Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
-рассмотреть реализацию бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политик в России;
-рассмотреть реализацию налоговой политики России в период мирового финансового кризиса;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...5
1.1.Исторические аспекты финансовой политики………………………………5
1.2.Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики…………………12
1.3.Типы финансовой политики и их характеристика……………………….....18
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...21
2.1.Реализация бюджетной политики…………………………………………....21
2.2.Реализация налоговой политики…………………………………………..…24
2.3.Реализация денежно-кредитной политики…………………………………..28
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………..31
3.1.Анализ налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………………….…...31
3.2.Пути совершенствования налоговой политики России……………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Затраты второго (использование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.
Таблица 1.1. Распределение прибыли промышленных предприятий, %
Из табл. 1.1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.
Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом.
К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:
1.Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде.
2.Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества.
3.Невмешательство государства в экономику.
4.Система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капитала. [24]
1.2. Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики
В последние годы вопросам проведения
государственной финансовой политики
и проблемам финансового
Так, крупные
западные экономисты не дают четкого определения
финансовой политики. Например, Фишер,
Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую
политику как самостоятельное понятие,
подчеркивая, что фискальная политика
представляет собой решения, принимаемые
государством относительно своих расходов
и доходов. Аналогично рассматривают указанную
проблему и некоторые другие представители
зарубежных экономических школ. В частности,
Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю
совмещают понятия финансово-бюджетной
и фискальной политики. Несомненно, такая
трактовка вызывает ряд неопределенностей
в сознании сущности финансовой политики.
Марксисты видят под финансовой
политикой, в первую очередь, совокупность
государственных мероприятий по стабилизации
финансовых ресурсов, их распределению
и использованию для осуществления государством
его функций, указывая, что социальная
направленность и эффективность воздействия
финансовой политики на развитие производительных
сил и производственных отношений определяются
объективными закономерностями экономического
развития, общественно-политическим строем
страны. В марксисткой трактовке финансовой
политики нет полной четкости, так как
сфера действия фискальной политики практически
совпадает с областью финансовой политики,
в обоих случаях представляя собой совокупность
государственных мер по регулированию
и распределению финансовых ресурсов.
Большой
вклад в понимание сущности финансовой
политики сделали работы отечественных
экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая
суть финансовой политики, отмечал ее
связь с учетом и контролем за производством,
количеством труда и распределением продуктов.
Другой экономист, И.В.Левчук, отмечает,
что эта политика призвана создать правильное
сочетание централизованного и демократического
в управлении распределением и использованием
финансовых ресурсов. Интересна трактовка
финансовой политики, данная В.С. Павловым.
Он связывает финансово-кредитную политику
с условиями реального финансово-экономического
положения страны, направлениями и методами
перестройки финансово-кредитной системы.
Весьма полное исследование настоящего
вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе
«Финансы СССР». Автор дает два определения
ее содержания: как основные направления
деятельности государства в области использования
финансов и как концентрированное выражение
финансов.
Ряд авторов финансовую политику определяет
как «совокупность
Итак, финансовая политика государства — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. [22]
Государство в лице органов законодательной (представительной) и исполнительной власти — главный субъект проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации различных форм собственности.
Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы. [22]
Цели финансовой политики:
- политические
цели, т.е достижение целей в области внешней
и внутренней политики;
- экономические
цели, т.е. достижение целей в области экономики
на различном уровне;
- социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.
Главными задачами финансовой политики являются:
1)обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2)установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3)сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4)достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5)создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6)формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.[21]
По содержанию финансовая политика предполагает:
-разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
-создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
-управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.[32]
Для реализации финансовой политики необходимо:
-снижение социальной напряженности;
-оздоровление государственных финансов;
-восстановление нормального функционирования банковской сферы;
-сбалансированность товарных и денежных потоков;
-разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
-искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции. [9]
Финансовая политика состоит из следующих элементов:
1) налоговой политики;
2) бюджетной политики;
3) денежно-кредитной политики;
4) ценовой политики;
5) таможенной политики;
6) социальной политики;
7) инвестиционной политики;
8) политики в области международн
Дадим им характеристику.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
-комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
-пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
-введение единого реестра налогоплательщиков;
-ужесточение налогового администрирования;
-реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.[9]
2. Бюджетная политика РФ сводится к:
-определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
-установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
-оптимизации структуры расходной части бюджета;
-распределению расходов между бюджетами разных уровней;
-определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
-управлению государственным долгом;
-определению источников финансирования дефицита бюджета
и т.п.[19]
3. Финансовая политика
4. Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.[19]
5. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. [16]
6. Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. [16]
7. Инвестиционная политика предполагает:
1)повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
2)создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
3)развитие ипотечного кредитования;
4)привлечение прямых иностранных инвестиций.[19]
8. Российская Федерация придержив
-интеграция в мировую финансовую систему;
-усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой;
-вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);
-урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
-укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
-повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
-полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира.[19]
1.3.Типы финансовой политики и их характеристика
На современном этапе известны три типа финансовой политики: 1) классическая;
Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ