Финансовая политика и её реализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
-рассмотреть реализацию бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик в России;
-рассмотреть реализацию налоговой политики России в период мирового финансового кризиса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...5
1.1.Исторические аспекты финансовой политики………………………………5
1.2.Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики…………………12
1.3.Типы финансовой политики и их характеристика……………………….....18
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...21
2.1.Реализация бюджетной политики…………………………………………....21
2.2.Реализация налоговой политики…………………………………………..…24
2.3.Реализация денежно-кредитной политики…………………………………..28
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………..31
3.1.Анализ налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………………….…...31
3.2.Пути совершенствования налоговой политики России……………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!ФИНАНСЫ..doc

— 595.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

                              «Ижевский Государственный технический

                                   университет им. М.Т. Калашникова»

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Финансы»

На тему: «Финансовая политика и её реализация в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                         студент группы 5-52-1                                       

                                                                                           Якимова О.В.

 

 

Научный руководитель:                                                    

                                                                        

                                  

 

 

 

 

                                                Ижевск  2012

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...5

1.1.Исторические аспекты финансовой  политики………………………………5

1.2.Понятие, сущность, цели  и задачи финансовой политики…………………12

1.3.Типы финансовой политики  и их характеристика……………………….....18

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...21

2.1.Реализация бюджетной политики…………………………………………....21

2.2.Реализация налоговой политики…………………………………………..…24

2.3.Реализация денежно-кредитной  политики…………………………………..28

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………..31

3.1.Анализ налоговой политики  России в условиях мирового  финансового кризиса……………………………………………………………………….…...31

3.2.Пути совершенствования налоговой  политики России……………...……49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике. [14]

    В связи с этим, изучение финансовой политики является одним из актуальных вопросов современной экономической стратегии государства.

Цель курсовой работы - рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в России.

Задачи  курсовой работы:

-рассмотреть  теоретические аспекты финансовой  политики государства;

-рассмотреть реализацию бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик в России;

-рассмотреть реализацию налоговой политики России в период мирового финансового кризиса;

-разработать прогноз поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2012-2014гг.;

-выявить пути совершенствования налоговой политики России.

При написании курсовой работы использовались учебники отечественных авторов, данные статистической налоговой отчетности за три периода, интернет-ресурсы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты финансовой политики государства, во второй главе – реализация финансовой политики, в частности бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик России, в третьей главе проводится анализ налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса, разрабатываются прогнозные значения поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2012-2014гг., выявляются пути совершенствования налоговой политики России.

В конце работы подводятся итоги  всей работы, кратко отражающие полученные результаты и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

          ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ                    ГОСУДАРСТВА

          1.1.Исторические аспекты финансовой политики

Финансовая политика (в широком смысле) — это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.

Финансовая политика (в узком смысле) — это совокупность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, в распределении и использовании  финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его  функций, поставленных целей и конкретных задач. [40]

Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижения и даже национальных традиций. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильности государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства направлена на сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в скорейшем изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на ее разрушение и формирование новой системы общественных отношений.

Ярчайшим примером сказанному является история финансовой политики России. Рассмотрим некоторые ее этапы.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизацию денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития. Дело в том, что в России бюджет делился на две части. Первая часть отражала традиционные государственные расходы, позволяющие осуществлять, если так можно выразиться, простое воспроизводство общественных отношений. Вторая часть бюджета отражала расходы, как их называли, производственного характера, и их финансирование осуществлялось в основном за счет займов, и прежде всего иностранных. Таким образом, Россия свое экономическое развитие ставила в зависимость от иностранного капитала.

Следующим принципом финансовой политики был принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен (не более 300 млн. рублей). Денежная реформа 1895—1897 гг. вводит свободный размен банкнот на золото.

Высшее руководство России той  эпохи неодобрительно относилось к  свободе предпринимательства, усматривая в этом покушение на свои властные полномочия, поэтому большая часть отраслей народного хозяйства были государственными. Так, 2/3 железнодорожной сети, 7/8 телеграфов, 1/3 земли, лесов, наиболее ценных рудников принадлежали государству.

В связи с этим одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств в руках высших и центральных этажей власти. Так, центральный бюджет в объеме консолидированного составлял 85%, тогда как в Англии —54%, Пруссии — 68%.

В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени. В целом  же она не учитывала законы экономического развития, что и привело финансовую систему и страну в целом к серьезным потрясениям начала XX в.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания  гражданской войны. Экономические  условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все же велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%.

Для хозяйства страны в тот период были характерны неупорядочное снабжение, стихийные цены, непредсказуемые  результаты хозяйственной деятельности, отсутствие условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Государство создаёт три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений — налоги.

Налоговая система данного периода  характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строение, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как он почти весь перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства и создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный.

Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары широкого потребления.

Широко использовалась система  доходов от государственного имущества. Сюда относились: арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.

Вторым по значению общегосударственным  фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков.

Доля налога с оборота в общем  объеме доходов государственного бюджета  всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950г. — 55,8%, 1960г. — 40,7%, 1970г. — 31,5%, 1975 г. — 30,4%, 1980г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов  бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,0%, в 1960 г. — 24,2%, в 1970 г. — 34,6%, в 1975 г. — 31,9%. Этот источник, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят порядок ее распределении, в результате которого на предприятии оставалось около 28% объема полученной прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. 72% прибыли вносилось в бюджет.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставка еще жестче воздействовала на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.

При такой организации финансов, несмотря на Великую Отечественную  войну 1941—1945 гг., удалось выполнить  поставленные задачи, и к 1960-м годам  страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Увеличилось число отраслей экономики. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. до более чем 300 в 1966 г. Особенно значителен рост отраслей был в машиностроении, в химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.

Экономическая реформа 1965 г. утверждала новую систему распределения и использования прибыли.

Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередность отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.           После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов.

Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ