Финансовая политика и её реализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
-рассмотреть реализацию бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик в России;
-рассмотреть реализацию налоговой политики России в период мирового финансового кризиса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...5
1.1.Исторические аспекты финансовой политики………………………………5
1.2.Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики…………………12
1.3.Типы финансовой политики и их характеристика……………………….....18
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...21
2.1.Реализация бюджетной политики…………………………………………....21
2.2.Реализация налоговой политики…………………………………………..…24
2.3.Реализация денежно-кредитной политики…………………………………..28
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………..31
3.1.Анализ налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………………….…...31
3.2.Пути совершенствования налоговой политики России……………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!ФИНАНСЫ..doc

— 595.00 Кб (Скачать)

Затраты второго (использование фонда  материального поощрения, фонда  социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.

 

           Таблица 1.1. Распределение прибыли промышленных предприятий, %

Из табл. 1.1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.

Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с  совершенствованием методов распределения  прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом.

К 1992 г. в стране произошла смена  политической ориентации. Государство  провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила  роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые  группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Структурные преобразования вызвали  значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты  переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:

1.Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде.

2.Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества.

3.Невмешательство государства в экономику.

4.Система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капитала. [24]

 

 

         1.2. Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования  экономики переходного периода  посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. 
         Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

Марксисты видят под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке финансовой политики нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. 
           Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Другой экономист, И.В.Левчук, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР». Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов.

Ряд авторов финансовую политику определяет как «совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. [42]   

Итак, финансовая политика государства — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. [22]   

Государство в лице органов законодательной (представительной) и исполнительной власти — главный субъект проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации различных форм собственности.

Объектами  финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы. [22]

Цели финансовой политики: 

- политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики; 
          - экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;

          - социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

         Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.

          Главными задачами финансовой политики являются:

1)обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2)установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3)сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4)достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5)создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6)формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.[21]

          По содержанию финансовая политика предполагает:

-разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

-создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

-управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.[32]

          Для реализации финансовой политики необходимо:

-снижение социальной напряженности;

-оздоровление государственных финансов;

-восстановление нормального функционирования банковской сферы;

-сбалансированность товарных и денежных потоков;

-разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

-искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции. [9]

Финансовая политика состоит из следующих элементов:

1) налоговой политики;

2) бюджетной политики;

3) денежно-кредитной политики;

4) ценовой политики;

5) таможенной политики;

6) социальной политики;

7) инвестиционной политики;

8) политики в области международных финансов.[19]

Дадим им характеристику.

1.  Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

-комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

-пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

-введение единого реестра налогоплательщиков;

-ужесточение налогового администрирования;

-реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.[9]

2. Бюджетная политика РФ сводится к:

-определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

-установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

-оптимизации структуры расходной части бюджета;

-распределению расходов между бюджетами разных уровней;

-определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

-управлению государственным долгом;

-определению источников финансирования дефицита бюджета

и т.п.[19]

3. Финансовая политика неразрывно  связана с денежно-кредитной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития. [16]

4. Ценовая политика государства  сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.[19]

5. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. [16]

6. Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. [16]

7. Инвестиционная политика предполагает:

1)повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

2)создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

3)развитие ипотечного кредитования;

4)привлечение прямых иностранных инвестиций.[19]

8. Российская Федерация придерживается следующих приоритетов при проведении политики в области международных финансов:

-интеграция в мировую финансовую систему;

-усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой;

-вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);

-урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);

-укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;

-повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;

-полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира.[19]

 

 

1.3.Типы финансовой политики  и их характеристика

На современном этапе  известны три типа финансовой политики:                               1) классическая;

Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ