Финансовая политика и её реализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
-рассмотреть реализацию бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик в России;
-рассмотреть реализацию налоговой политики России в период мирового финансового кризиса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...5
1.1.Исторические аспекты финансовой политики………………………………5
1.2.Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики…………………12
1.3.Типы финансовой политики и их характеристика……………………….....18
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...21
2.1.Реализация бюджетной политики…………………………………………....21
2.2.Реализация налоговой политики…………………………………………..…24
2.3.Реализация денежно-кредитной политики…………………………………..28
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………..31
3.1.Анализ налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………………….…...31
3.2.Пути совершенствования налоговой политики России……………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!ФИНАНСЫ..doc

— 595.00 Кб (Скачать)

          2) регулирующая;

          3) планово – директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах  осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная  финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра –  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. [32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1.Реализация бюджетной политики

Бюджет - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления. [2]

Государственный бюджет — это смета  доходов и расходов государства  за определенный период, чаще всего  за год, составленная с указанием  источника поступления государственных  доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет разрабатывается правительством и утверждается высшими законодательными органами. [26] 
          Бюджетная политика – это направление деятельности, которая реализуется через определенный комплекс мероприятий и направлена на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов государственного бюджета. [39]

С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством. [8]

Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение  условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.[4]

   Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики, принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. [27]

Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов.

Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени. [27]

В целом проведение бюджетной политики основывается на использовании бюджетных механизмов – это совокупность видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования, финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.[40]

          Бюджетная политика реализуется на всех уровнях бюджетного управления, в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).[23]

Субъектами реализации бюджетной  политики признаются органы власти, обладающие полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов.[33]

Инструментами реализации бюджетной политики  выступают бюджетное право и бюджетный механизм.[28]

Бюджетных механизм – это совокупность видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования, финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.[40] 

Однако для  полной реализации бюджетной политики и обеспечения ее высокой результативности необходимо, чтобы нормативно-правовая база функционирования бюджета была адекватна условиям развития страны, а бюджетный механизм слаженно и эффективно работал. [28]

В основу реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Основные  цели бюджетной политики на 2013 год  и среднесрочную перспективу :

1. Бюджетная  политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

            2. Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

3. Особое внимание  должно быть уделено продуманности  и обоснованности механизмов  реализации и ресурсного обеспечения  государственных программ, их корреляции  с долгосрочными целями социально-экономической  политики государства.

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных  услуг. 

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости.

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

7. Налоговая система  должна быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата,  повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

9. Важными задачами  Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества. [4]

 

 

          2.2.Реализация налоговой политики

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[20]

Налоговая политика - это деятельность государства в сфере аккумулирования  и использования налогов. Она  заключается в разработке концепции  и принципов ее осуществления. Роль налоговой политики очень существенна для нормального функционирования экономики государства и определяется объективно существующими отношениями между государством и налогоплательщиками. [34]

          Основными задачами налоговой политики являются:

         1.обеспечение государства финансовыми ресурсами;

         2.регулирование экономики;

         3.решение социальных задач.[32]

Налоговая политика разрабатывается  и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая  тактика). [25]

Практическая   реализация государственной налоговой              политики осуществляется     через     налоговый      механизм.       Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке 2.1.  [18]

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. [36]

Налоговая политика и механизм реализации налоговой политики определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения роли самого государства в общественной жизни.[25]

         Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы. [18]

 

Рисунок 2.1. Взаимосвязь  налоговой политики и налогового механизма страны

 

 

Субъекты налоговой   политики

   

 

 

 

Выбор целей налоговой политики

 

Разработка концепции налоговой политики

 

 

 

Выбор модели налоговой политики

Разработка стратегии налоговой  политики

 
 

 

 

 

Выбор методов налоговой  политики

 

Разработка тактики  налоговой политики

 

 

 
 

Формирование налогового механизма

 

 

 

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

1) функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;

2) функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;

Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ