, чтобы перевести двусторонние отношения из русла противостояния времен «холодной войны» на путь сотрудничества в тех областях, где мы имеем общие интересы, решая при этом имеющиеся разногласия в открытой, последовательной и транспарентной манере». Среди достижений Хэдли отметил американо-российское сотрудничество в области сокращения ядерного оружия, нераспространения ОМП, в решении иранской и северокорейской проблем, поддержании переговорного процесса по достижению мира на Ближнем Востоке.

6-8 июля 2009 г.  Д. А. Медведев проводил переговоры  с Бараком Обамой во время  его официального рабочего визита  в Москву. Были подписаны двусторонние  соглашения, в том числе о транзите  американских военных грузов  в Афганистан через территорию России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

8 апреля 2010 года  президент России Д. А. Медведев  и президент США Барак Обама  в Праге подписали Договор  о сокращении стратегических  наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». [23] Также, по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США». Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению главы комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений». [23]

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной  деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный  совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США — Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни — на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

Американские  компании проявляют значительный интерес  к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США. [23]

 

3.4. СНГ как региональный приоритет России

Содружество Независимых  Государств (СНГ) — главный региональный приоритет российской внешней политики. Это обусловлено тем, что на территории СНГ проживает 25 млн. русских соотечественников, проходят имеющие жизненно важное значение для России коммуникации. Здесь находятся источники природных ресурсов, в освоение которых вложены ресурсы всего СССР, т. е. прежде всего России, а также находятся важные экономические и военные объекты России и объекты, необходимые для обеспечения ее национальной безопасности. [23]

При оценке развития СНГ следует отметить, что особенностью возникновения этого межгосударственного  объединения является то, что в  отличие от других межгосударственных объединений, например, Европейского Союза, его образование стало не результатом интеграции государств, а следствием дезинтеграции некогда единого государства — Советского Союза. Решения о прекращении существования СССР и создании СНГ были зафиксированы в одном и том же документе — так называемом «Минском соглашении», подписанном 8 декабря 1991 г. главами Беларуси, России и Украины. Цели, намеченные при создании СНГ в Минском соглашении (сохранение и поддержка общего военно-стратегического пространства, осуществление координации внешнеполитической деятельности, формирование и развитие общего экономического пространства и др.), не были достигнуты. В рамках СНГ сегодня не существует единого экономического, военно-стратегического пространства и эффективной координации внешней политики государств-участников СНГ. [23]

Анализ тенденций и перспектив развития СНГ предполагает, с одной стороны, учет интересов и политики России, с другой — остальных постсоветских государств. Россия — ведущее государство, превосходящее по своей мощи любое другое постсоветское государство. Она единственное ядерное государство в СНГ. Ее военно-стратегический потенциал является одним из самых значительных в мире. Она единственное в СНГ государство, ставшее постоянным членом Совета безопасности ООН. Россия обладает огромными запасами ценных природных ресурсов, позволяющих влиять на политику своих соседей. [23] Наконец, сегодня Россия — самое мощное в экономическом отношении государство СНГ. Естественно, что интересы России связаны с тем, чтобы сохранить постсоветское пространство в сфере своего влияния, обеспечить его интеграцию при своей ведущей роли. Она заинтересована иметь здесь регион безопасности, стабильности и сотрудничества.

 

Именно поэтому  геостратегический курс России будет  связан со стремлением к интеграции постсоветского пространства, сохранению здесь своего доминирования. Соответственно, это предполагает готовность нести бремя определенных расходов.

Интересы и  политика других государств-участников СНГ имеют двойственный характер. С одной стороны, они заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. Многие из них нуждаются в ее политической поддержке. [29; 140] Но одновременно с этим все постсоветские государства заинтересованы в усилении своей независимости и расширении своих международных связей. Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение, что в постсоветском пространстве, внутри СНГ, очевидно, будут иметь место две противоположные тенденции: стремление к сохранению единства постсоветского пространства и усилению интеграционных процессов; тенденция дезинтеграции, усиления «геополитического плюрализма», образования различных групп и объединений. [23] Помимо взаимодействия в рамках всего СНГ и региональных интеграционных объединений, большое значение для национальных интересов России имеют двусторонние отношения со странами СНГ. В Концепции внешней политики РФ, принятой в 2008 г., отмечается, что Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

В европейской  части СНГ большое значение имеет  политика Украины. Это обусловлено  в первую очередь ее уникальным геополитическим  положением: между объединенной Европой, атлантическим сообществом и Россией. Значение Украины для российской геополитики обусловлено тем, что Украина является крупнейшим после России постсоветским европейским государством; через территорию Украины проходят стратегические коммуникации, в том числе через нее осуществляется транзит газа в Европу; Украина в настоящее время является буфером между Россией и НАТО; на Украине проживает значительное число русских и русскоязычных граждан.

Информация о работе Внешняя политика РФ